Речь в статье пойдёт о современном мошенничестве, причём не о государственных или корпоративных формах его проявления, где различные мошеннические махинации направлены на граждан государства в целом, а о другом его виде, ориентированном на отдельные категории граждан, в большинстве своём социально незащищённые.
Сегодняшние проблемы с бушующим коронавирусом, карантином, вынужденными отпусками и каникулами, самоизоляцией затмили все насущные. В силу сложившихся обстоятельств эти проблемы ещё более усилили отторжение от активной жизни громадной части населения страны – людей пенсионного возраста, часто одиноких. Я говорю о наших родителях, бабушках, дедушках, других престарелых родственниках, которые в силу устоявшихся взглядов и своего возраста уже мало способны адекватно реагировать на любые внешние раздражители, выбивающие их из привычной жизненной колеи.
Как и в любые смутные времена в истории нашей страны сейчас особенно активизировалась социальная пена – воры, разбойники и грабители, мародёры, вымогатели и другие представители асоциального слоя. Оставим и эту категорию за бортом наших рассуждений, сосредоточим внимание на современных «остапах бендерах», специализирующихся на «сравнительно честных» способах отъёма (увода) денег у населения.
Есть специальный термин для обозначения деятельности такого рода дельцов – социальная инженерия, понимаемая как манипулирование поведением человека с использованием социальных и психологических навыков с целью хищения денежных средств граждан. Задача любого мошенника-«социального инженера» заключается в том, чтобы на доверии заставить человека предпринять какие-то действия, которые в обычной жизни он не стал бы делать.
За последние годы арсенал видов социальной инженерии значительно расширился. Если ещё совсем недавно классикой жанра была рассылка тривиальных sms типа: «Мама (бабуля, дедуля), я попал в ДТП, вина моя. Переведи на счёт номер... 10 тыс., приду расскажу», то теперь популярными способами стали выманивание под различными предлогами у клиентов данных о банковском счёте (карте) или заражение компьютера вредоносными программами, позволяющими достичь эту же цель. Мошенники могут представляться сотрудниками банков, страховых компаний, Пенсионного фонда России, различных социальных служб, операторов мобильной связи и т. п.
В последние несколько недель мошенники начали активно использовать в своих схемах тему коронавируса. Самыми распространёнными способами обращения к престарелым гражданам остаются телефонные звонки и sms.
Злоумышленники звонят потенциальным «клиентам» и обещают отсрочки по погашению социальных платежей, разные компенсации и пособия, услуги по диагностике COVID-19 или волонтёрство; не состоявшимся по причине эпидемии туристам – возврат денег за турпутёвки и авиабилеты. Под такими предлогами они пытаются выведать у жертв данные банковских карт, пароль из СМС, CVC-код или же заставить их самостоятельно перевести деньги на некий счёт.
В этом же ряду и звонки с «радостной новостью»: оказывается, в связи со сложной эпидемиологической ситуацией вам положена «компенсации за ущерб от коронавируса», причём приличная сумма. Для её получения нужны реквизиты пластиковой карты, на которую и будут перечислены деньги.
Вообще, на проблеме здоровья престарелых граждан всегда паразитировало очень много мошенников.
Совершенно свежая схема: мошенники в последние дни стали звонить и сообщать гражданам, что те якобы контактировали с заражённым коронавирусом и сейчас приедут специалисты для проведения анализа, заключающегося в элементарной процедуре взятия мазка из горла и сопровождающаяся просьбой заплатить незначительную сумму (3–5 тыс. руб.) за проведение анализа. Здесь же извещения от «работников поликлиник» о результатах анализа, показавших серьёзные заболевания с предложением приобрести новейшее, только что поступившее чудодейственное лекарство, которое обязательно его вылечит, однако стоит оно больших денег.
Жертвы, опасаясь за своё здоровье, соглашаются на покупку дорогостоящих лекарств. После получения и оплаты своей покупки потерпевшие, спустя некоторое время, обнаруживали, что приобрели безвредные пищевые добавки.
