Город Прогулки по городу Кинотеатр в зале ожидания, бессмысленный забор и много мозаики. Взгляд на вокзал Читы глазами туриста

Кинотеатр в зале ожидания, бессмысленный забор и много мозаики. Взгляд на вокзал Читы глазами туриста

Газетных и продуктовых киосков на привокзальной площади нет вообще

Название города видно с любого пути

Для местных жителей места и объекты, которые составляют их повседневность, проносятся мимо глаз, уже не оставляя впечатлений. Чему удивляться, если ты видел это 100 раз? Однако, если приглядеться, можно отметить для себя что-то новенькое там, где этого не ждешь. И лучше взглядом человека со стороны — туриста, который проездом оказался в твоем городе. «Чита.Ру» продолжает экспериментировать с форматами и гулять по забайкальской столице, как если бы это делал приезжий: подмечая, удивляясь, а местами и негодуя. На очереди — вокзал — лицо города.

В Читу наш фирменный поезд «Россия» из Владивостока прибыл в 08:30 утра. Стоянка — 36 минут, есть время немного прогуляться, что-нибудь купить. Мы прибыли на четвертый путь. Здесь неширокий аккуратный перрон, аккуратно выложена плитка, есть тактильные дорожки характерного желтого цвета. Вдоль состава прогуливается наряд полиции, а пассажиры, которые уже приехали к месту назначения, с сумками устремляются к виадуку. Как оказалось, другого способа выйти к вокзалу нет. Идти через рельсы — вообще не вариант. Какого-либо наземного перехода в зоне видимости нет, а на первом пути стоит другой пассажирский поезд.

На первый путь так просто не перейти

Устремляюсь за толпой к виадуку. Подъем тут достаточно крутой, а места не так уж и много — тесновато. Представляю, как тут бывает, когда Чита — конечная для всех пассажиров поезда. На вершине — развилка: можно пойти прямо, видимо, сразу в город, а можно налево — к перрону первого пути.

Идти — только через виадук

Выбираю второй вариант, чтобы посмотреть на здание вокзала поближе. Здесь чисто, на возвышающихся клумбах уже пробивается зеленая трава, а невысокие деревья подстрижены под шары. Рядом, кстати, и белые фонари шарообразной формы на столбах. Концепция, наверное.

На вокзале чисто

Люди идут мимо здания, на котором закреплена надпись «Чита». Слева можно увидеть урны для раздельного сбора мусора (интересно, ими пользуются?), а справа виднеются два входа в магазины, общее здание которых выкрашено в фирменные цвета РЖД. Но я иду дальше к открытым воротам, что посреди ограждения, вмонтированного между двумя зданиями. На выходе стоит охранник, томно изучающий проходящих пассажиров. Миную его и попадаю на привокзальную площадь.

Некоторые устремляются к воротам между зданиями
Охрана смотрит, идут ли еще пассажиры

Красиво! Невольно смотришь сразу вперед, а не по сторонам. Меня чуть поодаль — через несколько полос дороги — встречает большой храм с золотыми куполами, а перед ним памятник какому-то древнерусскому князю со стягом. Смотрит он прямо на вокзал. Интернет подсказывает, что это Александр Невский. Композиционно выглядит это всё эпично, но через дорогу, где на первой полосе толпятся автобусы и машины такси с шашечками, я не пойду, времени не так много.

Храм выглядит монументально

Самое время оглядеться. Тут еще клумбы, а в середине площади неработающий фонтан, на шапке которого сгрудились только проснувшиеся голуби. Важно следить за временем, чтобы не опоздать. Для таких целей на привокзальной площади есть часы, скорее целая башня с электронным табло, а под этим табло — звезда, обозначающая направления света.

Фонтан пока не работает — не сезон
Часы на башне, очень удобно
В этом шкафу немало книг

Ближайшее ко мне здание вокзала, что сразу бросается в глаза, очень приземистое, но симпатичное. Две его части, похожие, как братья-близнецы, с фасада подпирают колонны с замысловатой капителью. Узоры отсылают нас к старине и наводят на мысль, что здание, в центре которого красуется надпись «Вокзал», действительно стоит здесь уже давно. Удивительно, но всё оно снаружи отделано маленькой мозаикой. Напоминает чашу бассейна или, быть может, станцию метро где-нибудь в Москве. Конечно, видны следы старения, кое-где обшарпанность, но в целом эта часть здания радует глаз.

Симпатичное здание с историческим контекстом
Две части здания, как братья-близнецы
Памятная доска Василию Оглоблину — первому начальнику Забайкальской железной дороги

А я ищу магазин где-нибудь поблизости, чтобы пока не возвращаться на перрон, но не нахожу. На привокзальной площади в Чите ни одной торговой точки, кроме тех, что были рядом с первым путем. Ни газетки тебе, ни пирожка с капустой. Стоят только лавочки, урны и шкаф с книгами. Вторая часть вокзала — здание, из которого растет башня с часами — выглядит более скучной. Похоже на советскую застройку, без изысков. Там вход. На улице по-утреннему прохладно, поэтому шагаю внутрь. На входе меня встречают сразу три охранника за рамками металлодетектора. Нужно выложить телефон, ключи и всё «звенящее» на стол. Процедура эта занимает меньше минуты. И вот я внутри.

Познавательно и увлекательно

Передо мной кассы. Девять окон, но работают в столь ранний час далеко не все. Взгляд невольно притягивается к стенду, установленному посреди зала. Тут на экранах показывают видео об истории Читы, интересных зданиях города. Увлекательно. У этой части здания виден ход на второй этаж, но, кажется, он не для пассажиров — что-то административное. А вот на первом этаже сразу за стендом начинаются ларьки, где можно купить магнитики, сувениры, электронику, которая может пригодиться в дороге. В дальнем углу кафе «Собери сам», а за кассами лестница, ведущая в цоколь. Там, оказывается, туалет. И больше ничего. Снуют уборщицы, но неприятный запах ощущается неизбежно. Пойду дальше.

Сувениры надо?
На вокзале можно и перекусить

Среди киосков виден «Военторг», а чуть подальше — продуктовый ларек. Интересно, но на витрине практически нет ценников. Печеньки, рулеты и всё то, чем можно похрумкать в вагоне, сложены горкой, но цену подскажет только продавец. Дороговато.

Игра: «Угадай цену сам»

Невозможно не отметить пол, который в этой части здания выложен какими-то обломками камней или плитки, что опять же образует мозаичный узор. На полу этом стоят большие горшки с растениями. Как-то по-домашнему. Выход на перрон — через рамки металлодетектора, но я хочу пройти здание до конца. По длинному коридору с длиннющим и широким пандусом посередине устремляюсь в зал ожидания. Он просторный, есть еще одно кафе под названием «Буфет». Много автоматов по приготовлению кофе, еще один шкаф с книгами для буккроссинга (так на нем и написано, если по-русски, то это книгообмен), а рядом фандомат — штука, которой можно скормить жестяную банку или пластиковую бутылку. Подобные экологические новшества уже встречал и на других вокзалах.

Тише, идет сеанс!

Сам зал ожидания заслуживает отдельного внимания. Его центральная часть сильно-сильно напоминает кинотеатр — по расположению металлических сидений, которые выстроены рядами и направлены в сторону большого телевизора на стене. Там идет какой-то фильм, а звук слышно отчетливо. Реально можно сидеть и смотреть усталому с дороги путнику, ожидающему пересадку или просто свой поезд. Кстати, людей тут немало. Диктор по громкой связи, заглушая телевизор, вдруг объявляет, что для посетителей вокзала доступен и бесплатный Wi-Fi — охотно верю, но пробовать некогда.

Яркая площадка
Макет старого здания вокзала

В зале также имеется детская площадка — тоже со своими часами, наподобие тех, что на улице. Такой мини-вокзал для ребятни. Напротив, через проход, еще одна экспозиция — как у касс, но рассказывающая об истории самого вокзала. Там даже есть макет старого здания. Дальше по коридору — ячейки камер хранения. Очень много. Все автоматические, а для управления ими стоят специальные терминалы. Выглядит удобно. Это не как раньше бывало. Однозначно — плюс. Собственно, дальше еще небольшой зал с сиденьями, и здание вокзала на этом заканчивается. Иду к выходу, пора возвращаться к поезду.

Камеры хранения — теперь вот так

Так, стоп! Ворота, в которые я выходил на привокзальную площадь, уже закрыты. Почему? Получается, выйти на перрон можно, только снова пройдя через здание вокзала, но потом всё равно придется подниматься по виадуку. Зачем делать крюк, пойду на виадук сразу. Иду вдоль каких-то зданий, автобусов, вижу огромный экран, напоминающий рекламный баннер, но экран. Затем высокий забор без ворот и входной двери, а также спуск к заколоченному профлистом подземному переходу. Ага, вот оно — начало подъема на виадук, рядом с магазинчиком и кафе восточной кухни «Сарвар».

Поднимаюсь, иду и вижу, что спуститься на перрон первого пути мне теперь ничего не мешает, правда, уже туда не надо. Удивительная вещь — зачем там внизу нужен забор, если его можно обойти с другой стороны по виадуку, минуя вокзал? Ну да и чего теперь. Шагаю на четвертый путь, пора отправляться дальше.

Обратно на перрон тем же путем не пройти

Читинский вокзал выглядит вполне опрятным, но немного «уставшим», что особенно хорошо видно по зданиям, треснувшему местами асфальту и гигантской трещине на виадуке, аккурат напротив лестницы, что ведет с четвертого пути. К тому же здесь неудобно отлажена логистика — один забор, который можно обойти поверху, но нельзя в лоб, чего стоит. Однако в целом чисто, нет нагромождений лишних построек, сохранен дух старины и одновременно присутствуют элементы современности, например, очевидно свежие информационные табло. Такой, получается, домашний, но периферийный вокзал.

На газоне пробивается первая зеленая трава
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления