Все события, которые происходили в стране в советское время, отразились и на Нерчинске. После Первой мировой и противостояний красных и белых нерчане, также как люди в других городах, начали возвращаться к мирной жизни и терпеливо восстанавливать то, что было разрушено.
333 года прошло со знакового события, которое сделало Нерчинск первым городом за Байкалом и навсегда вписало в историю России, — подписания российско-китайского договора. В серии материалов мы рассказываем об истории и современном состоянии города.
Начиная с 1930-х годов Нерчинский район пошел по пути развития сельскохозяйственного производства. Здесь открыли небольшой маслозавод, мясокомбинат и ликеро-водочный завод. Позже появились райпищекомбинат и хлебокомбинат.
Все создаваемые предприятия были связаны с переработкой сельскохозяйственной продукции, и, чтобы обеспечить их специалистами, в Нерчинске началась массовая подготовка кадров.
В 1934 году в городе открылось ремесленное училище — здесь обучали трактористов. Через несколько лет появился зооветтехникум. А уже в 1940 году в районе работали 32 колхоза, которые обслуживали четыре машинно-тракторные станции. Колхозники начали выращивать пшеницу, появился первый опыт механизированной дойки. Всё шло своим чередом. Образ жизни нерчан потихоньку преобразовывался — появилось радио, кино, печать и другие прелести XX века.
В 1941-м страну снова охватил огонь войны. Чуть ли не с первых ее дней в боях участвовали многие нерчане, призванные в Красную армию. Большинство из них несли службу в Белоруссии и Ленинградской области. В августе 1941-го в Нерчинске организовали эвакуационный госпиталь № 1478. Сюда принимали на излечение раненых со всей страны до декабря 1946 года.
Мужчины ушли на фронт, и на производствах их начали заменять женщины. Домохозяйки, учительницы, служащие принялись изучать работу мужских профессий, обучаться противовоздушной обороне и помогать колхозникам. В марте 1943 года в Нерчинской машинно-тракторной станции начала трудиться женская тракторная бригада. Наряду с женщинами работали и подростки. Все вносили вклад в будущую победу.
Нерчинцы участвовали во многих решающих сражениях Великой Отечественной войны — защищали Ленинград не только на суше, но и в воздухе, бились в Московской и Сталинградской битвах, сражались плечом к плечу на Курской дуге, освобождали Европу и штурмовали Берлин. В декабре 1942 года в Нерчинске сформировался знаменитый 294-й минометный полк. Боевой путь полка начался в Белгороде, а закончился в Берлине. Более 1,2 тысячи воинов наградили орденами и медалями за боевые заслуги.
Война закончилась, и снова начался период восстановления. В Нерчинске начала развиваться промышленность. Две машино-тракторные мастерские превратились сначала в большую межрайонную мастерскую, потом — в завод по ремонту автомобилей, а в 1960 году на его основе расцвел Нерчинский электротехнический завод. Это было большое резонансное событие на пути к индустриализации города. Завод стал градообразующим предприятием. Здесь производили электродвигатели и электроплитки. Нерчинцы начали массово использовать электроприборы в быту — холодильники и стиральные машины. Сам Нерчинск в те времена мало походил на индустриальный городок, по-прежнему оставаясь деревянным и неблагоустроенным.
В 1970-х началось асфальтирование и освещение улиц, строилась телевизионная установка. Сами нерчинцы озеленяли город. Благоустройство шло полным ходом. Социальная сфера также развивалась. Открылся кинотератр «Нерча», школа на 960 мест, в городе и районе действовали районная и 3 участковые больницы, 27 фельдшерских пунктов.
В 1973 году Нерчинский электротехнический завод преобразовали в «Нерчинский птицемаш». Вместо электроплиток здесь начали выпускать системы вентиляции, отопления и увлажнения для птицеводческих комплексов и ферм. Это был единственный в Советском союзе завод, который производил вентиляционные шкафы из нержавеющей стали. Комплектующие для шкафов везли в Нерчинск из Прибалтики, собирали и потом развозили по всей стране. В 1988 году на заводе уже трудилось 600 человек. После распада СССР завод был закрыт, сейчас на месте остались лишь развалины.