Год назад в Чите убили 12-летнюю школьницу. Её искали 5 дней больше тысячи волонтёров, полицейских и простых горожан. Девочка жила в километре от своей школы №25. Каждое утро она должна была проходить мимо складов, гаражных кооперативов и СТО. Весь путь был без освещения, камер и среди стай бродячих собак, спустя год ситуация в районе не изменилась..
«Пока не произойдёт что-то страшное, власти ничего не изменят», - писали тогда в комментариях, но и спустя год ситуация не поменялась. Освещения нет во всём районе, единственная камера даже не захватывает участок пути до школы, а собаки хоть и не стаей, но всё также остались в районе.
Мы попробовали пройти в 18.30 той же дорогой, что и убитая год назад девочка. Даже нам, взрослым людям, было страшно идти вдвоём, так как вокруг окружала абсолютная темнота, под ногами часто валялись ветки и камни, дорога вокруг была перерыта, а по пути встречались люди, возвращавшиеся домой в одиночку, и собаки.
Пройти этим маршрутом полностью нам не удалось, в какой-то момент мы остановились перед забором, не нашли прохода и пришлось возвращаться, чтобы сделать небольшой круг. К тому же кроме дорог мы решили добавить в маршрут ещё и парк, так как многие жители района пожаловались, что по нему приходится ходить детям со школы и с троллейбусной остановки.
Весь наш путь меня не покидало ощущение, что власти Читы просто вычеркнули из своего плана хоть какого-то благоустройства частный сектор. Стоит немного отойти от освещённой и шумной улицы Красной Звезды, сразу погружаешься во мрак, и лишь изредка на пути попадается одинокий фонарь, свет которого совсем не даёт ощущения безопасности.
Парк МЖК тоже не похож на общественное пространство и место для прогулок. Возможно, днём он выглядит уютней, но в темноте деревья и шагающие между ними люди только заставляют тебя ускориться, добежать до дома и закрыть за собой дверь на замок покрепче.
Совсем недавно в крае начала работать онлайн-платформа «Голос забайкальца». Задумывалось, что на ней жители региона смогут оставлять свои обращения, а власти будут оперативно реагировать. По итогу получилось, что чаще всего жители начали получать отписки.
Также случилось и у жительницы района, где жила погибшая девочка. Любовь Никитина оставила на сайте свою жалобу. Она попросила освещение, заделать ямы, закрыть люки и сделать тротуары. По итогу читинка получила отговорки и вердикт - «не представляется возможным».
Прохожие в том районе отмечают, что до дома не то что дойти невозможно, даже проехать трудно, так как дорога «убита», а просьба у всех одна «осветить дорогу хотя бы до школы».
На самом деле, проблема безопасности по дороге в школу встречается в Чите и на её окраинах повсюду. Это журналистам показали во время рейда ОНФ. Дети сами обратились к общественникам и пожаловались на собак, отсутствие освещения и пешеходных переходов.
Первой мы посмотрели дорогу до школы №9. Там по улицам Июньская и Нечаева положили новый асфальт, но вот «лежачих полицейских» вернуть забыли. Кроме того, по Нечаева нет ни одного пешеходного перехода, а по Июньской вместо тротуара для подхода к школе просто вытоптанная школьниками тропинка.
ОНФ отметили, что сами школьники говорят, что в школу страшно ходить из-за стаи собак и отсутствия освещения.
Заместитель директора школы по безопасности Александр Мурачик добавил, что они решают проблему с пешеходами и дорогой уже около 7 лет. Дважды обращались в суд: читинский сказал, что им не положен переход, а краевой поддержал школу.
Следующей была школа №20 в посёлке Биофабрика. Она находится рядом с федеральной трассой, но проблема там больше в самих водителях. Они норовят через сплошную свернуть к школе и едут по дорожке, где по задумке должен быть тротуар для пешеходов.
Там общественники предлагают либо сделать нормальную разметку и знаки на дороге, либо нормальный тротуар и дорогу перед школой.
В районе Острова ученики школ №11 и №13 пожаловались на проблемы при переходе и подъезде маршруток по улице Лазо.
Там одна дорога разделена железнодорожными путями, и с обеих сторон узкое двустороннее движение. Маршрутка, когда высаживает пассажиров, останавливается прямо около путей и теснит идущих школьников прямо на них. Дети предложили изменить там движение и сделать обе дороги односторонними. По их мнению, это могло бы решить проблему и с потоком машин, и с опасностью таких остановок.
Небольшой рейд завершился только четырьмя школами, но представитель ОНФ отметил, что также о проблемах сообщали ученики школ №7 и №36. Практически все из них говорили о скоплении собак и отсутствии света - «страшно идти в школу».
Дети больше остальных нуждаются в защите и безопасности, но администрация Читы не спешит решать застоявшиеся проблемы. Здесь показателен пример школы №9, где руководство бьётся за пешеходный переход 7 лет.
Неизвестно, сколько ещё напуганных, покусанных или сбитых на дорогах школьников подтолкнут власть к созданию безопасных маршрутов. А пока жители не перестают говорить, что изменят всё только тогда, когда произойдёт ещё что-то страшное.