Позор, но у меня в голове родившиеся в Чите братья-актёры Соломины до недавнего времени не могли состыковаться с тем самым Виталием Соломиным, на чью преданную дружбу с Шерлоком Холмсом я всё детство смотрела на экране.
ИА «Чита.Ру» в рамках нового проекта «Здесь был Вася» знакомит читателей с примечательными постройками столицы Забайкалья через истории известных людей, которые в них жили или работали.
Даже когда осенью нашла в «Твиттере» запись о воспоминаниях супруги Виталия, Марии — очень трогательную, — удивилась упоминанию Читы и решила посмотреть, что за фильм там снимался.
Это была картина «Даурия» о забайкальских казаках по одноимённому роману Константина Седых, где Соломин играл главную роль молодого казака Романа Улыбина. Снимали фильм в Чите и её окрестностях.
«…Но быт нас не тяготил, наоборот, всё было весело.
— А как же романтика ухаживаний с роскошными букетами, о чём мечтает каждая девушка?
— Виталий красиво ухаживал. Помню, я была на съёмках в Одессе. И вдруг мне навстречу по Дерибасовской идёт Соломин. Я не могу поверить своим глазам, ведь он снимается в Чите! Но у него выдалось два свободных дня, и он прилетел ко мне через всю страну».
Люди вспоминают, что Виталий Соломин, несмотря на талант и востребованность на сцене и экране, так и не преодолел свой комплекс провинциала.
«Но кем для родителей невестки был Виталий? Он был — тайга. Он не так вилку держал, всё не так», — откровенничала забайкальская журналистка и подруга семьи Соломиных Ада Забелина.
Были даже слухи, что братья Виталий и Юрий Соломины — не родные, а сводные. Отношения братьев были непростыми, вмешивались и влияли жёны, их семьи. Сейчас остался только один, Юрий. И память о брате в нём светлая.
Юрий Соломин родился 18 июня 1935 года в Чите. Он советский и российский актёр и режиссёр театра и кино, театральный педагог, художественный руководитель Государственного академического Малого театра России с 1988 года.
Виталий Соломин появился на свет 12 декабря 1941 года, также в Чите. Он был актёром и режиссёром театра и кино, сценаристом; народным артистом РСФСР. В 2002 году прямо во время спектакля актёру стало плохо — это был инсульт. Спустя месяц в больнице Виталий Соломин скончался.
Родителями Юрия и Виталия были музыкальные педагоги Зинаида Ананьевна Рябцева и Мефодий Викторович Соломин. Они работали преподавателями музыки в городском Доме пионеров и в Доме народного творчества Читы.
Гуляя по Чите, не найдёшь мемoриальной доски, посвящённой братьям Соломиным. Только в школе №5 на Профсоюзной, где Юрий Соломин учился, вроде как есть в памятная доска.
А ведь даже не одно, а несколько зданий Читы могут заявить, что знали Соломиных ещё «вот такусенькими».
«Ради бога, реставрируйте его. Денег не будет хватать — вызовите меня, я поработаю»
Сегодня в доме №73 по Анохина обитает министерство культуры Забайкальского края. Здание это внушительное, эстетичное, суровое… и страшно ободранное. Оно похоже на благородного рыцаря в обносках. Этот дом в начале ХХ века построил купец Мануэль Труфанов. В нём были гостиницы, общество взаимного кредита, женская больница и кардиодиспансер.
Однажды это здание было роддомом, именно туда 6-летний Юрий Соломин отправился с отцом, чтобы забрать домой новорождённого брата, Виталия, который стал незапланированным ребёнком.
«Это 41-й год, город Чита. В декабре родился мой младший брат Виталий, и мы с отцом ходили в родильный дом его забирать», — говорил Юрий Соломин в интервью.
В мае 2017-го Юрий Соломин впервые за 40 лет приехал в Читу. Он открывал гастроли Малого театра спектаклем «Сердце не камень» по пьесе Островского. А ещё прошёлся пешком по городу, отыскивая знакомые с детства места.
То, что в бывшем роддоме, где появился его брат, теперь квартирует минкульт — порадовало народного артиста. А вот состояние здания огорчило.
«Правда, двери закрыты, окна облуплены. Ради бога, реставрируйте его. Денег не будет хватать — вызовите меня, я поработаю», — воззвал Юрий Соломин в беседе с тогдашним министром культуры Еленой Михайловой.
«Здесь была такая металлическая загородочка и несколько ступенек»
Нашёл Юрий Соломин и место, где жил совсем маленьким. Амурская, 33 — сейчас здесь Забайкальский краевой суд.
«Здесь была такая металлическая загородочка и несколько ступенек», — вспоминал артист, как выглядел дом раньше. Ему больше по вкусу небольшие деревянные домики, а не многоэтажки.
В 1959 году родители Соломиных переехали в дом на Ленинградской, 56 — одну из первых читинских хрущёвок. Здесь у них была однокомнатная квартира на первом этаже. Жили тесно, но весело. А Юрий с Виталием уже учились в Москве, родителей навещали.
«Во дворе этого дома, в снесённой временем беседке, навещавший родителей Юра рассказывал облепившей его ребятне о том, как впервые снимался в кино... Ещё стоял на месте кинотеатра «Удокан» деревянный Дом пионеров, где азы актёрского ремесла познавали братья Соломины...» — вспоминает соседка Соломиных, сотрудница «Читинского обозрения» Лариса Мишарева.
А вот что писал в дневнике Виталий Соломин про нас, забайкальцев, и наш родной край.
«Во-первых, я забайкалец. Я знаю этот говор, мелодии, трогательную беззащитность. И уже давно вижу всё это на расстоянии. Это Восток, полу-Япония. С похожей природой – изящной, завораживающей, живописной, угрожающей и опасной при всей акварельности. [...] И при всём этом я их люблю, они мои. Мне удобно с ними сидеть на корточках и курить, ловко молчать часами».
Смелыми и трогательными до слёз, убого живущими под забором — такими ещё называл земляков Виталий Соломин. Уверена, любой, кто в Чите родился, куда бы его жизнь ни занесла — увезёт с собой внутри этот самый убогий забор. И захочет к нему вернуться, посмотреть, как он там. Лет через 40–50.