Политик и экс-ведущая «Дома-2» Ксения Собчак на этой неделе взяла интервью у скопинского маньяка — того, который в 2000 году похитил, затолкал в подвал и 4 года насиловал двух девушек в Рязанской области. Я не исключаю, что именно это сделало его для вас известным — потому что не сказать, что в стране нашей маньяки редкость и наперечёт. Спроси прохожего на улице, каких маньяков он знает — окажется, что Чикатило.
Колонка впервые опубликована в обзоре событий недели от журналистов «Чита.Ру» 28 марта 2021 года.
От этого интервью журналистское сообщество, которое хлебом не корми, дай расколоться, снова раскололось. Владимир Соловьёв — не тот Соловьёв, а другой, председатель Союза журналистов России, заявил, что нам надо, как в США — есть у них и правда так называемый закон сына Сэма, запрещающий преступникам получать прибыль от продажи воспоминаний. С другой стороны, непонятно, можно ли брать интервью у маньяков бесплатно.
Любимый мой божечка репортажей Дмитрий Соколов-Митрич залепил, что есть такие правила, которым если и не на журфаках учат, то в любой редакции — ни в коем случае нельзя давать слово маньякам, педофилам, террористам.
Собчак, предваряя вопросы к ней, в анонсирующем тексте заявила, что плох тот журналист, который не воспользуется шансом взять интервью у Гитлера.
Сама я Пастернака не смотрела, но и не осуждаю. Мне кажется, это нормальная журналистская работа — говорить с маньяками, хотя, например, не все мои коллеги по итогам просмотра этого интервью со мной солидарны. Журналистка Саша Сулим несколько лет назад делала отличное интервью с ангарским маньяком Михаилом Попковым. Одновременно с этим с ангарским маньяком вела переговоры наша иркутская редакция, и если бы Попков не запросил бы за интервью 20 тысяч рублей и не начал бы торговаться, а мы бы не решили, что он охренел, мы бы тоже его сделали.
Как автор интервью с самыми разными людьми, я могла бы вывести закон Ньютона в журналистике — если интервью взято у человека, который неприятен читателю, автор тоже дурак. И даже — непрофессионал! Если интервью взято у приятного человека, то автор молодец и жжёт. Но надо было ещё вот это и вот это спросить, поэтому тоже, конечно, могло бы быть профессиональнее. Потому что у нас вся страна умеет играть в футбол и делать интервью, только не играет и не делает.
Можно, конечно, запретить говорить о маньяках, как вот-вот запретят говорить о коррупции чиновников, на законодательном уровне, но, по-моему, просто журналисту нужно не хихикать в процессе и не тянуть из него мерзости, не выяснять, сколько раз в день он смотрит порно, и не ставить это в эфир, раз уж он это тебе сказал.
А обществу в этом смысле — довериться тем, кто делает контент. А то, что не все из них чувствуют, что можно и что что нельзя — так и среди 70-летних дедушек, похожих на среднестатистического соседа по даче, бывают маньяки. Не садимся к ним в машину, слушаем себя, соблюдаем прочие правила личной физической и психологической безопасности.