Губернатор нашего края на этой неделе пафосно заявил, что мы должны беречь культурное и историческое наследие. Подтолкнула его к этой глубокой мысли реконструкция центральной площади в Сретенске, во время которой рабочие начали уничтожать 100-летнюю мостовую. Когда информация о варварстве появилась в соцсетях и наших новостях, позвали экспертов для оценки возможности ещё хоть что-то сохранить. И даже губернатор высказался и поручил то же самое.
Колонка впервые опубликована в обзоре событий недели от журналистов «Чита.Ру» 11 июля 2021 года.
Показательный случай — сейчас как будто всем не всё равно, но ничего бы не началось без внимания общественности и без поста в Facebook (запрещённая в России экстремистская организация) директора Нерчинского краеведческого музея Александра Литвинцева. К сожалению, гласность происходящего и поручение губернатора — это только слова. Может оказаться, что на сохранение мостовой потребуются нереальные для региона деньги. Или участие специалистов, которых нет в крае.
Это предположения, но такие опасения не беспочвенны. В Забайкалье, когда дело касается истории и архитектурных памятников, слова часто расходятся с делом. Можно долго перечислять, но взять хотя бы сгоревший почти дотла дом Шиллинга в Чите, на реконструкцию которого власти Забайкалья четыре года не могут найти деньги. Церковь в Калинино, судьба которой теперь в руках благотворителей «Мангазеи». Или даже актовый зал в здании филологического факультета ЗабГУ, разрушение которого закрыто фальшстеной от лишних глаз.
Несохранение культурного и исторического наследия — такой тренд Забайкалья я вижу. Да что и говорить, часто кажется, что властям глубоко плевать на то, что происходит с людьми сейчас, что уж говорить о прошлом.
Наше забайкальское прошлое интересно только нам. Никому в Москве или ещё где-то не будет грустно, если всё это сотрëт время. Поэтому бороться должны отсюда — правительство, да и сам губернатор.
Дело только в том, что сохранение истории — это следующий этап развития общества, когда учтены все потребности настоящего. Все сыты, одеты, счастливы и готовы сосредоточиться на духовном и внутреннем. И это совсем не про Забайкалье — край обещаний и слов.