Происшествия Мошенничество на коронавирусе — кому война, а кому мать родна

Мошенничество на коронавирусе — кому война, а кому мать родна

Мошенники используют страх смерти и опасности заболеть для банального отъёма денег у пожилых людей.

Речь в статье пойдёт о современном мошенничестве, причём не о государственных или корпоративных формах его проявления, где различные мошеннические махинации направлены на граждан государства в целом, а о другом его виде, ориентированном на отдельные категории граждан, в большинстве своём социально незащищённые.

Сегодняшние проблемы с бушующим коронавирусом, карантином, вынужденными отпусками и каникулами, самоизоляцией затмили все насущные. В силу сложившихся обстоятельств эти проблемы ещё более усилили отторжение от активной жизни громадной части населения страны – людей пенсионного возраста, часто одиноких. Я говорю о наших родителях, бабушках, дедушках, других престарелых родственниках, которые в силу устоявшихся взглядов и своего возраста уже мало способны адекватно реагировать на любые внешние раздражители, выбивающие их из привычной жизненной колеи.

Как и в любые смутные времена в истории нашей страны сейчас особенно активизировалась социальная пена – воры, разбойники и грабители, мародёры, вымогатели и другие представители асоциального слоя. Оставим и эту категорию за бортом наших рассуждений, сосредоточим внимание на современных «остапах бендерах», специализирующихся на «сравнительно честных» способах отъёма (увода) денег у населения.

Есть специальный термин для обозначения деятельности такого рода дельцов – социальная инженерия, понимаемая как манипулирование поведением человека с использованием социальных и психологических навыков с целью хищения денежных средств граждан. Задача любого мошенника-«социального инженера» заключается в том, чтобы на доверии заставить человека предпринять какие-то действия, которые в обычной жизни он не стал бы делать.

За последние годы арсенал видов социальной инженерии значительно расширился. Если ещё совсем недавно классикой жанра была рассылка тривиальных sms типа: «Мама (бабуля, дедуля), я попал в ДТП, вина моя. Переведи на счёт номер... 10 тыс., приду расскажу», то теперь популярными способами стали выманивание под различными предлогами у клиентов данных о банковском счёте (карте) или заражение компьютера вредоносными программами, позволяющими достичь эту же цель. Мошенники могут представляться сотрудниками банков, страховых компаний, Пенсионного фонда России, различных социальных служб, операторов мобильной связи и т. п.

В последние несколько недель мошенники начали активно использовать в своих схемах тему коронавируса. Самыми распространёнными способами обращения к престарелым гражданам остаются телефонные звонки и sms.

Злоумышленники звонят потенциальным «клиентам» и обещают отсрочки по погашению социальных платежей, разные компенсации и пособия, услуги по диагностике COVID-19 или волонтёрство; не состоявшимся по причине эпидемии туристам – возврат денег за турпутёвки и авиабилеты. Под такими предлогами они пытаются выведать у жертв данные банковских карт, пароль из СМС, CVC-код или же заставить их самостоятельно перевести деньги на некий счёт.

В этом же ряду и звонки с «радостной новостью»: оказывается, в связи со сложной эпидемиологической ситуацией вам положена «компенсации за ущерб от коронавируса», причём приличная сумма. Для её получения нужны реквизиты пластиковой карты, на которую и будут перечислены деньги.

Вообще, на проблеме здоровья престарелых граждан всегда паразитировало очень много мошенников.

Совершенно свежая схема: мошенники в последние дни стали звонить и сообщать гражданам, что те якобы контактировали с заражённым коронавирусом и сейчас приедут специалисты для проведения анализа, заключающегося в элементарной процедуре взятия мазка из горла и сопровождающаяся просьбой заплатить незначительную сумму (3–5 тыс. руб.) за проведение анализа. Здесь же извещения от «работников поликлиник» о результатах анализа, показавших серьёзные заболевания с предложением приобрести новейшее, только что поступившее чудодейственное лекарство, которое обязательно его вылечит, однако стоит оно больших денег.

Жертвы, опасаясь за своё здоровье, соглашаются на покупку дорогостоящих лекарств. После получения и оплаты своей покупки потерпевшие, спустя некоторое время, обнаруживали, что приобрели безвредные пищевые добавки.

