«Тридцатого декабря 1970 года в Чите состоялось торжественное открытие троллейбусного движения. Через улицу Бутина, напротив горисполкома, натянули красную ленту. Водителями работали выпускники новосибирских курсов (…) Возглавлял колонну Дмитрий Смолин. В этот день на маршруте работали Анатолий Воротынцев, Виктор Хорошев и Вячеслав Коган. Всех читинцев в этот предновогодний день катали бесплатно. Троллейбусы выглядели нарядными, бегали быстро, на заиндевелых стёклах ребятишки рисовали пальцами весёлые рожицы».
Так описывает начало движения троллейбусов в Чите Георгий Граубин в своей книге «Здравствуй, троллейбус». В этом году самому большому предприятию Читы исполняется 50 лет.
Тогда в 1970 году коллектив насчитывал 161 человека, из них было 48 водителей и шесть кондукторов. Большинство - выпускники курсов из Новосибирска. За первые два дня работы было перевезено 100 тысяч пассажиров. С января 1971 года ежедневно на линию выпускалось 15 троллейбусов вместимостью 120 человек каждый.
Первый маршрут был Депо — Вокзал. Но уже в 1971 году его продлили до горбольницы. Через год троллейбусная линия связала ЗабВО и ПВРЗ (паровозо-вагонный ремонтный завод), а уже потом Сосновый Бор и ТРЗ (тепловозоремонтный завод).
Сейчас в Чите сохранились четыре маршрута: 1, 2, 3 и 6.
В троллейбусном управлении трудятся 841 человек. Коллектив, как и раньше, слаженный и дружный. У некоторых водителей стаж работы 45 лет. Самое большое количество пассажиров — более 28 миллионов — перевезли в 2008 году. После этого был спад. В 2019 году перевезли 17,7 миллиона.
Тогда в 2008 году было гораздо меньше маршруток. Меньше люди использовали личный транспорт. Сейчас пассажиропоток снижается. Хотя по сравнению с 2016-м годом есть небольшой рост. Тогда за год мы перевезли 16,9 миллиона пассажиров.
Ещё в 60-е годы городские власти решили, что Чите необходим электрический транспорт. По их мнению, только он мог обеспечить надёжную работу зимой, легко преодолевая подъёмы и спуски улиц Читы. Кроме того, город располагал дешёвой электроэнергией и трудовыми ресурсами. Было много споров, какой транспорт запустить, но чашу весов перевесил троллейбус.
Кстати, сразу решили, что работы по строительству начнутся в августе 1967 года, а закончатся в декабре 1970-го. Так и вышло. Без всяких переносов.
Техническую дирекцию строящегося депо создали в 1967 году. Возглавил её Евгений Барковский, который многие десятилетия был бессменным директором предприятия. Затем троллейбусное управление возглавлял Виктор Ларичев и Анатолий Бурлак. Сейчас у руля предприятия стоит Денис Ишенин.
Из книги Георгия Граубина: «Построить новое предприятие на пустыре за городом - это посложнее, чем возвести фешенебельный квартал в центре города. Необходимо было возвести депо на 50 машин, мастерские, оснастив их станочным оборудованием, административное здание, гаражи. К тому же, требовалось оборудовать тяговые подстанции, запитать их от собственных трансформаторов, проложить вдоль всей трассы кабели, поставить опоры, натянуть троллейбусные провода».
В троллейбусном управлении есть музей. Экспозиция менялась к 40-летию. Сейчас планируют её обновить. На доске почёта заслуженные работники. Их десятки. Многие пришли на предприятие сразу после школы, здесь учились профессии и трудились до пенсии. Есть и династии работников, и женщины-водители, которые работают более 40 лет.
Само предприятие кажется островком из СССР. Всё чётко и дисциплинировано. Графики работы составлены на месяцы вперёд. У каждого свои должностные обязанности. У водителей и кондукторов высчитывается необходимое количество рабочих часов. Во всём порядок и ответственность.
Первый троллейбус выезжает из депо в 5.46. Последний возвращается в 00.04.
В составе предприятия находится несколько подразделений: службы подвижного состава, эксплуатации, по работе с кондукторами и энергохозяйства, а также службы движения, сбора и учёта выручки, вдобавок автотранспортный участок, участок по ремонту и обслуживанию энергетического и технологического оборудования.
Сейчас на предприятии более 90 троллейбусов. Ежедневно из них на линию выходит 56-58. Общая протяжённость сети одиночного пути — 38 километров.
Рабочие депо изготавливают резиновую и капроновую продукцию для ремонта троллейбусов: сальники, уплотнительные кольца, прокладки. Они же выполняют капитальный ремонт троллейбусов.
Если есть необходимость, обтягивают новым материалом сидения. Предприятие способно полностью обслуживать транспорт, вплоть до изготовления на специальных станках необходимых для ремонта деталей.
Сюда до смены и после смены приходят кондукторы. Получают и сдают сумки и билеты.
Сердце предприятия — тяговая подстанция. Всего их пять, расположены в разных частях города. Одна из них здесь в депо.
«Когда автомобиль двигается с места, водитель до отказа нажимает на педаль газа, чтобы вспрыснуть в цилиндры как можно больше бензина и солярки. Троллейбус, трогаясь с места, тоже потребляет в два с лишним раза электроэнергии больше, чем при спокойной езде: 250 ампер — как большая деревня, одновременно включающая свет во всех домах», - из книги «Здравствуй, троллейбус».
Оборудование на подстанциях сложнейшее. Дежурят здесь круглые сутки и всегда на связи с электродиспетчером. Во многих городах уже давно подстанции переведены на телеуправление, но пока читинскому предприятию на это не хватает средств.
Вообще, несмотря на то, что троллейбусное управление является городским предприятием, из бюджета никаких денег оно не получает. Полностью обеспечивает себя. Средств, конечно, не хватает. Высокая изношенность транспорта. Некоторые троллейбусы ездят уже более 30 лет при эксплуатационном сроке — 10 лет.
На предприятии ждут обещанные машины из Москвы. Там троллейбусное движение убрали, заменив на электробусы. Оценить состояние московских троллейбусов пока сложно. Ведь они не новые, несколько лет эксплуатировались.
В депо есть свой учебный центр, где за 7 месяцев можно получить профессию водителя троллейбуса, пройти курсы повышения квалификации рабочих.
Сейчас на предприятии трудятся 176 водителей, но надо больше. Не хватает молодёжи. Зарплаты невысокие, а работа ответственная.
До рейса нужно получить допуск у диспетчера, оформить путевой лист, пройти медосмотр, принять троллейбус и экипировать его. Первый троллейбус выходит на маршрут ещё до 6.00. То есть, на работе надо быть гораздо раньше.
У кондукторов тоже работа непростая и, наверное, более нервная. Приходится ежедневно сталкиваться с разными людьми. И это всегда сложно. Тем не менее, среди них немало тех, кто работает уже много лет. Даже десятилетия.
Троллейбусное управление Читы нуждается в обновлении парка, ремонте цехов, закупке более современного оборудования. Нужны серьёзные финансовые вливания. Тем более, что такое крупное предприятие в Чите осталось одно. И 50 лет оно работает без срывов, понимая, что нельзя не выйти на маршрут.