О том, как к конокрадам относились в России, можно узнать, например, у Куприна в «Конокрадах» и «Олесе». А у Искандера в «Гришке Жигане» и вовсе есть изумительная по своей простоте фраза: «Вора-конокрада бьют мужички до смерти – такой закон». Кем и когда писан такой закон — неизвестно. Зато пользуются им забайкальские мужички до сих пор, не утруждая себя поиском доказательств.
18 апреля житель Карымского Владимир Батурин, занятый своими делами, оставил свою машину около районной администрации. Пока он отсутствовал, автомобилем заинтересовался молодой человек, которому не понравился ни УАЗ, ни его водитель. От разговора с неизвестным молодым человеком Батурин поспешил скрыться, однако избежать продолжения ему не удалось. Подъезжая к своему гаражу, Владимир увидел, что молодой человек с неким мужчиной поджидает его.
«Не сказав ни слова, Володю схватили за куртку и выбросили из машины. Затем начали бить кулаками и ногами по всему телу. Отобрали телефон и документы, сняли верхнюю одежду, связали веревкой и, закинув в багажник машины, повезли в сторону Урульги», - рассказала сестра Батурина Анастасия.
Дальнейший её рассказ сокращён и лишён некоторых деталей из соображений этики.
По дороге в Урульгу к похитителям присоединились ещё трое мужчин. Все вместе они избили Владимира металлическими трубами, привязали к автомобилю и протащили несколько метров по земле. Потом объяснили причину пыток: «Ты украл и убил наших коней. Признавайся, с кем ты был и куда спрятал мясо?» Батурин, естественно, не сознался. За это снова били, угрожали закопать в землю живьём, затолкать в дробилку.
Потом бить несознающегося человека хозяевам коней, очевидно, надоело, и измочаленного Владимира привезли в урульгинское отделение милиции. Сельские стражи порядка, несмотря на травмы, допросили его и, ничего не добившись, вызвали опергруппу из Карымской.
«В это время родные начали искать Володю, - вспоминает Анастасия Батурина. - Мои родители и я, узнав от свидетелей, что произошло, поехали в ОВД Карымского района и написали заявление о похищении человека и угоне машины, указали фамилии похитителей и номера их автомобилей. Заявление приняли не сразу, а на вопрос «Когда его привезут?» отвечали: «Ждите». Во втором часу ночи приехала милицейская машина и из неё вышли несколько сотрудников. Они тоже ответили на наш вопрос «Ждите», хотя Володя сидел в их машине, а заявление о его похищении находилось в дежурной части».
Утром Батурина доставили в Карымскую на станцию скорую помощи, но вовсе не для того, чтобы лечить побои. В его шатающейся походке милиционеры заподозрили признак наркотического опьянения и приехали подтверждать свои догадки медицинским анализом.
Домыслы милиционеров врач не подтвердил, и, более того, порекомендовал госпитализировать Батурина. Однако вместо больничной палаты он попал в камеру изолятора временного содержания.
Утром 19 апреля родители добились, чтоб Владимира осмотрел врач, который настоял на госпитализации. Сейчас мужчина, перенёсший пытки, длившиеся около 20 часов, находится в больнице.
Анастасия Батурина также уточнила, что заявлению о похищение человека и угоне машины в течение нескольких дней не давали хода. В то же время по заявлению о краже коней пять квартир родственников Батурина обыскали. При обыске ничего не нашли, кроме оружия отца, брата и самого Владимира. Охотничьи ружья изъяли, несмотря на разрешения, но 10 мая.
«Кроме того, документы — на машину, на оружие, паспорт, ИНН, банковскую карту, а также телефон и ключи от двух квартир и гаража, которые у Володи забрали во время избиения, вернули нам 5 мая. Машина некоторое время находилась в Урульге, где у неё зачем-то выпилили дно».
Занимательная физиогномика
6 мая краевое следственное управление СК РФ сообщило о возбуждении уголовного дела по статье 330 УК РФ в отношении главы Урульги Сергея Лиханова и его сына Николая. Версия следствия, пересказанная в релизе, содержала описание избиений трубой и перевозку в багажнике.
Сейчас родственникам Батурина непонятно, почему дело возбуждено по статье «Самоуправство», а не «Похищение человека». В следственном управлении объясняют это тем, что статья 330 — это первоначальная квалификация, а в дальнейшем обвинение может быть предъявлено и по другим фактам.
Тем не менее, следственные действия с Владимиром и Сергеем Лихановым ещё не ведутся, хотя дело, по словам родственников, взял под контроль вице-премьер и руководитель администрации губернатора края Геннадий Чупин.
Сергей Лиханов имеет свою точку зрения на произошедшее, которую он изложил ИА «Чита.Ру».
По словам Сергея Павловича, в хозяйстве «Урульгинское» стали пропадать кони. Кто-то отстреливает по 4-5 животных, похитив таким образом около 30 лошадей за месяц. В поимке преступников, само собой, были заинтересованы и работники хозяйства, и глава села, и его сын, работающий в отделе сельского хозяйства районной администрации.
18 апреля его Николай Лиханов увидел около администрации подозрительный УАЗ. Рисунок шины на автомобиле напомнил ему следы, оставленные похитителями лошадей. Кроме того, на машине имелись следы крови и конского помёта.
«Из администрации вышел молодой человек, которого сын попросил его подождать, чтобы разобраться в своих подозрениях. Однако он запрыгнул в машину и сбежал. Я в это время тоже находился в Карымской и после звонка сына поехал ему навстречу. Вместе мы поехали за УАЗом, который поехал за пределы посёлка в сторону телевышки. По дороге я позвонил начальнику местного отделения ГИБДД и начальнику криминальной милиции, хотел рассказать об этом парне, но они не брали трубки», - говорит Лиханов.
Батурина Лихановы нагнали около телевышки — примерно в километре от Карымской, как уточняет собеседник агентства. Там Владимир выскочил из машины с монтировкой, стал спрашивать, кто они такие и зачем его преследуют. Затем он попытался скрыться, но сын с отцом задержали его.
Описание событий Сергеем Лихановым отличается наивностью: «Вёл он себя неадекватно, был похож на наркомана, из его карманов высыпались винтовочные патроны. Пока он ехал, кому-то звонил - наверняка был не один. Поэтому мы закинули его в багажник. Сразу после этого приехал автомобиль, из которого нас спросили - где хозяин УАЗа? Пришлось ответить, что он сбежал. Я позвонил начальнику урульгинской милиции Гасанову, описал ситуацию, и он сказал нам везти Батурина и гнать его машину в село. Сейчас получается, что Лихановы - преступники: незаконно задержали и избили парня. Но ведь я звонил милиционерам, у меня есть подозрения - машина в крови и навозе. И вообще - зачем он убегал из центра, где его увидел сын?»
Избиения металлическими трубами и таскание по земле за машиной Лиханов отрицает: «Мы из Карымской выехали примерно в 16.00, около 17.30 сдали его в урульгинскую милицию. За это время мы не могли остановиться и избить его».
Недоумевает глава Урульги и по поводу резкой госпитализации Батурина: «Зачем его увезли в Читу, хотя обследовать можно было и в Карымской? У него рёбра сломаны или почки оторваны? Сделали это, судя по всему, чтобы его никто не смог допросить. Ведь у него брат - работник внутренних органов, и зять - бывший работник. Почему на второй день после всего этого в интернете появились фотографии, на которых он показывает - вот у меня синее и тут синее. Как он мог позировать, если избит до полусмерти?»
Выяснять, как всё происходило на самом деле, будет следствие. Сейчас же, если отбросить показания родни Батурина, а сосредоточиться на рассказе Лиханова, ситуация выглядит довольно странно. На минутку можно представить, как к вам на улице подходит незнакомый человек и высказывает свои подозрения. Затем укладывает в багажник машины и везёт неизвестно куда. Выражая, понятное дело, таким образом то ли недоверие к милиции, то ли безграничную власть.