Мой дом Прилетело, откуда не ждали. Жителей многоэтажек в Чите заставляют доплатить за тепло

Прилетело, откуда не ждали. Жителей многоэтажек в Чите заставляют доплатить за тепло

Суммы в платежках от ТГК-14 у них выросли в несколько раз

Читинцам пришлось отвечать за неисправный общедомовой счетчик

Жители сразу нескольких домов в Чите в январе 2024 года были ошарашены платежками, которые пришли им от ТГК-14. За отопление требовалось заплатить в разы больше обычного. Столь резкому росту платежа в теплоснабжающей компании нашли объяснение и сослались на выводы суда. Управляющая же компания, обслуживающая дома, встала на сторону жильцов и озвучила свою позицию. Разбираемся, что произошло.

Анастасия живет в доме на улице Июньской, 8. В январе в квитанции от ТГК-14 она увидела счет более чем на 12 000 рублей. При том, что за декабрь было начислено в районе 2 600 рублей.

— За январь, получается, примерно такая же сумма должна быть, а вот откуда взялась надбавка в 7 тысяч рублей, было непонятно. Причем так у всех жильцов дома, только суммы отличаются в большую или меньшую сторону, видимо, из-за квадратуры. Позже нам объяснили это тем, что, оказывается, общедомовой счетчик, который стоит в подвале и считает израсходованное нами тепло, был какое-то время неисправен. И вот эту разницу раскидали на всех собственников жилья. Причем такая же ситуация в домах № 10 и 14 на Июньской, — рассказала читинка.

Не менее удивленный суммой к оплате житель того же дома, где живет Анастасия, Евгений рассказывает, что никогда не имел долгов перед ТГК-14, а теперь оказался должен столько, будто бы не платил несколько месяцев подряд.

— Мы выяснили, что общедомовой счетчик проходил поверку, его затем установили обратно, приняли, опломбировали, а потом выявили, что он работает некорректно. И получилось, что жителей выставили крайними в этой ситуации. А мы какое имеем отношение к этому прибору учета? Мы только платим за него кредит, что он установлен, а кто его и когда снимает, устанавливает — мы этого не можем контролировать, у нас даже ключей от подвала нет, — поделился Евгений.

Долг вырос на глазах

Точно так же оказались возмущены и жильцы дома на улице Чкалова, 49. Ситуация абсолютно аналогичная — собственникам помещений в многоквартирном доме сверх обычного платежа доначислили по 6–7 тысяч рублей.

В пресс-службе ТГК-14 сообщили, что в январе 2024 года доначисления были сделаны по пяти домам: на улице Июньской, 8, 10 и 14, а также на Чкалова, 49 и Шилова, 85. И это действительно связывают с неисправностью общедомовых приборов учета.

— Неисправность приборов учета тепловой энергии подтверждена решениями суда и выводами завода-изготовителя ЗАО «ТЕСС Инжиниринг». Из документов следует, что, например, прибор учета, установленный по Июньской, 8, поверенный ФБУ «Забайкальский ЦСМ» (Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Забайкальском крае. — Прим. ред.) и введенный в эксплуатацию, имел погрешность вычисления количества потребленной тепловой энергии в период с 1 сентября 2021 года по 30 апреля 2022 года. В этот период отопление было предоставлено в полном объеме, а сумма к оплате из-за некорректно работающего прибора была начислена меньше, — прокомментировали в пресс-службе компании.

В ТГК отмечают, что перерасчет жильцам домов сделали потому, что суд пришел к выводам, что «указанная разница не является убытками, а представляет собой стоимость потребленной собственниками тепловой энергии».

Из решения Арбитражного суда Забайкальского края от 7 декабря 2023 года по трем домам на улице Июньской (оно находится в открытом доступе) следует, что с иском в суд вышла ТГК-14, причем соответчиками выступали отнюдь не граждане, а Забайкальский ЦСМ и управляющая компания «Пятая». Энергетики просили взыскать с ответчиков убытки за услуги отопления и горячего водоснабжения на более чем 565 тысяч рублей.

Юрист управляющей компании «Пятая» рассказала «Чита.Ру» предысторию этой ситуации, напомнив, что общедомовые приборы учета тепловой энергии в забайкальской столице в прошлом десятилетии ставились массово и примерно в одно и то же время. В 2021 году почти одновременно у этих счетчиков подошел очередной срок поверки, обеспечить которую должна УК, отвечающая за общее имущество. Делается это при непосредственном участии представителей ТГК-14, составляется акт вывода прибора учета из эксплуатации, а затем он передается в специализированную организацию — Забайкальский ЦСМ. После чего центр выдает протокол проверки, который подтверждает, что прибор пригоден, выдается свидетельство и регистрируется в единой системе. Управляющая затем ставит прибор обратно, а сотрудники ТГК его принимают и выдают акт ввода в эксплуатацию. Эту достаточно понятную процедуру провели и по домам на улице Июньской.

— Примерно через полгода в январе-феврале ТГК-14 заявляет, что у них есть сомнения в достоверности учета. Мы не спорим, поэтому совместно ставим рядом контрольный прибор. Его показания и показания счетчика должны сходиться, потому что одно и то же количество теплоносителя через них проходит. И этот прибор показывает, что счетчики в наших домах занижают показатели. Из-за погрешности мы выводим счетчики из эксплуатации, а ТГК, так как они приборы приобретали, отправляют их заводу-изготовителю, — объясняет юрист управляющей компании.

В решении суда сказано, что завод-изготовитель проверил счетчики и выдал ТГК-14 акт о том, что в настроечной базе приборов «были выявлены некорректные данные аппроксимации, а именно эталонные значения по всем точкам были ниже тестовых, что указывало на искусственное изменение этих показателей путем внешнего вмешательства, что и привело к искажению показаний». Если простыми словами, то кто-то что-то в этих приборах подкрутил так, что они стали неправильно работать.

При этом достоверно известно, что данные в настройку измерительных каналов приборов, о которых идет речь, при поверке вносил Забайкальский ЦСМ, представители которого в суде пояснили, что действовали по методике и вносили данные надлежащим образом. Ведь до этого таким образом поверили две сотни общедомовых счетчиков, но спустя время выяснилось, что некорректно работают только несколько из них. Управляющая компания также заявила, что выполнила всё, что от нее требуется по законодательству, а на приборы никак не воздействовала. И показала свой ответ от производителя счетчиков, в котором нет информации о неисправности приборов на момент поверки.

— Чтобы убытки взыскать, нужно доказать причинно-следственную связь между действием/бездействием причинителя вреда и конкретными вашими убытками. Нас как управляющую компанию закон обязал снять счетчики и отдать в специализированную организацию, потом поставить обратно, передать в эксплуатацию и эксплуатировать. Мы свои обязанности полностью исполнили. Не вмешивались в его работу, не трогали его. ЦСМ в ходе суда заявлял, что есть методика, согласно которой они и действовали. В момент, когда они поверяли, коэффициенты аппроксимации были внесены надлежащим образом. Когда приборы уже передали на ремонт — другой вопрос, — комментирует юрист УК «Пятая».

Приборы учета, которые работали некорректно, завод-изготовитель отрегулировал и поверил уже в Чувашском ЦСМ. После чего их вернули в читинские многоэтажки. Обращаясь в суд, ТГК-14 потребовала взыскать убытки именно с УК «Пятая» и Забайкальского ЦСМ, но Арбитражный суд Забайкальского края, например, по тем же домам на Июньской в удовлетворении требований иска энергетикам отказал.

— Не получив возмещения от нас и Забайкальского ЦСМ, они почему-то решили в январе доначислить плату уже собственникам за вот этот промежуток времени, который прошел с момента поверки до момента вывода счетчиков из эксплуатации. То есть между двумя актами. И теперь людей отправляют разбираться к нам, будто мы что-то там проиграли. Но мы даже не понимаем объем, который они собственникам начислили. И в решении суда не прописано, с кого нужно взыскивать эти деньги. Мы не спорим, что счетчики, как оказалось, работали некорректно. Но, ссылаясь на акт завода-изготовителя, ТГК-14 посчитали, что счетчики работали так прямо с момента поверки, то есть с сентября 2022 года и до тех пор, пока мы их не сняли. Но мы доказательств этому не увидели. Поэтому советуем сейчас жильцам писать жалобы в Госинспекцию Забайкальского края. Это надзорный орган, который следит за правильностью начисления платы за коммунальные услуги. Они запросят информацию, которая у нас была. И в ТГК-14, каким образом они начислили эти платежи, потому что сейчас мы с вами можем долго рассуждать, как появилась та или иная сумма. Управляющая компания судиться с энергетиками по этому вопросу не может. У ТГК и собственников прямые взаимоотношения, мы же только содержим общее имущество, — резюмировала юрист УК.

***

В пресс-службе ТГК-14, отвечая на вопросы редакции о резко выросшем платеже у собственников жилья в доме на Июньской, 8, сообщили, что для оплаты услуг отопления и горячего водоснабжения им предложено воспользоваться рассрочкой платежа. Заключить соглашение о рассрочке можно в расчетно-кассовых центрах.

По факту же получается, что суд отказал в трех исках ТГК-14 о взыскании убытков с управляющих компаний и Забайкальского ЦСМ за услуги отопления и горячего водоснабжения по всем пяти домам (не считая компенсации за проверку калибровки теплосчетчика в доме на Чкалова, 49, на сумму 26 400 рублей). И не установил, кто всё-таки виноват в поломках счетчиков и кто именно должен оплачивать суммы, которые не досчитались энергетики за потребленное тепло. Поэтому можно предположить, что выводы суда ТГК могла интерпретировать по-своему, потому что убеждена — собственники потребили больше тепла, чем тот объем, за который заплатили. Но правильно ли посчитан период, когда действовала погрешность? А значит, в эту историю должен вмешаться надзорный орган — в нашем случае Госинспекция. И точку в непростой ситуации, кажется, ставить пока рано.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления