Четырёхэтажный дом на улице Полины Осипенко, 38, в Чите — один из немногих домов в городе, где, помимо обычного входа в первый подъезд со двора, есть ещё и парадный вход. В этом доме в 90-е и нулевые годы, вплоть до 2011-го, жил приехавший из Москвы режиссёр и актёр Николай Березин.
ИА «Чита.Ру» в рамках нового проекта «Здесь был Вася» продолжает знакомить читателей с примечательными постройками столицы Забайкалья через истории известных людей, которые в них жили или работали.
Дом с парадной и поддувалом
По информации портала ЖКХ Читы, здание построено в 1945 году из кирпича, в нём три подъезда и 36 квартир.
Мне посчастливилось 3 месяца жить в этом доме. Он удивительный — я жила в подъезде, у которого как раз было два входа-выхода, и это казалось чем-то элитным, так как позволяло незамеченным проникать в дом.
В квартирах там высоченные сталинские потолки, поэтому неотъемлемым атрибутом становится лестница-стремянка, без неё добраться до ниш под потолком не представится возможным, да и шторы снять, а потом повесить не удастся. Там всё ещё сохранились поддувальца на кухне. Мой друг, придя ко мне в гости, намеревался даже найти там какие-нибудь сокровища, однако, кроме золы, старинной, но всё же бесполезной, там ничего не было.
А ночью там слышен скрип пытающегося уснуть дома — он ворочается в полудрёме, как старый дедушка. Это хоть и жутковато, но вызывает уважение к старинному зданию, которое построили прямо сразу после страшной войны и Великой Победы.
Здесь с момента приезда в Читу жил театральный режиссёр, народный артист России Николай Березин.
Режиссёр с большой буквы
Николай Березин родился 21 июля 1956 года в Москве. В 1978 году окончил актёрский, а в 1986 году — режиссёрский факультет театрального училища имени Щукина. С 1978 по 1985 год являлся актёром Ленинградского театра имени Ленинского комсомола. С 1986 по 1990 год был главным режиссёром Русского драматического театра Башкортостана в Уфе. Затем работал главным режиссёром и художественным руководителем Читинского областного драматического театра.
Осенью 1990 года новый режиссёр, присланный из Москвы, очень круто взял в работу сразу два спектакля — один по доброй романтичной сказке «Король-олень», второй — о женской колонии несовершеннолетних. У театра было нелёгкое время — накануне трагически погиб прежний главреж, половина труппы разъехалась, не было репертуара, не укомплектованы монтировочный цех, радиоцех, электроцех.
«Куда ты, мальчик, лезешь — театр разваленный, играть нечего…» — иронично смотрели актёры. 90-е годы, в стране — разруха, а Березин ставит музыкальную сказку.
Телекомпания «Альтес» сняла в 2011 году сюжет о Николае Березине с архивными кадрами, отзывами и воспоминаниями коллег. В ролике Березин рассказывал: «Что говорили тогда? «Коля, поезжай на два годика. Такая ситуация — погиб режиссёр, там надо навести порядок, там надо немножечко. Два годика, и потом мы тебя переведём». Ну вот, скоро будет 22 года…»
Главный редактор «Чита.Ру» Екатерина Шайтанова вспоминала, как осенью 2006 года Николай Березин устроил ей боевое крещение интервью:
«Первое в жизни интервью! С главным режиссёром драматического театра! Посвящённое его 50-летнему юбилею! Я еле дождалась назначенного дня, могла соревноваться с ним в знании его же биографии и исписала вопросами несколько страниц блокнота. Меня учили, что сначала рекомендовано поболтать о какой-нибудь погоде, чтобы собеседник расслабился и отвлёкся, но через 3 минуты было бы очень неплохо, чтобы о погоде поболтали со мной.
Березину было некогда. Березин не хотел интервью, морщился, как при зубной боли, тёр лоб и отправлял меня к завлиту (Заведующий литературной частью, ответственный за формирование репертуара.). Березин плевать хотел на все свои юбилеи и не считал нужным это скрывать: «Ну 50, ну и что?» Он много курил, ещё больше молчал и, казалось, вообще не видел меня напротив. «Какое ваше самое первое детское воспоминание о театре?» — спрашивала я. Проходила минута. «Вы вспоминаете или формулируете?» — глупо уточняла я. Проходила ещё минута, я старалась подвинуться на стуле так, чтобы незаметно попасть в поле зрения главрежа. «Я вообще о другом думаю», — наконец признавался он.