Преступники также рассылают письма со ссылками на фишинговые сайты. Фишинг – это мошеннический способ увода денег. Мошенники создают сайт, который очень похож на настоящий. Они часто подделывают бренд и фирменный стиль известных организаций – Минздрава, Пенсионного фонда России, Роспотребнадзора, Всемирной организации здравоохранения, Сбербанка, Центробанка и т. д. С обозначенными целями они просят ввести свои личные данные и пользуются ими.

О значительно возросшей активизации преступлений с использованием информационных технологий говорят следующие цифры: в 2019 году число зарегистрированных преступлений в этой сфере достигло 294 тысяч, по сравнению с 2018 годом. этот показатель возрос на 68,5%. Из них доля зарегистрированных фактов мошенничества составила 119,9 тыс.

Тема вируса может эксплуатироваться злоумышленниками на всём протяжении пандемии, при этом не исключено появление новых приёмов введения граждан в заблуждение.

Теперь отвечу на вопрос – для чего написана эта статья.

Возьму на себя инициативу выступить с предложением, по моему мнению, отвечающую на вопрос: что делать для минимизации столь острой социальной проблемы?

Можно долго призывать правоохранительные органы искать мошенников, а правоприменительные – применять ст. 159 УК РФ о мошенничестве. Это и делается, однако ощутимых результатов, на мой взгляд, не приносит. Информационная риторика обычная: «новый случай мошеннического обмана установлен…» или «вот опять пенсионера…».

Самый верный способ загубить предложенную инициативу – это образование комиссии по её изучению, разработка программы, «дорожной карты» и использование прочих бюрократических заморочек.

В нашем случае всё предельно просто – назначить компетентного исполнителя соответствующего ведомства, поручив ему составление информационной памятки (информационной листовки). В ней должны быть кратко описаны распространённые способы мошенничества среди лиц престарелого возраста, раскрыт в чём заключается их «тайный» смысл и обязательно приведены запреты – что именно нельзя никогда делать. Обозначу только некоторые из них:

– никогда и никому не под каким предлогом нельзя сообщать полученные вами пароли и кодовые слова, даже если те, кто с вами говорит, представляется сотрудником банка, обращаются по имени-отчеству и называют домашний адрес. Ни банк, ни ПФР у клиентов такую информацию никогда не запрашивают;

– никогда не сообщайте незнакомцам данные карты, имея которые можно осуществить списание ваших средств, – номер банковской карты и CVC-код (есть на обратной стороне каждой карты) и другую аналогичную информацию. Для сведения, количество фактов мошенничества с использованием платёжных карт выросло за 2019 году на 280%, составив 16,1 тыс.;

– ни в коем случае не звоните по тем телефонам, которые присылаются в сообщениях. Пользуйтесь только телефоном контактного центра, имеющегося на вашей карте;

– обязательно проверяйте просьбы дать взаймы, пополнить телефон, помочь на лечение и другие обращения в социальных сетях. Прежде чем переводить деньги, следует всегда убедиться, что к вам действительно обращается тот человек, от имени которого поступает просьба;

– при покупке товаров и услуг у незнакомых людей или на незнакомых интернет-ресурсах необходимо обращать внимание на форму оплаты. Если с вас требуют предоплату (частичную или полную), есть основания предполагать, что вы имеете дело с мошенниками;

– не следуйте просьбам перевести оплату за предоставляемые по привлекательной цене товар или услугу на банковскую карту продавца или его электронный кошелёк;

– не следует доверять письмам с вложениями и ссылками, с уведомлением «о задолженности по налогам, кредитам» даже от «банков» и «госорганов»;

– если отсутствуют даже элементарные навыки в сфере современных платёжных технологий, откажитесь от всех пластиковых карт. При обязательном введении перечисления пенсий на карту достаточно иметь карту, действующую только в режиме начисления и снятия пенсии.

Информационная листовка должна быть издана достаточно большим тиражом и оперативно размещена в свободном доступе в местах частого пребывания пенсионеров – отделениях банков и пенсионного фонда, отделениях социальной защиты, возможно, если не пожалеть денег, то и в продуктовых магазинах, аптеках.

Делать это следует незамедлительно!

Валерий Романов, профессор Забайкальского государственного университета (Авторские права охраняются)

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления