Ни для кого не секрет, что КСК стоит в долине Ивановского ручья на сильно обводнённых грунтах. Равнина, покрытая заливными лугами и болотами – вот на чём вырос 50-тысячный посёлок Текстильщиков с его девятиэтажками и проспектами.
Для того чтобы земля и возведённая на ней инфраструктура не ходили ходуном в условиях неглубокого залегания грунтовых вод, советские градостроители предусмотрели дренажную систему, уничтожение которой может нарушить и без того шаткое благоденствие посёлка. Спрашивается, кому в здравом уме понадобилось её уничтожать? Тем, кто знает, что, сдав якобы бесхозные трубы на металлолом, можно выручить денежку, обеспечивающую безбедное существование на некоторое время.
В 9-м микрорайоне КСК за регулирование уровня грунтовых вод отвечает вот эта, в прошлом халтурно закопанная чугунная дрена:
По рассказам очевидцев, в конце 70-х будущий микрорайон представлял собой едва ли не топь. Да, замаскировать болото насыпным грунтом удалось, низкую несущую способность получившейся «суспензии» компенсировать свайными фундаментами – тоже, однако заставить грунтовые воды исчезнуть без права на возвращение оказалось выше сил человеческих. Трясинная сущность территории то и дело даёт о себе знать зарослями тростника в забвенных ещё с перестройки котлованах и в подолгу не испаряющихся после дождя лужах. Но это даже вполовину не так страшно, как если бы дренажной системы не существовало вовсе.
Дрена не лежит без дела. Она верой и правдой служит 9-му микрорайону, защищая его от заболачивания, которое, дай волю поступающей с грунтовыми, талыми и атмосферными водами избыточной влаге, без промедления начнёт вносить коррективы в облик местности. В довесок, дренажная труба, вкупе с водопропускной железобетонной трубой, не даёт деформироваться дороге на улице Назара Широких – важному транспортному коридору, связывающему посёлки КСК и ГРЭС. А эта дорога и так не в восторге от соседства с нестабильной многолетней мерзлотой.
Несколько лет назад металлокрады не без помощи крана демонтировали около 150 метров дренажного коллектора. Он отводил собирающуюся в дренажной трубе воду к ручью. Благо дорожные рабочие во время ремонта улицы Назара Широких догадались, к каким фатальным последствиям приведёт пропитанное водой земляное полотно и прокопали канал на месте украденного коллектора.
И всё бы ничего, но водопропускная способность нынешней дренажной системы не идёт ни в какое сравнение с тем, что было при здравствующем коллекторе. Вода просачивается через насыпь в час по чайной ложке, прежде чем попасть в канал. Как итог – содержимое дрены застаивается и цветёт.
Беда в одиночку не ходит: и на лакомую трубу положили глаз чёрные металлоломщики. Ловко орудуя кувалдой и ломом на самом юру, они кусочек за кусочком стирают дрену с лица земли. Даром что чугун легко поддаётся крошению. Кажется, ещё немного, и остатки труб можно будет выкорчевать, воспользовавшись элементарным правилом рычага. И тогда, возможно, – пиши пропало стабильности грунтов 9-го микрорайона.
Справедливости ради отметим, что ручей с начала нулевых заметно обмельчал, пойменные почвы местами стали напоминать солончаки, грунтовые воды умерили пыл и дорога с последнего ремонта (тьфу-тьфу-тьфу) не обзавелась колдобинами и критическими просадками. Может, причина тому – исправная работа дренажной системы made in USSR?
Вспомним пресловутый 2018 год, когда ручей не на шутку разлился так, что начал угрожать подтоплением Молодёжному микрорайону. Тогда пришлось пригонять трактор и рыть водоотводную траншею. Но 9-й микрорайон уцелел: дорога, вопреки ожиданиям скептиков, выдержала натиск стихийного потока.
Может статься, труба и впрямь не простаивает втуне, и нужно по достоинству оценить её служение на благо города – обеспечить должный контроль за её состоянием и нормативное содержание. Как считаете?
Хотя постойте. Что, если дрена давным-давно выработала свой ресурс и ей уготовано быть сданной в утиль, как и доброй части советского наследия, мозолящей глаза миллениалам? Ведь доказательства её значимости, приведённые мнительным мной, по сути дела, притянуты за уши. Паче того, я до конца не уверен, что это именно дрена, а не, скажем, труба для аварийного сброса сточных вод (кого заботила охрана окружающей среды в СССР?). И всё же, как насчёт взять неподалёку лежащие с горбачёвских времён бетонные плиты, накрыть ими трубу и засы́пать от греха подальше?
Если кто-то, как и я, углядел в этом тексте рекламу дренажной трубы со всеми наводками, знайте, что я держу руку на пульсе и в нескольких мгновениях от нажатия заветных «112».
P. S. Стоило мне приблизиться к конструктивам упомянутых в тексте сооружений, чтобы запечатлеть их на телефон, как наша доблестная полиция явилась тут как тут (где же ты, полиция, была раньше?). И ваш покорный слуга чуть не поплатился за свою любознательность и гражданскую активность визитом в полицейский участок.