Федеральные власти в последние годы снизошли до нужд богоспасаемого Забайкальского края и завалили регион разного рода пожарной техникой. Намедни вот сверкающее свежей краской великолепие предъявили вице-премьеру Виктории Абрамченко.
Колонка была впервые опубликована в редакционном разборе недели 20 июня.
Мне в этот момент почему-то вспомнились военные авторазливочные станции. Армия за ненадобностью подарила ЗИЛы с цистернами региону, их выкрасили красной краской и благословили тушить леса и степи. Некоторые машины вскоре отправили на поливку газонов в Чите - там, вероятно, они справлялись лучше.
Чтобы регион сделал шаг от списанных АРСов к нормальным пожарным машинам, потребовалось много жертв. Нужно было, чтобы от ожогов умерла глава села, кинувшаяся почти что с голыми руками на степной пал. Потребовалось, чтобы Арахлей обгорел почти по кругу и в селе Иван-Озеро заживо спеклась корова. Было необходимо уничтожение села Шивия и рыдания оставшейся без крова женщины на прямой линии с Владимиром Путиным. Тарсыхой, Чиндант, Хада-Булак. И опалённый конь с забитыми пеплом ноздрями - он у меня до сих пор в глазах стоит. Не обошлось и без сотен тысяч гектаров сгоревших лесов и выброшенных в воздух тонн вредных веществ.
Мне в этот несмешной момент вспоминается анекдот про альтернативно одарённого мальчика, которого окунули головой в воду, чтобы показать, где море. Такой же одарённый где-то в российском правительстве воскликнул: «О, пожары!» И понял, что тут не шутки шутят, когда с голыми руками отстаивают сёла от огня.
Мне всегда интересно, почему с такими вещами нельзя работать превентивно. Почему-то не получается так: у вас пожары, держите технику. Почему-то надо каждый раз устраивать какой-то ритуал с губернатором, который едет в федеральный центр и бросается в ноги хану доказывает необходимость выделения дотаций и субсидий. Почему страна просто не может защитить своих граждан и их имущество от огня? Почему-то федеральному центру нужны жертвы. Желательно человеческие.
Сейчас происходит всё ровно то же самое. Водный период, который заявил о себе в 2018 году, залив Читу и Шилку, продлится ещё несколько лет. Но чтобы защитить людей от воды, недостаточно прогнозов синоптиков. Нужны затопленные дома, захлебнувшийся скот, сгнивший урожай и унесённая техника. И жертвы. Желательно человеческие.