Хирургический стаж заведующего стационаром «Академии Здоровья» Сергея Мясникова — 33 года. Как от работы санитаром в студенчестве он стал главным внештатным хирургом Забайкалья и о том, почему в семье не должно быть двух хирургов, он рассказал в своём интервью.
— Расскажите, как всё начиналось в вашей медицинской карьере?
— В 1981 году я поступил в Читинский государственный медицинский институт, где проучился до 1987-го. Будучи студентом, работал санитаром, а позже медбратом в железнодорожной больнице. После было 2 года ординатуры на кафедре общей хирургии и аспирантура.
— У вас есть звание кандидата наук?
— Нет, кандидатскую мне не удалось защитить, потому я уже был женат, у нас было двое детей. Времена были тяжёлые, надо было кормить семью и зарабатывать. Пришлось просто работать хирургом. С 1990 года я был практикующим врачом в железнодорожной больнице под руководством завотделением хирургии Владислава Викторовича Вострикова, замечательных коллег, которые дали мне большую школу, и кафедры общей хирургии под руководством профессора Иорданской Нины Игоревны Непосредственный мой наставник — Гончар Владимир Яковлевич, который был главным хирургом Забайкальской железной дороги.
— То есть ваш путь начался в железнодорожной больнице?
— Верно. Там началось становление меня как врача. Становление мышления и отношения к пациентам. Развитие клинического мышления, диагностики и хирургических методов лечения. В 1993 году в Читу пришли лапароскопические операции. Первой их начала делать городская больница, потом краевая клиническая, а вскоре и наша, железнодорожная, тоже приобрела лапароскопическую стойку. Я был одним из тех, кто внедрял эту методику.
— Как вы оказались на руководящей должности?
— В 1997 году я стал заведующим хирургическим отделением, в то же время практиковал. Этот период длился до 2006-го. Ситуация сложилась так, что я перешёл работать в первую городскую, где возглавил отделение хирургической инфекции, так называемой гнойной хирургии. Там я также делал и все операции, которыми овладел ранее — желчнокаменную болезнь, лапароскопические вмешательства, операции на органах брюшной полости и щитовидной железе. Была и экстренная, и плановая патологии.
В первой городской я проработал практически 10 лет — до 2015-го. В том же году меня позвал Виктор Александрович Шальнёв на должность завотделения в краевую больницу. Там тогда образовывалось совместное отделение торакальной и общей хирургии. Практически год я был его руководителем. В 2016 году, когда формировалось новое министерство здравоохранения, Сергей Олегович Давыдов позвал меня возглавить хирургическую службу в качестве консультанта в своей команде. И я с этой командой проработал весь период, пока Давыдов был министром.
В общей сложности я проработал как главный хирург Забайкальского края примерно 4 года. Но всё это время практиковал. Потому что в работу входила кадровая политика, консультативная и практическая помощь хирургам края, внедрение новых технологий в районные больницы. Моей задачей стояло всесторонне поддерживать хирургов, чтобы они оставались в крае, могли делать больше плановых операций, чтобы население получало помощь на местах, не выезжая из своего населённого пункта.
— Что было после того, как Давыдов ушёл с поста министра?
— Я ушёл из министерства, но остался главным внештатным хирургом региона, и сейчас им остаюсь.
— После совместной работы Сергей Давыдов не захотел вас отпускать?
— С Сергеем Олеговичем мы давно разговаривали на тему, чтобы я пришёл работать в «Академию Здоровья». Мы рассматривали варианты быть и просто практикующим доктором, и консультации вести. Учитывая, что я лично знаю большинство хирургов края, и пациентов за 30 с лишним лет у меня сотни. Со многими я поддерживаю связь. У меня создан свой регистр пациентов, которых я периодически обзваниваю, узнаю их состояние. Я помню все их диагнозы, могу поинтересоваться о близких и родственниках.
— И как давно вы здесь?
— Примерно месяц я работаю в должности заведующего стационаром. Это не только общая хирургия. Сюда включена урология, травматология, лор-операции, пластическая, общая и сосудистая хирургия, гинекология, колопроктология. На базе этого же отделения есть терапевтическое, койки для неврологических пациентов и для реабилитации.
— Что же вас всё-таки подтолкнуло принять предложение?
— Первое для меня и самое основное — это новые операционные. Сергей Олегович много где побывал за границей, перенял опыт у зарубежных клиник. Когда он впервые пригласил меня сюда, посмотреть клинику, я ощутил себя не в стационаре. Это не больница и не поликлиника, а хорошая гостиница, где разносится запах кофе, царит доброжелательная атмосфера, все вокруг улыбаются. Никаких столпотворений и очередей.
