Одно из интереснейших угольных месторождений Забайкалья —Урейский угольный разрез — когда-то использовалось для нужд небольших поселков. Сегодня здесь добывается востребованный каменный уголь марки Д, который поставляется по России и за рубеж. За несколько лет предприятие прошло путь от банкротства до высокотехнологичной компании. За счет инвестора в районе ремонтируются дороги, детские сады и другие социальные объекты. О непростом пути предприятия рассказывает генеральный директор ООО «Урейский угольный разрез» Павел Поздняков.
— Павел Юрьевич, расскажите, пожалуйста, об истории Урейского угольного разреза.
— Разрез начали отрабатывать еще в 50-е годы 20 века. Добыча угля велась для нужд местных жителей, и объемы были незначительные, 50-100 тонн в месяц. В начале 2000-х годов объект находился в плачевном состоянии. Карьер был затоплен и несколько лет не эксплуатировался, вахтовый поселок почти полностью разрушился, дороги отсутствовали. Было направление, по которому проезжали только лесовозы. За время существования Правительством Забайкальского края и Администрацией района предпринимались попытки реабилитировать предприятие, сохранить рабочие места.
В итоге в 2017 году было создано новое предприятие ООО «Урейский угольный разрез», инвестором в котором в дальнейшем выступило ООО «Корпорация Мосстройстранс». В 2020 году мы получили статус резидента Территории опережающего развития – Забайкалья, и началась новая страница истории разреза, что помогло не только вывести компанию из предбанктротного состояния, но и заложить хороший фундамент для его стабильного развития и роста.
— Что было сделано за эти три года?
— Во-первых, мы занялись строительством и восстановлением инфраструктуры. Провели серьезную реконструкцию технологической дороги протяженностью 45 км, которая выдерживает нагрузки, допустимые по нормативам. Мы полностью восстановили и отремонтировали вахтовый поселок: общежитие, столовую, административный комплекс, ремзону, построили новую баню.
Привели в порядок саму площадку. Надо сказать, что тут пришлось столкнуться с серьезными геологическими сложностями. Месторождение относится к крутопадающим, пласт угля падает под углом от 30 до 80 градусов, что увеличивает коэффициент вскрыши (отношение количества пустых пород к количеству полезного ископаемого). Усложняет ситуацию и приток грунтовых вод до 800 м3 в час, и наличие многолетней мерзлоты. С этими проблемами мы справляемся с помощью высокопроизводительной техники. Нами были закуплены высокопроизводительные насосные установки для откачки воды (откачивают 1250 кубов в час).
Привлекается техника большой грузоподъемности для перевозки угля на станцию Могойтуй с плечом транспортировки 220 км.
— Каков объем инвестиций?
— Так как мы являемся резидентами ТОР, мы несем обязательства по соглашению с Корпорацией развития Дальнего Востока и Арктики (КРДВ). В рамках данного Соглашения объем капитальных вложений за время реализации проекта составляет 102,5 млн рублей. На сегодняшний день нами выполнено уже около 80% заявленных капвложений. При этом, общий объем инвестиций по проекту в расчете на 2020 год составлял 2,5 млрд. рублей, с учетом горно-подготовительных работ.
— Вы говорите о том, что месторождение оказалось геологически непростым. Почему на него обратили внимание?
— Подобные разрезы в России всегда были привлекательны, в Забайкалье таких немного, около 3-4 отрабатываемых сейчас. Здесь добывается каменный уголь высокого качества, марки Д (длиннопламенный) с калорийностью выше 5 тысяч килокалорий. Он пользуется высоким спросом не только в нашей стране, но и за рубежом. На сегодня объем угля в разрезе составляет более 5 млн тонн. Мы проводим геологоразведочные работы для дальнейшего увеличения объема до 7 млн тонн.
— На какие объемы добычи угля удалось выйти и какие у вас планы?
— Как я уже говорил ранее, когда предприятие было выкуплено инвестором, оно было в предбанктротном состоянии. На сегодняшний день мы выходим на добычу и реализацию угля объемом 10 тысяч тонн ежемесячно. Это достаточно большой шаг с учетом сложных геологических условий и общей обстановки в стране последние 2 года. Речь, конечно, идет о «ковидных» годах. За это время было проведено много работы, связанной с документацией, включая изменение технического проекта.
В условиях пандемии делать это было гораздо сложнее: госорганы работали удаленно и не всегда получалось оперативно с ними работать. В ближайших планах у нас стоит увеличение объема добычи до 15 тысяч тонн угля в месяц.
А в дальнейшем мы должны выйти на проектную мощность в 500 тысяч тонн угля в год к 2026 году.
— Какая техника задействована на объекте?
— На сегодняшний день на разрезе работают три погрузочных комплекса, в которые входят три экскаватора с емкостью ковша 3 м3, 15 самосвалов грузоподъемностью от 25 до 60 тонн, два бульдозера весом более 40 тонн, погрузчик, который загружает уголь в самосвал для транспортировки на станцию Могойтуй. В этом году мы впервые использовали мегарыхлители (это тяжелая техника, более 60 тонн весом). Про насосные установки я уже упоминал выше. В ближайшее время объем техники будет увеличен в полтора раза.
— Куда поставляется уголь с Урейского разреза?
— Мы продолжаем обеспечивать местное население, но основным рынком сбыта является Китай. На этом сказывается, конечно, наша приближенность к границе.
— Модернизированное предприятие — новые рабочие места. Сколько человек у вас работает?
— У нас в штате 45 сотрудников, а с учётом работников, занятых в подрядных организациях на нашем объекте, получается около 100 человек, в ближайшее время эта численность будет удвоена, предприятие растет. Подобрана отличная команда профессионалов, собран сильный состав инженерно-технических работников, мы называем себя семьей. К нам приезжают инженеры и рабочие не только из соседних населенных пунктов, но и из Красноярска, Новосибирска, Екатеринбурга и других городов России. С развитием предприятия будет увеличен штат. При этом, все-таки, мы стараемся принимать на работу больше местных жителей.
— Ведет ли компания социальное направление?
— Конечно, не смотря даже на то, что предприятие пока не вышло на окупаемость, мы уже вкладываемся в социальную сферу. Наше кредо — развивать место, в котором мы работаем. Мы провели реконструкцию детского сада в поселке Дульдурга, благоустроили Парк Победы в поселке Могойтуй, участвовали в строительстве мемориального комплекса ветеранам ВОВ на станции Бурятская Могойтуйского района. Провели ремонт автодороги Дульдурга-Агинское. В этом году продолжим участвовать в строительстве дорог в самом поселке Дульдурга.
Мы за развитие, повышение качества жизни. Это позиция нашего инвестора и нашей компании. Будем и дальше развивать Дульдургинский район и Забайкальский край, будем делать все, чтобы здесь хорошо жилось и работалось нам, нашим подрядчикам и местным жителям.