Через четверть часа я не выдержала и, забыв все прописанные в учебниках нормы и способы, принялась уговаривать собеседника: «Ну, пожалуйста, Николай Алексеевич! Ну, сосредоточьтесь на 10 минуточек, а потом я уйду, честное слово». Уговоры мало что меняли. Уходила расстроенной. Расстроенно писала коротенький текст, выкручивалась. Добивала необходимые полполосы эмоциями актёров:
Екатерина Рябова: Мы ему очень верим. Когда работаешь с кем-то другим — бывает, не доверяешь, особенно если что-то не нравится. А здесь: нравится, как работает Николай Алексеевич, не нравится, как работает Николай Алексеевич — идёт такая безграничная вера, что играть легко, ведь все уверены, что будет хорошо…
Он требовательный, но очень дипломатичный, очень сдержанный. Даже порой мы видим, как в нём всё клокочет, когда что-то не получается — сцена не идёт, актёр чего-то не понимает… Но он никогда не подаст вида. Он упрям, он непредсказуем, он рискован, он не всегда понятен, он что-то себе доказывает. Но он имеет на это право. И обидеться на него нельзя, потому что Николай Алексеевич уже в такой категории людей, что слово «обидеться» по отношению к нему — мелко. Вот на Пушкина можно обидеться? Так и здесь…
Вениамин Прохоров: Он сволочь (смеётся). Но очень любимая сволочь. Все главные — они сволочи. Были такие Гончаров, Товстоногов, Ефремов — это самые большие сволочи, но ещё бОльшая сволочь — это Березин, который 15 лет душа в душу живёт с этим театром. И мы его так ненавидим, что готовы быть с ним всегда.
Светлана Алфёрова: Это человек, к которому можно обратиться по любому поводу — по рабочему, по житейскому, по личному. Он всегда поможет и советом, и делом.
Алексей Тебеньков: Это отец родной наш, потому что такую огромную семью содержать, удержать и каждому оказать внимание (не только артисту, но и шофёру, и уборщице — каждому) — это нужно большой талант иметь.
Наталья Нижегородцева: Я человек неверующий, но в Николая Алексеевича я верю. Если бы не он, то неизвестно, как сложилась бы сейчас моя жизнь. Он сосредотачивает в себе всю заповедь и любви к театру, и существования в нём… Ну, это жизнь, это как библия, пусть это прозвучит кощунственно… Но в него я верю.
Тамара Сидоровна, главный бухгалтер: Николая Алексеевича я знаю с первого дня, как он, лапочка, к нам приехал. Он лапочка, это человек — душа, редко бывают такие люди. Его хватает на всех — и на зрителя, и на артистов, и на нас. Он от природы талантливый человек. Я работаю 43 года, я видела разные таланты, но таких, как Николай Алексеевич, земля нам выдаёт на-гора очень мало. Поэтому Чите его надо беречь и хранить.
…За два дня, в которые верстался номер, Николая Алексеевича подменили, ей-богу. Он встретил меня внизу, когда я пришла сверять интервью, и сразу начал извиняться за нерадушие. Мне было неловко потому, что неловко ему, — и эти особенные, немножко извиняющиеся интонации так и будут чувствоваться потом всегда — в каждом звонке и при каждой встрече».
Березин поставил 50 спектаклей разного жанра, в том числе мюзиклы и премьеры в сотрудничестве с композитором Александром Журбиным и армянским режиссёром Александром Григоряном.
Последней его постановкой стал спектакль по книге Виктора Астафьева «Пир после победы», а последней актёрской работой — роль солдата-фронтовика.
В 2011 году во время гастролей театра в Иркутске Березин умер после экстренной госпитализации. Спустя год на доме в Чите, где жил и работал Березин, была открыта мемoриальная доска.
Березин получил звания заслуженного деятеля искусств и народного артиста России, являлся членом Союза театральных деятелей России. В 2021 году коллектив Забайкальского краевого драматического театра предложил присвоить учреждению имя бывшего художественного руководителя Николая Березина.
«Конечно, его знает и город, и край, потому как мы очень много ездили по гастролям, славили наше Забайкалье, ставили много хороших добротных спектаклей, которые выдвигались на соискание Госпремии, спектакли, про которые велась речь в Центральной России. Поэтому большой след он оставил, большое наследие после себя», — рассказал директор театра Юрий Пояркин.
***
Вот так жизнь московского режиссёра оказалась навсегда связана с Читой, Забайкальем. И проходя мимо дома на Полины Осипенко, вспомните режиссёра, который спас от гибели и помог расцвести краевому драматическому театру в лихие 90-е.