Депутаты заксобрания 2 декабря после бурного обсуждения одобрили федеральный законопроект об использовании QR-кодов в общественных местах. Поддержали его 32 депутата, шестеро были против. ИА «Чита.Ру» расшифровало речи выступавших перед голосованием.
Депутат и врач Татьяна Белокриницкая:
— Противовирусных препаратов от коронавируса и его мутантных штаммов сейчас нет. Поэтому [вакцинация является] единственным методом, которым мы можем защитить население от распространения коронавируса, от растущего масштабного числа человеческих потерь. Все вакцины, сделанные в России, сделаны в лучших традициях российской школы вакцинологии, а эта школа действительно признана в мире. В основе вакцина имеет обычные аденовирусы, которые сопровождают нас по жизни, они содержат небольшой фрагмент коронавируса. Безусловно, никакого чипа там нет. Эти вакцины имеют хороший эффект.
Конечно, QR-коды - это определённое ограничение прав и свобод граждан, но поймите, пожалуйста. Мы находимся в зоне пандемии, где имеется биологическое оружие, и оно может прилететь каждому, привести к смертельному исходу. Чтобы уменьшить количество погибших в этой зоне поражения - вводятся QR-коды. Как только популяционный иммунитет достигнет разумных пределов - не менее 70% - необходимость в них отпадёт.
Вакцинированные болеют или в лёгкой форме, или бессимптомно. У нас практически нет погибших среди вакцинированных. Практически - потому что были тяжёлые пациенты, которые имели патологию, они погибли не столько от ковида, сколько от обострения своего заболевания на фоне вируса.
COVID-19 фиксируется и у новорождённых. Что это такое поражение 90% лёгких у младенца? Вы понимаете, какое у него потом будет здоровье. И то, что мы не можем защитить своим популяционным иммунитетом детей - это стыд и позор. Поэтому я буду голосовать и призываю вас. QR-коды - это временная мера, пока не будет популяционного иммунитета.
Исполняющая обязанности министра здравоохранения края Оксана Немакина:
— Законопроект говорит о документах, а не о QR-кодах, которые подтверждают, что либо человек переболел, либо он вакцинирован, либо будет иметь медотвод, но сейчас ещё не регламентирован. QR-код, о котором вы говорите, это всего-навсего штрихкод документа, который подтверждает, что этот документ является официальным и подлинным.
Во-первых, мы говорим сейчас не о QR-кодах - это неправильная риторика. Во-вторых, я соглашусь с предыдущими выступающими: данная мера позволит упорядочить и сделать более понятным механизм получения документа, подтверждающего то, что я говорила. Это будет более понятная система для жителей России и в том числе жителей Забайкальского края, меньше будет вопросов. Все порядки, которые этим законом утверждаются, чётко и понятно объясняют, каким образом получить этот документ.
По сути, это то же самое, что мы получаем с вами в медицинских организациях о факте получения медицинской услуги. Вы получаете справку в поликлинике при выписке, которая подтверждает получение медицинской услуги в полном объёме. В данном случае это тоже будет документ. При чём тут QR-код? Я поддерживаю этот законопроект.
Депутат Роман Берг:
— Тема очень актуальная, заставляет каждого подумать - согласен человек получить волчий билет в виде запрета на посещение общественных мест или нет. На сегодняшний день люди выступают против введения кодов, собирают по этому поводу подписи. Только на депутата Берга поступило более 500 обращений. КПРФ не поддерживает введение данной санкции. Я не выступаю против вакцинации - я против ограничения свободы выбора, я за добровольный выбор вакцины, несмотря на страну-производителя.
Считаю, что QR-код ничего не решает. Во-первых, это разрешительный, а не профилактический документ. Вакцинированный человек, имеющий код, может заболеть, умереть и быть переносчиком заболевания.
Введение QR-кодов создаст цифровое неравенство, увеличив напряжённость в обществе. Об этом говорят комментарии в интернете, разжигающие злобу и ненависть людей другу к другу, делят людей на два лагеря. У меня также вопросы к прокуратуре, которая не усмотрела нарушение действующего законодательства как при принятии о многодневном голосовании во дворах и на пеньках, так и при введении QR-кодов, которые нарушают конституционные права на труд, на жизнь, на свободу, на защиту от безработицы.
А теперь история. 1945 год. Германия. Нюрнбергский процесс. Военный трибунал в числе прочих преступлений фашизма признал практику присвоения людям номеров преступлением против человечности, не имеющем срока давности.
2021 год. Россия. Власти пытаются присвоить каждому QR-код. Это тип матричных штриховых кодов, считываемая машинная метка, содержащая информацию об объекте, к которому она привязана. QR-код использует четыре стандартизированных режима кодирования: числовой, буквенно-цифровой, двоичный и кандзи (китайские иероглифы — ред.). То есть это сложный современный номер. В стране, победившей фашизм, не место числовым и штрихкодам и прочей атрибутике. Фракция КПРФ выступает против.
Коллеги, вспомните, что мы защищаем интересы народа, который нас избрал. А сегодня большинство забайкальцев против введения кодирования.
Депутат Константин Коростелёв:
— Хочу конкретно сказать, что я за прививку. Но мы говорим о введении QR-кодов, которые вызывают массу вопросов. Мне кажется, что шум происходит, потому что у народа нет доверия к власти, из-за того, что у нас плавает очень много информационного мусора. Если мы подходим к серьёзным изменениям, затрагивающим права и свободы человека, не нарушая Конституцию, то мы должны комплексно в этих вопросах работать.
Посмотри на маски - сколько у нас шума из-за них. А зайдите в магазин любой - плевать на них хотели. Кто это должен проверять? А представьте, мы сейчас этим магазинчикам и парикмахерским ещё и QR-коды дадим проверять.
Что у нас происходит с информацией в соцсетях. Почему у нас граждане перестали доверять врачам, а доверяют какой-нибудь блогерше красивой, которая несёт откровенный бред? Где здесь сила власти, её железный кулак? Почему это не вычищается, чтобы люди перестали теряться в информационном мусоре? Как и кем будут проверяться коды? Какие будут скандалы? Мы сейчас просто отдадим это на плечи бизнеса.
Мы прекрасно знаем, что есть факты, я даже знаю людей, которые платят врачам за фальшивые справки о вакцинации. Это у нас в Чите происходит такое. Мы увеличим незаконный заработок. Как будет это контролироваться и наказываться?
Вообще, по моему мнению, надо начать с конкретного информирования населения - вычистить ложь из интернета, добавить информацию в СМИ о доле вакцинированных в числе заболевших и погибших. Разве сложно это сделать? Я уже месяц назад об этом говорил неоднократно и на разных уровнях. Пусть люди видят, сколько вакцинированных среди заболевших и умерших.
Есть обманы, когда говорят о чипировании. Недавно я услышал от одной женщины: вот вам ставят прививку, а фээсбэшник из баллончика газом брызнет и вакцинированные умрут сразу. До такого абсурда доходит. Я не смог переспорить эту женщину.
Законопроект в части введения кодов не отработан, непонятен, не изучен и совершенно не своевременен. И, скорее всего, даже нецелесообразен. Поэтому я буду голосовать против введения QR-кодов, потому что много непоняток, недоразумений, много мусора, и самое главное — мы должны учитывать мнения граждан, поступившие более 1 тысячи обращений.
Председатель комитета по предпринимательству и бывший бизнес-омбудсмен края Виктория Бессонова:
— В начале я отмечу, что если внимательно ознакомиться с законопроектом, то он фактически фиксирует практику введения в регионах документов. Такая практика уже есть в 74 регионах, она действует. Говорить, что закон по-новому принципиально регулирует, не нужно.
Мы, безусловно, живём в новых условиях, есть очевидные проблемы, недоработки в этом механизме, и нужно сделать его более прозрачным и менее конфликтным как для граждан, так и для бизнеса.
Напомню, что в нашем регионе введение такой практики — посещение общественных мест с предъявлением документа о вакцинации — впервые предложили представители сферы общепита. При этом они просили дать им право работать без ограничений по времени и по наполняемости. Но что мы видим сейчас? Введены все ограничения - работать разрешено до определённого времени, и банкеты запрещены, и QR-коды требуют.
Этой мере необходимо давать экономическую оценку на уровне региона и принимать решение в крае. Недавно провели опрос бизнеса по России, 35% заведений общепита, спорта и развлечений, в которых трудятся более 3 миллионов человек, готовятся уволить своих сотрудников. Примерно такая же ситуация и в регионе. Эти потери связаны с тем, что мы не хотим идти и прививаться, а другого на сегодня не предложено.
Действительность не оставляет вариантов — мы уже потеряли около 2 тысяч забайкальцев, это как стереть с карты целый район. Это страшные последствия. Сегодня закон закрепляет существующую практику, действующую и у нас, и в других регионах. При этом мы не оцениваем, что никто сегодня не сказал — закон вводит чёткий срок для предложений главного санитарного врача в регионе - 3 дня. Это должно устранить практику появления тех или иных ограничений или новых требований за несколько часов до их обязательного исполнения. Такие примеры у нас, к сожалению, были.
