Город Здоровье Нейропсихолог: Проблемы с учёбой кроются в развитии ребёнка до 1 года

Нейропсихолог: Проблемы с учёбой кроются в развитии ребёнка до 1 года

За школьными трудностями стоит незрелость отдельных участков мозга, которая часто прячется под маской лени, упрямства и нежелания учиться.

«Мой ребёнок не любит ходить в школу», «Знает правила, но допускает глупые ошибки на письме», «Мы выучили все буквы, а читать никак не получается», «То получает одни пятёрки, то вдруг хватает двойку» - это лишь малая часть трудностей, с которыми сталкиваются родители школьников. Не понимая корень проблемы, взрослые перебирают специалистов и нередко остаются неудовлетворёнными результатом своих стараний. Но далеко не всем известно, что существует точная наука, способная определить первопричины школьной неуспеваемости. На самом деле, за этими трудностями стоит незрелость отдельных участков мозга, которая часто прячется под маской лени, упрямства и нежелания учиться.

Нейропсихология – о чём эта наука?

Нейропсихология — направление клинической психологии, наука о мозговой организации высших психических функций: памяти, внимания, мышления, осознанного восприятия, речи, интеллекта и праксиса (высшие формы движений и действий). Каждая функция – это цепочка звеньев, а за каждое звено отвечает отдельный участок мозга. И если одно звено выпадает, в связи с незрелостью определённого отдела мозга, то страдать будет вся функция целиком. Например, благодаря хорошей памяти, ребёнок выучил все буквы русского языка, а для того, чтобы соединить их в слоги, а слоги в слова, нужна работа других отделов мозга. И если эти отделы не созрели, то процесс обучения чтению будет очень трудным, энергозатратным и мучительным для ребёнка и родителей.

Детский нейропсихолог, понимая законы созревания головного мозга, может точно и чётко определить причины школьной неуспешности и других трудностей ребёнка.

1 из 2

В нашем городе открылся уникальный Центр детской нейропсихологии и развития ребёнка «Чудо рядом», специалисты которого поделились с нами секретами своей работы.

Причины школьной неуспеваемости

В наше время уже не удивительно, что всё больше и больше детей рождаются с перинатальным поражением центральной нервной системы. Эти поражения происходят во внутриутробном периоде, во время родов, или в ранние сроки после рождения. Асфиксия, гипоксия, внутричерепная родовая травма, долгий безводный период, кесарево сечение – это далеко не весь список факторов, поражающих нервную систему рождающегося человека. А дальше появляются диагнозы: минимальная мозговая дисфункция, гипертензионный синдром, СДВГ. У таких деток наблюдаются речевые нарушения, трудности сосредоточения внимания, недостаточность крупной и мелкой моторики, различные невротические реакции (нарушение сна, энурез, страхи, тики, тревожность, заикание), эмоциональную неустойчивость. Особенно ярко трудности начинают проявляться в период начала школьного обучения.

Изучая раннее развитие таких детей, как правило, выявляется задержка или искажение двигательного развития. Именно двигательное развитие на первом году жизни человека запускает ряд важнейших механизмов работы мозга, строит «фундамент» для развития других высших психических функций. От того, как и какой «фундамент» заложится, будет зависеть дальнейшее развитие ребёнка, и в частности успешность школьного обучения.

Если какие-то стадии двигательного развития пропущены или пройдены недостаточно, целый этап в развитии мозга так же будет пропущен. Например, иногда, сами родители могут лишить ребёнка полноценного моторного развития, ставя его в ходунки.

Чаще всего в работе приходится сталкиваться с детками, у которых пропущена стадия ползания, как правило, из-за повышенного или пониженного тонуса. Именно на этой стадии идёт стимуляция моторных зон, отвечающих за регуляцию движений, формируются межполушарные связи, пространственные представления, тактильная чувствительность и зрительное восприятие. А это, в свою очередь, предпосылки успешного овладения письмом и чтением.

«Очень часто школьные трудности спрогнозировать не так просто. Смотришь на дошкольника – он активный, играет, ходит на секции и уже даже выучил буквы и цифры. Родители спокойны. До школы нет запроса из социума на работу определённых отделов мозга. А в школе резко возрастает нагрузка, и от ребёнка начинают требовать выполнения множества новых дел: соблюдать правила, постоянно сосредотачиваться, слушать учителя, смотреть на доску, ориентироваться в пространстве тетради. И всё это одновременно и быстро. Если мозг ребёнка ещё не дозрел, появляются первые симптомы неуспеваемости», — рассказывают нейропсихологи.

В современном, динамично меняющемся мире, родители, заботясь о своих чадах, стремятся как можно раньше начать развивать их, выучить с ними буквы, цифры, иностранные языки. Но существуют законы физиологического созревания мозга. Определённые отделы вступают в фазу своего активного созревания в определённые периоды.

