Чем центр Читы отличается от центра Санкт-Петербурга? Многим, конечно, но есть то, что можно сделать в точности, как в культурной столице, — привести в порядок вывески и рекламу на фасадах зданий в городе. Длительное отсутствие каких-либо правил привело к тому, что в столице Забайкалья на домах, где на первых этажах работают магазины, салоны красоты, кафе и прочее, за долгие годы появилось эклектичное, вычурное лоскутное одеяло из баннеров, табличек и букв разного калибра. Теперь же правила закреплены официально, а городские власти пытаются убедить предпринимателей эти правила соблюдать. Но пока выходит не так быстро, как хотелось бы.
Вместе с заместителем председателя комитета градостроительной политики администрации города Мариной Забелиной подготовили карточки, чтобы ответить на вопросы, касающиеся правил размещения рекламы и вывесок на зданиях. А также наглядно объяснить, к чему сейчас стремится администрация Читы, и что под силу сделать бизнесу, чтобы город — и в первую очередь его центр — выглядел эстетически красиво и опрятно, а местные жители понимали, какими могут быть их дома.
- На каком основании
- Какими должны быть вывески
- Какой должна быть наружная реклама
- Как сделать всё по закону?
- Успешные примеры до и после
На каком основании
Вывеска (на ней просто написано название организации или вид ее деятельности): в 2021 году в действующие правила благоустройства территории Читы внесены изменения — появился раздел с требованиями к размещению информационных конструкций (вывесок) на фасадах зданий. В 2022 году отдельным документом закреплен порядок согласования эскизного проекта размещения вывесок.
Наружная реклама (информация о преимуществах или ассортименте организации): в феврале 2022 года гордума утвердила правила установки и эксплуатации рекламных конструкций, разработанные на основе федерального закона «О рекламе».
— В городе на момент принятия документов по вывескам насчитывалось более 3 тысяч несогласованных информационных конструкций. После этого более 300 из них были установлены по правилам, чего, конечно же, недостаточно. Рекламных конструкций на фасадах зданий также было около 3 тысяч, свыше 1,3 тысячи из них были демонтированы, — рассказала Марина Забелина.
Какими должны быть вывески
На объектах культурного наследия, приравненных к ним объектах и домах до 1957 года постройки можно размещать: вывески без подложки (только буквы); вывески на остеклении; консольные вывески (закрепляются перпендикулярно плоскости фасада, невидимым креплением, вплотную к стене).
На остальных домах возможны все три перечисленных выше варианта, а также крышная вывеска, вывеска с подложкой, световой короб.
— Очень важно понимать это четкое разделение, потому что здания до 1953 года строились в определенном архитектурном стиле, и городу важно максимально показать их фасады, архитектурные элементы объекта. Потому и вывеска без подложки, минимальный текст. Тогда это смотрится красиво, а центр привлекает взгляды туристов и просто нравится самим горожанам. И даже в более современных постройках вывеска хоть и может быть на подложке, но всё равно не должна загораживать архитектурные особенности здания. Всё это теперь регламентировано, но пока не всеми соблюдается, — подчеркивает главный архитектор Читы.
Какой должна быть наружная реклама
До вступления в силу правил на зданиях допускался любой формат и тип рекламных конструкций.
Теперь же в Чите разрешены только шесть видов наружной рекламы на зданиях: крышная — в виде отдельных букв и логотипов, световые панели, LED-экраны, медиафасады, проекционные рекламные конструкции, панель-кронштейны.
При этом действует полный запрет на размещение рекламных конструкций на фасадах зданий, являющихся объектами культурного наследия.
— Любая баннерная ткань на фасаде любого здания в Чите отныне запрещена, никаких больше тряпок висеть на стенах не должно. Допускается только тот вид рекламы, который разрешен городом. Это должны понимать и бизнесмены, и жильцы домов, где есть организации. Знайте, если на фасаде вашего дома висит рекламный баннер — это незаконно. Сейчас городскими властями объявляются предостережения владельцам о недопустимости нарушения обязательных требований размещения вывесок и рекламы, но охват нужен очень большой. Необходимо, чтобы красота города была в интересах всех горожан. Сейчас наша задача — максимально «вычистить» центр: улицы Ленина, Амурскую и другие. Например, нам уже удалось достигнуть взаимопонимания с руководством магазина «Угловой» — там больше нет запрещенных видов наружной рекламы и вывесок, — отметила Марина Забелина.
Как сделать всё по закону?
Чтобы законно разместить наружную рекламу на фасаде, необходимо выполнить следующие шаги:
1. Получить консультацию в отделе рекламы городской администрации (бесплатно) на улице Шестипёрова, 66.
2. Разработать и согласовать эскизные проекты (при необходимости).
3. Оплатить госпошлину.
4. Подать заявление на выдачу разрешения на установку рекламной конструкции.
5. Получить разрешение и приступать к установке.
Уточняется, что для торговых комплексов (центров) должны быть разработаны и согласованы собственные архитектурно-художественные концепции, эскизные проекты фасадов, определяющие комплексную схему размещения рекламных конструкций, а также их конструкцию и количество. А госпошлина за выдачу разрешения в размере 5 тысяч рублей оплачивается во всех случаях одновременно при подаче заявления.
С вывесками порядок действий еще проще:
1. Консультация в архитектуре города (бесплатно) на 9 Января, 55.
2. Разработка и согласование эскизного проекта вывески
3. Изготовление и монтаж вывески.
Успешные примеры до и после
Предприниматели в Чите, пусть пока и не все, уже откликаются на увещевания комитета градостроительной политики администрации города и следуют предписанным правилам. На таких примерах хорошо видно, как сильно может измениться в лучшую сторону фасад здания, если вывески и рекламу на нем разместить как следует.