Сегодня, не дожидаясь рассмотрения этого проекта на федеральном уровне, надо скорректировать режим введённых ограничений в крае в отношении бизнеса, для которого есть требования об обязательной вакцинации сотрудников, отменить действия других ограничений. В частности, требования по предельной наполняемости заведений, по работе общепита в определённые часы. В практике других регионов уже есть опыт снятия этих ограничений при условии введения QR-кодов.
В заключение хочу сказать, что органы власти должны одновременно принимать решения о введении тех или иных ограничений и оказании мер поддержки для предпринимателей, на чьих объектах происходит снижение трафика. Именно такой подход будет отвечать задачам обеспечения социальной и экономической стабильности.
Депутат Светлана Скубьева:
— При рассмотрении данного проекта поражает, с какой скоростью мы принимаем данный проект закона. Несмотря на массовые протесты по всей стране наших граждан, практически в каждом городе есть протесты, данный проект нарушает права миллионов наших граждан. И в этой ситуации я призываю всё-таки прислушаться к мнению жителей нашей страны и учесть все мнения при принятии данного проекта.
Уровень социальной напряжённости у нас растёт с каждым днём, вы сами это видите на протяжении уже длительного времени. Здесь, конечно, необходимы доводы убедительные именно в значимости того, чтобы не называть QR-кодом, именно этого QR-кода и этой цифры, против которой люди выступают. Это длительный характер с требованием её обладателей и всевозможные постановления, которые несут за собой реальные последствия для каждого жителя нашей страны.
Я бы призывала сделать больший уклон на что: даже если, допустим, человек пойдёт вакцинироваться, главный уклон стоит сделать на что? На диспансеризацию. Чтобы [было] выявление именно хронических заболеваний у жителей, у каждого человека. И кто потом понимает эту ответственность за здоровье и жизнь наших граждан. Главное - это своевременное и доступное оказание медицинской помощи на всех уровнях, в том числе и именно первичным звеном. Именно туда стоит обратить наше пристальное внимание.
Я призываю депутатов не поддерживать данный проект закона, потому что к нему возникает больше вопросов, чем ответов, с которыми мы могли бы идти к нашим избирателям и убеждать их в данном законопроекте.
Депутат Алексей Саклаков, врач
— В настоящее время в городе, который расположен недалеко от Читы, в Маньчжурии, объявлен тотальный локдаун. Жители сидят дома, магазины все не работают, волонтёры разносят продукты, лекарства. Из-за чего это случилось? У трёх человек обнаружено заболевание. Обратите внимание, многомиллиардное население Китая цифры демонстрирует совершенно другие.
Такое ощущение, что китайцы умнее русских, что ли. У меня такого ощущения пока не складывается. Но в этой части, видимо, да. Они давным-давно уже, год назад, в стране, в которой началась эпидемия, ввели цифровой пропуск, а у нас это называется вот так, у них так назывался.
На телефоне если красный у тебя пропуск - сиди дома, если жёлтый - ограниченно можно передвигаться, если зелёный - ходи везде. Это одна из мер, которая помогла им победить и один из лучших результатов демонстрировать. А что касается русской вакцины - я уже не раз говорил, но повторюсь: сегодня «Cпутник V» зарегистрирован в 71 стране, в этих странах проживает 4 миллиарда населения, так что проблем я тут вообще не вижу. Надо голосовать обязательно за вакцинацию и за получение вот этого «Паспорта здоровья». Хоть как его назовите, пока он так назван, вам какая разница?
Прокурор Максим Ершов:
— Статья 55 Конституции говорит о том, что могут применяться ограничения прав и свобод человека и гражданина, когда имеется угроза безопасности государства.
Сейчас то, что полыхает такая ситуация с коронавирусом, действительно, она несёт угрозу прямую человечеству и жителям нашей страны. Мы должны, наверное, обратиться к опыту советского государства, когда в течение нескольких дней в 50-х годах было предотвращено массовое заболевание индийским штаммом [оспы], когда были привиты за несколько дней несколько сотен тысяч, да не тысяч, а миллионов людей, и было предотвращено распространение опасной болезни.
Правильно здесь говорили выступающие врачи, что российская и советская медицина имеет очень богатый опыт и авторитет именно в плане противодействия различным эпидемиям. Введение QR-кода - это одно из условий для того, чтобы сберечь наше население.
Мы и к маскам так относились тоже: «О, зачем нам маски». Сейчас мы тоже все сидим в масках и знаем, что это определённая безопасность. И так же, если бы приняты были QR-коды. Ну извините, это вид документа, который говорит, что человек привитый и не представляет опасность.
Китайцы в этом плане совершенно правильно сделали. И мы должны это сделать. Потому что иначе распространение будет всё дальше и дальше.