Поднявшись в операционную, я увидел то, что, возможно, я и желал в ней видеть. Учитывая, что я много ездил по краю, оперировал в разных стационарах, мне есть с чем сравнить. Тут для хирурга созданы абсолютно все условия. Врач не думает на операции о коагуляторе, например, или о шовном материале. Здесь есть высококлассная аппаратура для анестезиологов, эндовидеотехника, для травматологов — силовое оборудование. Урологи, которые недавно пришли сюда работать, очень довольны. Они могут использовать все новейшие техники, каких нет в других больницах, уж тем более в районах.
Учитывая, что узких специалистов, таких как лоры, урологи, травматологи, пластические хирурги, по краю единицы, здесь они собраны в одном месте. Поэтому стационар и называется многопрофильный.
— Чем ещё отличается хирургия в «Академии Здоровья»?
— У нас три больших операционных, максимально в которых мы можем делать по 7 операций в каждой за один рабочий день. Есть и малая операционная, там проводят амбулаторные вмешательства. Учитывая, что поток пациентов большой, мы не прочь оперировать в вечернее время.
Реанимация здесь тоже первоклассная, круглосуточно дежурит анестезиолог, который вводит пациенту, допустим, продлённую анестезию. Уже на следующий день мы получаем улыбающегося пациента, за которым в дальнейшем ухаживают медсёстры и наблюдает хирург. Мы стремимся сократить средние сроки лечения до 4-5 дней. Также у всех докторов есть дальнейшая связь с пациентами.
— Вы пришли, когда коллектив уже был сформирован. Комфортно ли вам с ним работать?
— Безусловно, это очень профессиональные люди. Они имеют имя в профессиональной среде, их знают пациенты по всему краю. Есть у нас в штате доктора и кандидаты наук. Большой плюс в том, что все врачи со стажем — они получили немалую практику в стационарах города.
— На что нацелены вы как руководитель?
— Как главный хирург Забайкалья, я пытался и пытаюсь развивать плановую помощь, и работа всей клиники настроена так же. Если к нам поступает пациент с экстренной патологией, мы обязаны перевести его в дежурный стационар по жизненным показаниям. Наша задача: больше пациентов прооперировать и просанировать вовремя, чтобы не допустить осложнений при хронических патологиях.
— У вас большой поток пациентов?
— Да, очень. Ведь к нам едут не только из районов Забайкалья, но и из соседних регионов. «Академия Здоровья» занимает примерно третье место по России среди частных клиник именно из-за большого количества коек в стационаре. У нас высокий кадровый потенциал, материально-техническое обеспечение на должном уровне. Конечно, есть ещё точки роста, но и мы не стоим на месте. Любой специалист, если узнал, что в каком-то регионе что-то новое внедрили, может съездить, пообщаться с коллегами, научиться. Если потребуется оборудование и на новую методику будет спрос, мы его приобретём.
— Наверное, в вашей семье династия медиков?
— Мои родители — рабочие, медиков не было. В министерстве тоже никого знакомых не было. В школе я даже не мечтал идти в мединститут.
— А супруга?
— Жена у меня тоже медик.
— Хирург?
— Нет, трасфузиолог, и слава богу, иначе некому было бы сохранять семейный очаг. Потому что хирургия забирает очень много времени. Ты пришёл домой с работы, а думаешь о проведённой операции. Если же предстоит операция, начинаешь читать, вспоминать, продумывать, как лучше сделать. Ведь ещё кто-то из великих сказал, что самая лучшая операция та, которой не было. И для хирурга очень актуальна пословица «Семь раз отмерь, один раз отрежь».
— А дети?
— Дочка тоже медик. Когда училась в институте, хотела стать хирургом, даже ходила со мной в операционную. Но я ей запретил, сказал, что это профессия не женская. Для неё на первом месте должна быть семья, супруг, дети. Внуками она меня уже порадовала.
— И кем она стала в итоге?
— Врачом-рентгенологом.
— Что нужно для того, чтобы стать хорошим хирургом?
— Могу сказать, что любой врач учится всю жизнь. В институте мы получаем только базовые теоретические знания. Я всегда говорю молодым, что хирургом они станут только через 10 лет после окончания ординатуры. Лишь тогда приходит равновесие между руками и головой. Если равновесие сохранится в дальнейшем, это будет хороший хирург.
Лицензия № ЛО-75-01-001462 от 9 ноября 2018 г. на осуществление медицинской деятельности.