1 из 3

«В 2-3 года буквы и цифры для ребёнка – это просто символы, и они будут восприняты и поняты правильно, когда наступит фаза развития абстрактного пространственного мышления (5-7 лет). В 2-3 года развиваются сенсомоторная и эмоциональная сферы ребёнка. Если вы будете учить малыша буквам, цифрам, письму и чтению, то будете забирать энергию у ещё не созревших отделов и систем. Почему же мы потом удивляемся, откуда у детей в 7 лет берутся страхи или энурез?» - поясняют специалисты.

Получается, что «неправильным» ранним развитием родители нагружают те отделы, которые ещё не должны и не могут выполнять свои функции. А те зоны мозга, которые должны развиваться, не получают внимания, в итоге: сбой в работе системы и, как следствие, школьные трудности.

Если родители несвоевременно начали приучать малыша учиться, а точнее, требовать работы зреющих лобных отделов, то в дальнейшем школьная мотивация может не сформироваться. Например, ребёнок с 3-4-х лет посещает всевозможные занятия, научился читать, осваивает английский. Нервная система перегружена, он постоянно должен что-то делать, «должен» куда-то идти. Недоигравший, уставший, но умный ребёнок, в школе, скорее всего, будет испытывать нежелание учиться. Родители и учитель недовольны, критикуют чадо, а его самооценка падает.

В каких случаях следует показать ребёнка нейропсихологу?

Если ребёнок:

- в раннем детстве имел неврологические проблемы;

- слишком поздно или слишком рано начал ходить/говорить;

- не играет, не выражает эмоции;

- быстро утомляется;

- чрезмерно активный или медлительный;

- умный, но рассеянный;

- невнимательный,

- неусидчивый, не может долго концентрироваться на одном деле;

-плохо запоминает информацию, с трудом учит стихи;

- неуклюжий (нарушены координация, крупная и мелкая моторика);

- отстает по одному или нескольким предметам;

- получает то пятёрки, то двойки;

- «зеркалит» буквы и цифры при письме;

- путает право-лево;

- не соблюдает строчки и поля в тетради;

- пропускает или заменяет буквы при письме и/или чтении;

- не усваивает правила, или знает их, но не может применить.

Как проходят занятия в центре?

Первая встреча подразумевает совместную работу специалиста, ребёнка и родителя. В ходе обследования ребёнок в игровой форме выполняет специальные нейропсихологические пробы, которые наглядно демонстрируют родителям первопричины трудностей развития и обучения.

После диагностики специалист поможет наметить основную стратегию развития, обучения и воспитания ребёнка, и при необходимости проведёт курс коррекционно-развивающих занятий.

Нейрокоррекция базируется на методике замещающего онтогенеза – ребёнок возвращается в первый год жизни и вновь проходит все стадии развития. Форма проведения занятий определяется специалистом, и может быть, либо индивидуальная, либо диадная - совместное занятие двоих детей. Для ребят – это интересная игра, а для специалистов — воздействие на мозг через тело в том порядке, который заложен природой. В ходе коррекции возникают новые нейронные связи, которые благодаря системному воздействию закрепляются, и достраивают недозревшие зоны мозга.

1 из 3

После занятий с нейропсихологом у детей появляется интерес к учёбе, улучшаются почерк, процессы внимания и памяти, увеличивается скорость чтения и выполнения домашних заданий. Помимо этого, у ребёнка стабилизируется эмоциональный фон, повышается самооценка и уверенность в себе, раскрываются потенциальные возможности, что приводит к гармоничному развитию. Иногда после таких перемен отпадает необходимость посещения других специалистов.

О чудесах

Мы часто думаем о чуде, как о чем-то фантастическом и невероятном, забывая о том, что это удачное стечение обстоятельств, положительные перемены в человеке, в конце концов, пятерка в дневнике двоечника.

В центре родители очень часто становятся свидетелями чудес, которые происходят с их детьми. Помните, чудо случается там, где в него больше всего верят и ждут.

1 из 4

Записаться в центр детской нейропсихологии и развития ребёнка «Чудо рядом» можно по телефонам: 8 (924) 275-99-33, 8 (914) 492-81-50. Узнавайте подробнее о работе центра с группах «ВКонтакте», «Одноклассниках» и Facebook (запрещённая в России экстремистская организация).

Нейропсихологи центра «Чудо рядом» Екатерина Печак и Александра Лобачева— ученицы Жанны Глозман.

Жанна Глозман – научный руководитель научно-исследовательского Центра детской нейропсихологии им. А.Р. Лурия, доктор психологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник лаборатории нейропсихологии факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова.

На правах рекламы

ПО ТЕМЕ
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления