Как работает формирующий мнение контент? Почему не все фильмы и мультики одинаковы полезны? Как научиться применять фильтры мышления и видеть замыслы, которые транслируются на больших экранах и в интернете? Об этом говорили студенты ЗабГУ и колледжей Забайкалья вместе с экспертом «Центра системных инициатив» (Санкт-Петербург) Иваном Миловановым.
Спикер отметил, что каждый из нас погружен в виртуальное пространство, но при этом не многие понимают принципы работы интернет сети и современных технологий влияния на людей.
— Специалисты, которые знают, как внедрять некоторые алгоритмы в информационные продукты и доставлять их в психику потребителей контента, называются социальные инженеры. Цели могут быть разные, но зачастую социальные инженеры могут скрываться под масками маркетологов, технологов, различных спецслужб. Люди следят за сюжетом, а получают образцы в поведении. Любой контент, который мы смотрим, так или иначе содержит какую-то скрытую мораль, алгоритмы поведения. И очень важно иметь возможность системно и критично оценивать это и понимать. По принципу: «Не все йогурты одинаково полезны», — говорит эксперт.
По словам Милованова, СМИ плюс игры, кино, театр и книги — это генератор смыслов. Соприкасаясь с ними, люди неосознанно формируют собственные ценности, которые в дальнейшем воплощаются в их жизни. Дети, которые смотрят мультики, воспринимают не только картинки, но и те алгоритмы и ценности, которые в них заложены.
В пример Милованов привёл одинаковые стоп-кадры из двух мультфильмов — советского «Золотая антилопа» (0+) и американского «Утиные истории» (0+). На обоих фотографиях студентам показали героев, окружённых золотом. Однако смыслы и посылы мультфильмов отличаются. В первом жадный ненасытный раджа, которому всегда мало. Во втором Скрудж Макдак купается в деньгах и ставит их на главное место в своей жизни. Еще один пример — голливудские фильмы, в которых продвигают стереотипы о русских — алкоголиках, бандитах, террористах.
Эксперты отмечают, что в противовес этому за последние 10–15 лет российский кинематограф выпускает фильмы с достойными ролевыми моделями, которым хочется подражать. Среди них, например, «Движение вверх» (6+), «Вызов» (12+), «Девятаев» (12+). Вместе с этим выходят остросоциальные фильмы, среди которых сериал «Слово пацана. Кровь на асфальте» (18+), где образы негативных героев страдают.
Чтобы противостоять такому влиянию, нужно не только фильтровать потребляемый контент, но и включать критическое мышление. Умение понимать, какие социальные сценарии туда зашиваются, критически важно, отмечает спикер.
— Если вы это не формируете, то всегда будете заложниками определённых сценариев. Таковы условия геополитических процессов, — советует эксперт.
Студенты отмечают, что главный принцип к изучению любого контента — критически подход.
— Мы еще только учимся находить скрытые смысл в кино. Мы поняли, что любая информация имеет двойной смысл, в разных местах она преподносится и воспринимается по-разному. Для меня важно уметь извлекать для себя необходимое, отсеивать негативное и брать только положительное, — отмечает студент ЗабГУ Роман.