Преступники также рассылают письма со ссылками на фишинговые сайты. Фишинг – это мошеннический способ увода денег. Мошенники создают сайт, который очень похож на настоящий. Они часто подделывают бренд и фирменный стиль известных организаций – Минздрава, Пенсионного фонда России, Роспотребнадзора, Всемирной организации здравоохранения, Сбербанка, Центробанка и т. д. С обозначенными целями они просят ввести свои личные данные и пользуются ими.
О значительно возросшей активизации преступлений с использованием информационных технологий говорят следующие цифры: в 2019 году число зарегистрированных преступлений в этой сфере достигло 294 тысяч, по сравнению с 2018 годом. этот показатель возрос на 68,5%. Из них доля зарегистрированных фактов мошенничества составила 119,9 тыс.
Тема вируса может эксплуатироваться злоумышленниками на всём протяжении пандемии, при этом не исключено появление новых приёмов введения граждан в заблуждение.
Теперь отвечу на вопрос – для чего написана эта статья.
Возьму на себя инициативу выступить с предложением, по моему мнению, отвечающую на вопрос: что делать для минимизации столь острой социальной проблемы?
Можно долго призывать правоохранительные органы искать мошенников, а правоприменительные – применять ст. 159 УК РФ о мошенничестве. Это и делается, однако ощутимых результатов, на мой взгляд, не приносит. Информационная риторика обычная: «новый случай мошеннического обмана установлен…» или «вот опять пенсионера…».
Самый верный способ загубить предложенную инициативу – это образование комиссии по её изучению, разработка программы, «дорожной карты» и использование прочих бюрократических заморочек.
В нашем случае всё предельно просто – назначить компетентного исполнителя соответствующего ведомства, поручив ему составление информационной памятки (информационной листовки). В ней должны быть кратко описаны распространённые способы мошенничества среди лиц престарелого возраста, раскрыт в чём заключается их «тайный» смысл и обязательно приведены запреты – что именно нельзя никогда делать. Обозначу только некоторые из них:
– никогда и никому не под каким предлогом нельзя сообщать полученные вами пароли и кодовые слова, даже если те, кто с вами говорит, представляется сотрудником банка, обращаются по имени-отчеству и называют домашний адрес. Ни банк, ни ПФР у клиентов такую информацию никогда не запрашивают;
– никогда не сообщайте незнакомцам данные карты, имея которые можно осуществить списание ваших средств, – номер банковской карты и CVC-код (есть на обратной стороне каждой карты) и другую аналогичную информацию. Для сведения, количество фактов мошенничества с использованием платёжных карт выросло за 2019 году на 280%, составив 16,1 тыс.;
– ни в коем случае не звоните по тем телефонам, которые присылаются в сообщениях. Пользуйтесь только телефоном контактного центра, имеющегося на вашей карте;
– обязательно проверяйте просьбы дать взаймы, пополнить телефон, помочь на лечение и другие обращения в социальных сетях. Прежде чем переводить деньги, следует всегда убедиться, что к вам действительно обращается тот человек, от имени которого поступает просьба;
– при покупке товаров и услуг у незнакомых людей или на незнакомых интернет-ресурсах необходимо обращать внимание на форму оплаты. Если с вас требуют предоплату (частичную или полную), есть основания предполагать, что вы имеете дело с мошенниками;
– не следуйте просьбам перевести оплату за предоставляемые по привлекательной цене товар или услугу на банковскую карту продавца или его электронный кошелёк;
– не следует доверять письмам с вложениями и ссылками, с уведомлением «о задолженности по налогам, кредитам» даже от «банков» и «госорганов»;
– если отсутствуют даже элементарные навыки в сфере современных платёжных технологий, откажитесь от всех пластиковых карт. При обязательном введении перечисления пенсий на карту достаточно иметь карту, действующую только в режиме начисления и снятия пенсии.
Информационная листовка должна быть издана достаточно большим тиражом и оперативно размещена в свободном доступе в местах частого пребывания пенсионеров – отделениях банков и пенсионного фонда, отделениях социальной защиты, возможно, если не пожалеть денег, то и в продуктовых магазинах, аптеках.
Делать это следует незамедлительно!
Валерий Романов, профессор Забайкальского государственного университета (Авторские права охраняются)