Каждый активно пользующийся соцсетями читинец хотя бы раз размещал в своих аккаунтах фото или видео коричневого (красного, чёрного и почти любого другого) цвета жижи, струящейся из крана. После такого у многих отпадает желание набирать оттуда воду в чайник или кастрюлю, даже когда она приобретает свой обычный вид.
Колонка первоначально была опубликована в разборе событий недели от 23 августа.
Альтернатив этой воде в Чите немного – покупная в бутылках, из колонок, но большинство предпочитает загородные источники в районе Смоленки и водокачки, в том числе в Осетровке. Вернее, предпочитали. «Водоканал-Чита» посмотрел на опыт соседних регионов и установил на водокачки Ингодинского района, в том числе в Осетровке, электромагнитные замки.
«Введение магнитных ключей обеспечит бесперебойный доступ к водокачке местным жителям и позволит избежать ситуаций, когда недобросовестные граждане пользуются водокачками в промышленных масштабах, набирая воду автоцистернами, но при этом не внося ни копейки за её обслуживание», — объяснили в компании.
Логика в объяснения «Водоканала», безусловно, есть – за содержание водокачки платят исключительно местные жители. И местные же жители вынуждены стоять в очереди с теми, кто ничего никому не платил. Вот только эти люди в большинстве своём уже отдали свои деньги «Водоканалу» за питьевую воду из крана. Воду, пить которую страшно, а порой просто невозможно.
К проблеме некачественной воды в Чите только-только начинают подступаться. Сейчас проектируются 13 станций по очистке воды, в 2021 году по федеральной программе «Чистая вода» краю обещают на их строительство около 900 миллионов рублей. В тот же момент «Водоканал», признавая проблемы, в общем-то особо ничего не предпринимает.
Читинцы вынуждены с канистрами и бутылками объезжать природные источники и водокачки. Они не требуют от «Водоканал» организовывать подвоз воды – толку. Берут и сами решают проблему, тратя еженедельно по несколько часов личного времени. И «Водоканал» должен быть этим читинцам лишь благодарен за то, что те не мешают им работать тысячами жалоб во все инстанции. Но он нет.
С учётом того, какие ресурсы вкладывает государство по нацпроекту в обеспечение людей чистой водой, поступок «Водоканала» выглядит мелочным и вредительским. Не имея возможности дать людям нормальную воду в кране, компания забирает у них одну из немногих альтернатив ради экономии максимум сотен тысяч рублей.
Если сложить все средства, которые читинцы с канистрами платят «Водоканалу», уверен, их бы хватило, чтобы отстроить водокачку заново. Можно было бы сделать несколько кранов – для местных (с замком) и приезжих. Для последних можно организовать выдачу воды, например, по квитанциям за оплату ржавой воды «Водоканала» — зачем-то же они нужны. Остальные пусть платят на месте с помощью, например, терминала.