Язык архитектуры местами довольно откровенная вещь. Вот прекрасный пример отношения к наследию. Доходный дом Хлыновского, на мой вкус, лучшее каменное здание, что было построено в Чите. Если судить исключительно по фасаду.
В СССР ему надстроили третий этаж, используя те же материалы и масштаб, ритм, но с довольно облегчённой, почти аскетичной стилистикой. Обошлись, конечно, довольно грубо с крышей. Хотя мне кажется, что здание от этой пристройки даже выиграло в пропорциях и форме.
Но тут наступило время России.
Мы воочию видим, где проходит граница между «всё в порядке» и «это апокалипсис!». Вот этот момент, когда деликатное отношение к наследию просто исчезло.
Как-будто взорвался супер-вулкан и все, кто хоть что-нибудь понимал, умел и хотел вымерли, а их место заняли какие-то насекомые. И я вот что думаю. Как только эта синяя херня исчезнет с фасада соседнего здания и его попытаются хоть как-то вписать в архитектурный контекст старейшей улицы Читы, чтобы оно не доминировало, а тихо и незаметно стояло поодаль, служа лишь едва заметным фоном для объекта культурного наследия (которому не помешает хорошая реставрация), вот тогда можно вздохнуть спокойно и сказать, что в Чите дела налаживаются.
Там ещё в очереди ниже по улице у военных пустует почти целое здание с каким-то пыльным складом на первом этаже. Наискосок у здания, стоящего на балансе транспортной полиции, исчезла крыша, пол и вот-вот исчезнет само здание, а дальше по Нерчинской превращаются в тень доходные дома Онучиной и Духая.
Я не понимаю, что там за сложность такая спасти буквально горстку зданий, составляющих наше культурное наследие и вернуть эту часть города к жизни? Это же лучшая архитектурная часть Читы.
Подробнее о доходном доме главы Читы Василия Хлыновского и одновременно центре торговли города начала XX века можете прочитать в материале Ирины Халецкой «Казачий штаб».