Происшествия Развенчанный миф об убитых советских детях - не в нашу пользу

Развенчанный миф об убитых советских детях - не в нашу пользу

Понять, что именно — ухудшение социально-экономического положения, смена ценностей, реформа милиции или что-то другое — вряд ли возможно. Не нужно иметь семь пядей во лбу, чтобы догадаться о роли алкоголя в гибели детей на полках холодной бани.

С начала этого года Забайкалье то и дело потрясают сообщения о страшных убийствах детей. В новогодние праздники в бане замёрзли двое мальчиков, а их сестра осталась инвалидом. Затем в борзинском селе дядя живьём сжёг полуторагодовалую племянницу. И так почти каждую неделю. Детей бьют, убивают, насилуют.

Официальная статистика говорит, что за четыре месяца 2013-го в крае зарегистрировано 687 преступлений в отношении детей и подростков — на 25,6% больше, чем за такой же период 2012-го. Число убийств выросло с 5 до 14, изнасилований - с 12 до 25 случаев.

Мы не будем углубляться в проблемы общества - слишком объёмист этот участок. Понять, что именно — ухудшение социально-экономического положения, смена ценностей, реформа милиции или что-то другое — вряд ли возможно. Не нужно иметь семь пядей во лбу, чтобы догадаться о роли алкоголя в гибели детей на полках холодной бани. Но какие силы заставили 35-летнего мужика напиваться до беспамятства — вопрос до сих пор открытый.

Существует теория, согласно которой рост преступности, как в целом, так и в отношении, детей связан с избыточным вниманием СМИ. Отдельные индивиды и вовсе утверждают, что советская печать, а тем более телевидение, избегали этого вопроса, а детей также били, насиловали и убивали. Для тех, кому такая точка зрения не кажется абсурдной, мы спросили об этом трёх людей, имевших отношение к детям и к преступности в советское время.

Виктор Степченков начал работать в советской милиции с 1977 года. В 83-м стал старшим оперуполномоченным по раскрытию тяжких преступлений против личности, а в ноябре 2011 года ушёл на пенсию с должности начальника ОРЧ по раскрытию не очевидных убийств.

«Раньше такие преступления были чем-то из ряда вон выходящим, - вспоминает он. - Регистрировались раз в 5-10 лет. Как таковой, проблемы преступлений в отношении малолетних и несовершеннолетних в Читинской области не существовало. Убийства совершались в основном на бытовой почве. Например, был такой случай — ранее судимый сожитель женщины, пока она лежала в больнице, в пьяном виде изнасиловал её дочь, а затем убил, чтобы скрыть преступление. В другом случае пьяная мать неосторожно ударила трёхлетнего ребёнка, а утром, когда обнаружилось, что он мёртв, они с сожителем, тоже, кстати, судимым, решили спрятать тело и инсценировать похищение. Никаких маньяков в то время не было».

Он отмечает, что детский суицид тоже был редким явлением. При этом подростки прерывали жизнь по двум причинам — из-за семейных ссор и несчастной любви.

«Вопиющие случаи — на Кадале девушка поссорилась с женихом и сбросилась в межлестничное пространство или мальчик из приличной семьи покончил с собой после брани за неуспеваемость в школе. Случаев, когда несовершеннолетние совершали самоубийство из-за недовольства жизнью или денежных вопросов, не было», - добавил милиционер.

Ветеран педагогического труда Маргарита Логвинова считает вопрос о равном числе преступлений и вовсе смешным.

«Когда я училась в школе, то о таком и подумать не могли — рассказывает она. - Дрались мальчишки, но чтобы кто-то кого-то убил... В первом классе со мной учился мальчик, который проявлял знаки внимания, самые, конечно, детские, которые я отвергла. Потом этого мальчика убили. Подробностей я не знаю, но, кажется, это сделал мужчина, которого наняли, чтобы пилить дрова. На похороны ходили всем классом, и мне было очень жалко этого мальчика. Это был единственный случай за мою школьную жизнь».

Во время работы Маргариты Михайловны в школе, в райкоме партии и в райкоме профсоюза, были отдельные случаи, но о них люди узнавали далеко не из интернета: «Естественно, что в ту пору сильно об этом не писали в газетах. Но мы же жили среди людей, и о происшествиях, особенно с детьми, все говорили».

Ещё одна женщина в 80-90 годы работала на довольно сложном, как сейчас принято считать, участке — в профтехучилище. Но и там, по её словам, преступления в отношения подростков были редкостью.

«Я не помню случаев, чтобы ученика кто-то убил или изнасиловал. Помню — родители драли отпрысков, но в больницу после этого никто не попадал. В городе что-то подобное происходило и сразу предавалось огласке, как сейчас — метеорит. За подростками-учениками приходилось следить. В начале учебного года не только воспитатели, но и мастера, ночевали в общежитии, чтобы старшие не обижали младших. Хотя это была необязательно — жестокой дедовщины среди детей не было. Сейчас, такая мера, как мне кажется, не помешала бы», - вспоминает бывший мастер ПТУ.

По её словам, поднятый строителями коммунизма лозунг - «Всё лучшее — детям» - неукоснительно соблюдался. Дети спокойно ходили в детсады и школы без сопровождения взрослых. А летом могли теряться в соседних дворах, на речке, у знакомых.

Напоследок прочитайте январскую колонку Светланы Завьяловой. В шокирующем тексте можно отследить, как общество в какой-то момент повернулось назад и огромными скачками понеслось к тёмным пещерам — туда, где сильный всегда побивает слабого.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления