Коронавирус идёт по планете уже 2 года, четвёртая разрушительная волна продолжается в Забайкалье третий месяц, каждый день умирают люди, в реанимациях мало свободных мест. Я давно понимала, почему нежелательно болеть этой коварной инфекцией, и поэтому вакцинировалась ещё в мае 2021-го. А потом я заболела…
Хотя врать не буду, осознавать опасность вируса я начала ещё тогда, когда он был локальной проблемой Китая и только-только переползал в Европу, распуская свои щупальца по всему миру. Поэтому с самого начала пандемии старалась соблюдать все правила и ограничения, хотя большинству читинцев, возможно, казалась местной сумасшедшей, когда летом 2020-го, когда только-только закончилась первая волна и никто не ждал повторения, ходила в маске.
Весной 2021 года уже начало неотчётливо казаться, что тяжёлая ситуация с ковидом рано или поздно толкнёт власти на принятие ограничений для невакцинированных, болеть тоже не хотелось совсем, так что мысль о прививке уже тогда вошла в голову.
Единственное – хотелось привиться «КовиВаком» (я доверяю Центру им. Чумакова — именно там производят живую вакцину против полиомиелита, да и вакцина от ковида на основе «мёртвого» вируса кажется надёжнее), но мне его не досталось, пришлось согласиться на «Спутник V». Знакомый доктор уже тогда говорил, что соглашаться надо на любую вакцину, которая есть в наличии, потому что они все защищают, просто действуют по-разному.
Честно, в какой-то степени я чувствовала безопасность, даже было ощущение, что не могу заболеть, к тому же я с коронавирусом не сталкивалась почти всю пандемию, что говорило о сильном иммунитете, а тут ещё и вакцина. Правила я соблюдать не перестала, но чуть расслабилась совершенно точно. Видимо, это и привело к болезни.
В конце октября на выходных я почувствовала недомогание. Температура была около 38 градусов и почему-то не сбивалась обычными моими жаропонижающими. Тогда даже подумать не могла, что это ковид. Лечилась чем придётся. Кроме температуры, ещё была слабость, других симптомов не было.
В понедельник утром меня отправили домой с работы, так как я не производила впечатление здорового человека, а после обеда коллега написала, что мне стоит сдать тест на ковид, потому что в коллективе несколько человек сделали тест, и он оказался положительным. К вечеру я перестала ощущать запахи.
Уже во вторник с утра я полетела сдавать тест в платную клинику, после обеда пришло гнетущее СМС: «Ковид выявлен. Оставайтесь дома! Свяжитесь со своей поликлиникой». И вот здесь началось интересное. Я как законопослушный человек знала, что нужно с коронавирусом сидеть дома, смириться с судьбой и ждать врача, и поэтому позвонила на горячую линию минздрава, где мне сказали то же самое – никуда не ходить, приедет врач.
Я приготовилась к томительному ожиданию, прекрасно понимая, что вызовов сейчас много, врачей на всех не хватает, и тут телефон заиграл мелодию входящего. Когда я взяла трубку, женский голос спросил, позволяет ли мне самочувствие дойти до ковидной поликлиники по Богомягкова самостоятельно. На мой резонный вопрос, могу ли я с коронавирусом покидать жилище и не заражу ли кого-нибудь ненароком, ответили, что врач в ближайшее время до меня не доберётся, поэтому придётся всё-таки идти самой.
И.о. министра здравоохранения края Оксана Немакина заявила, что жителям Забайкалья, у которых тест на COVID-19 оказался положительным, нельзя самостоятельно приходить в поликлинику к врачу, а стоит дождаться мобильной бригады дома. Если происходит ситуация, как у меня, когда просят всё-таки прийти в поликлинику с подтверждённым ковидом, нужно звонить на круглосуточную горячую линию минздрава: 8 (3022) 21-03-03.
Я слегка ошалела от этого, но собралась идти. Вызвала такси, надела маску и, понадеявшись на лучшее, собралась в дорогу. В поликлинике мне предстояло провести следующие 4 часа, я не ропщу на судьбу, понимаю, пациентов много, врачей мало. В течение этого времени мы сроднились в очереди, был и смех, и ссоры, мгновенно решаемые, так как ругаться никто не собирался по-настоящему, просто к вечеру уже все устали.
В какой-то момент пришла врач с другого этажа и отомкнула кабинет, до той поры казавшийся пустым, она зашла, спросила у кого-то лежащего в темноте, как он, и зашла к доктору, в очереди к которой я находилась. Затем уже оба доктора прошли в тот кабинет, говоря о том, что прошло 4 часа, а скорая не едет, а этот кто-то в тёмном кабинете всё это время лежит под кислородом. Потом скорая помощь таки подоспела, из кабинета вывели пожилого мужчину, который с трудом дышал. После этого в очереди произошло небольшое затишье, каждый, наверно, подумал, что ожидание не такое длительное, да и дышим мы сами, а значит, всё у нас не так и плохо.
За 20 минут до окончания приёма я попала к врачу, она послушала лёгкие, проверила сатурацию и дала бумажку с универсальными назначениями, которые при должной организации я, возможно, могла получить по телефону или же в кабинете на «Госуслугах». А ещё мне предложили, если буду себя нормально чувствовать, вновь самой прийти на повторный ПЦР-тест, хотя на горячей линии минздрава днём говорили, что анализ возьмут на дому. Также мне не дали лекарства, которые должны выдаваться амбулаторным больным, ну да ладно.
Затем я лечилась, в четверг обоняние вернулось, единственные симптомы, которые оставались, — небольшая температура, периодическая головная боль и лёгкая слабость, которая в принципе всегда со мной во время сезонного заболевания острыми респираторными заболеваниями.
Очередной визит в поликлинику я совершила, когда пошла сдавать второй ПЦР. Очередей в тот день не было, возможно, потому что я пришла очень рано, к 8 утра. А потом потянулось долгое ожидание, чувствовала я себя уже нормально, никаких симптомов не было, уже хотелось спокойно пойти на работу, долгий больничный меня утомил (это был первый в моей жизни опыт, до этого я умудрялась болеть легко, без посещения врачей).
На повторный приём после ПЦР в назначенное время шла преисполненная веры, что больничный закроют и скажут, что я здорова, поэтому пошла не в основной корпус ковидной монополиклиники, а во второй, где принимают выздоровевших. Между этажами сидел мужчина в комбинезоне для красных зон, он спросил мои данные, нашёл их в планшете и огорошил известием, что тест снова положительный. Грусть моя не знала предела, я морально была не готова к продолжению болезни без симптомов. Меня отправили в основной корпус.
Там, к моему удивлению, не было очередей ни в регистратуру, ни к врачу. Когда я подошла к кабинету, там стоял только один мужчина, я заняла за ним и села в ожидании, печально представляя, что сейчас мне назначат время, чтобы сдать очередной анализ, а потом снова надо будет идти на приём.
В это время к кабинету подошли мужчина и женщина, у которой в руках были анализы. Когда они увидели врача, который шёл по коридору, женщина попросила короткую консультацию. Видимо, это были результаты КТ. Врач, только глянув на бумаги, диагностировал пневмонию, женщина заплакала. Наша маленькая очередь пропустила её вперёд, а я в очередной раз поняла, что ковид прошёл для меня хорошо – не было сверхслабости, о которой рассказывали подруги, когда даже подъём ложки составляет дикое усилие, тем более обошлось без пневмонии, которая сейчас может развиться стремительно до тяжёлой стадии, с которой уже можно попасть в реанимацию.
Когда попала к врачу, я ещё раз убедилась, что наши врачи всё-таки золото, их надо беречь и относиться к ним с уважением. Врач вошла в моё положение, она проводила, чтобы у меня взяли очередной ПЦР без очереди, продлила больничный и попросила прийти через 3 дня, так как дольше продлевать больничный уже было нельзя, ещё она рекомендовала записаться на приём по телефону, правда, обнадёжила, что могу не дозвониться (к слову, дозванивалась я в течение почти полного дня, но смогла записаться).
Дома в Сети я нашла, что фрагменты коронавируса могут сохраняться на слизистых до 2 месяцев и что людей с положительным тестом держат на больничном достаточно долго. Мне эта информация не понравилась, но я решила верить в хорошее. А потом и на «Госуслуги» пришли результаты теста, я, наконец, узнала, что выздоровела, и порадовалась, что техника дошла уже до такого, а значит, скоро не придётся, возможно, высиживать в очереди для получения универсального назначения на безрецептурные препараты.
В свой очередной поход в монополиклинику, несмотря на то, что была записана, я собиралась с пониманием, что просижу там немало времени. Так и оказалось, не знаю уж, что в кабинете делали с несчастными, выздоровевшими уже пациентами, но каждый из вошедших находился там не менее 20 минут, кто-то дольше, хотя в регистратуре всех поголовно записывали через каждые 3 минуты. Не работает эта система совсем, видимо. Если бы всех записывали хотя бы через каждые 15 минут, очередь по записи не превращалась в живую, когда и те, кто записался, и кто только пришёл, стоят в ожидании врачебного чуда.
Сидя в очереди, кстати, я увидела очередную зарисовку – на этаж зашёл явно нетрезвый мужичок, он хотел забрать анализы матери, устроил скандал в регистратуре, потом искал кабинеты, по несколько раз обходя этаж и воинственно приближаясь к каждой двери. Врачам в какой-то момент надоело мельтешение нетрезвого тела, и они пригрозили вызвать охрану, на что мужчина заявил, что трогать инвалида нельзя, обматерил врачей, забрал анализы и ушёл дальше отмечать выздоровление родного человека. Ещё раз спасибо нашим докторам за терпение!
После этого мини-инцидента мне вновь улыбнулась удача – врач из соседнего кабинета, в который не стояли люди, сказала, что можно заходить на приём к ней. Я тут же пошла в кабинет. Там я провела не более 10 минут, большую часть этого времени занимало заполнение от руки справок. Потом всё по сценарию первого приёма – прослушивание лёгких, измерение сатурации.
Вышла я от неё счастливая, в основном от того, что мои поликлинические мытарства закончились, всё-таки бюджетная медицина – это сомнительное удовольствие, так как врачи – герои несомненно, а вот организация процесса не всегда на высоте, к сожалению, да и очереди бросают меня в воспоминания детства, прошедшего в бесславные 90-е, что тоже совсем не радует.
В заключение хочется ещё раз сказать спасибо докторам и всему поликлиническому подразделению №1 на Богомягкова за то, что несмотря на огромный поток больных, особенно в пики заболевания, они находят в себе силы быть терпеливыми и милосердными профессионалами. Ещё я благодарна своему организму без хронических болячек, что переболела легко. Надеюсь, обойдётся и без постковидного синдрома. Насколько мне помогла вакцинация, я не знаю, но то, что без неё всё могло быть совсем по-другому, и не обязательно так хорошо, как сейчас, это точно.