Коронавирус – опасная и коварная болезнь. Даже те люди, кто переболел легко, могут встретиться с последствиями, так называемым постковидным синдромом, при котором до 20% людей, перенёсших коронавирусную инфекцию, страдают от долгосрочных симптомов, длящихся до 12 недель. У кого-то этот срок тянется ещё дольше. Постковидный синдром уже даже внесён в Международный классификатор болезней. Читатели портала «Чита.Ру» рассказали о том, как последствия перенесённой болезни уже после выздоровления мешают им в повседневной жизни.
Полина
— Болела ковидом в июне 2021-го, началось всё как обычное ОРВИ, но потом пропали запахи, я это списала на уксус, показалось, что обожгла слизистую носа, а затем перестал ощущаться вкус еды.
После болезни у меня сильно изменился вкус лука, он стал ужасен. Обоняние раньше было крайне чувствительное, я чувствовала все запахи мира. Сейчас оно слабое, едва уловимый запах я не почувствую. С лёгкими тоже проблемы начались, для меня подняться выше второго этажа ужасная проблема, начинается одышка, и чем выше, тем хуже, лёгкие начинает жечь. Про спорт можно забыть. Сейчас занимаюсь с психологом, но не связываю это с COVID, хотя окружение по какой-то причине видит эту связь.
Юлия
— Заболела в конце октября, исчезало обоняние, вкус, я сама попросилась на КТ лёгких – 40% поражения, была госпитализирована в моностационар Чернышевска, пролечилась 10 дней, спустя месяц сохраняется слабость, усталость.
Татьяна
— Коронавирусом заболела в конце октября. Прошло всё довольно легко – первые несколько дней температура, небольшая слабость и полное отсутствие вкусов и запахов. Пропажа последнего меня не сильно беспокоила, тем более через две недели после начала болезни вкусы восстановились практически полностью и медленно, но начало возвращаться обоняние, а дальше ждал подвох – способность ощущать запахи достигла примерно 30% и застопорилась. Относилась я к этому спокойно до того момента, когда чуть не съела подпорченные макароны – выручили домашние.
Чтобы перечислить те запахи, которые я сейчас способна воспринимать, хватит пальцев на руках – настолько это редко бывает, что я даже радуюсь, когда внезапно на улице ощущаю, что где-то жгут резину.
Второе последствие коронавируса — резкое ухудшение памяти. И если с неполным обонянием я смирилась, то слабая память сильно мешает и в работе, и в обычной жизни. Для понимания: раньше без особых усилий я в голове держала график дежурств своих сотрудников на одну-полторы недели, могла без проблем вспомнить, какие рабочие задачи решила на неделе; сейчас дежурства могу запомнить максимум на день, а во второй половине дня уже практически не помню, что делала утром.
Плюс в целом стало сложнее концентрироваться долго на чём-то, а внимательность, которой я и без того раньше не блистала, достигла, как мне кажется, минимума – например, недавно я себе навела ванну с гелем для стирки.
Мария
— Болела летом 2021 года относительно легко — пневмонии не было, антибиотики не пила. Но запахи и вкусы все потеряла. У меня спустя 4 месяца после коронавируса изменились некоторые запахи, я воспринимаю их не как обычно. Приятные запахи готовой еды могут казаться мне отвратительными, а ещё в разных местах меня преследует запах, похожий на запах древесного кошачьего наполнителя, идентифицировать его сложно. Врачи говорили пить витамин C, но ничего не меняется.
Валентина
— У моей бабушки после коронавируса стала прогрессировать деменция, до болезни проблем с памятью у неё не было, несмотря на то, что прошёл уже год после ковида, восстановиться не может. У мужа изменились запахи – сейчас мясо, колбаса, сосиски пахнут по-другому. У нас сосед выходит на площадку курить, так вот для мужа запах табачного дыма напоминает по ощущениям запах белковых продуктов. Просто запахи стали другими, непонятно какими.
Светлана
— Переболела в июне-июле этого года, 4 недели в стационаре, КТ-4, более 80% поражения лёгких, 3 недели на кислородном концентраторе. После выписки больше 2 месяцев была сильная слабость, приступы головокружения, бросало в пот на ровном месте, жуткие приступы агрессии, пришлось даже детей увезти к бабушке. В августе начали выпадать волосы, к середине сентября голова была абсолютно лысая, отрастает волос очень медленно.
Сейчас проблемы со стороны сердца – гидроперикард, тахикардия, гипертония, со стороны опорно-двигательной системы – ревматоидный артрит. Ещё есть проблемы с памятью, вплоть до того, что забываю слова. Недавно только стало получше, а после выписки вообще могла выйти из дома и на пороге забыть, куда и зачем шла, ходила с блокнотом.