Вечером 7 января в деревне Сосновке под Новосибирском подростки увидели коробку из-под яиц, в которой лежал завёрнутый в тонкий плед младенец. Шокированные школьники попытались поймать машину, но никто не останавливался, тогда один из них позвонил родителям, которые схватили первые попавшиеся под руки одеяла и помчались за ребёнком.
Сейчас девочка в больнице, следователи ищут мать по всем деревням, а семья, которая спасла девочку, хочет ее удочерить. История с брошенным в коробке младенцем уже прогремела на всю страну. Председатель Госдумы Вячеслав Володин опубликовал целый пост в своём Telegram. Бросивших младенца он назвал извергами и пожелал девочке найти семью. Журналист НГС Анна Богданова съездила в Сосновку и узнала подробности этой истории.
Находка
В этом году в рождественский вечер было морозно — к вечеру температура воздуха за городом упала до минус 20. Это не помешало компании подростков пойти прогуляться — потом они скажут, что, наверное, искали приключений. По счастливой случайности парни оказались в нужное время в нужном месте — на окраине деревни Сосновки, что недалеко от Пашино.
— Было не сильно темно, шесть двадцать примерно. Смотрим, коробка стоит какая-то непонятная. Стали ближе подходить, услышали какой-то писк. Ванька говорит: «Щенята!» Подходим ближе, коробку открываем, а там сбоку лицо видно, думали, что кукла какая-то. Рядом бутылочка зелёненькая, — рассказывают наперебой парни.
Когда опустили руку в коробку, поняли, что там кто-то живой: ребёнок почувствовал холодный воздух, поэтому зашевелился, забеспокоился.
— Мы, конечно, так и испугались. Это был шок. Коробку, думаем, принесли минут 20–30 назад. И скорее всего, привезли на машине, потому что, если бы пешком, там бы не было так тепло, — говорит один из них и знающе добавляет, что «кожа ведь у младенца ещё не сформировалась, по-любому замёрз бы, потому что к холоду ещё не привык». — Одеяло, в котором был ребёнок, вообще сложно назвать одеялом, скорее какая-то сиреневая тряпочка.
В первые две-три минуты друзья пытались поймать машину, но все проезжали мимо, даже не притормаживали. Они считают, что это вполне объяснимо и ничего удивительного: «Вечер, толпа такая, кто бы остановился?»
Пока продолжались попытки, один из подростков позвонил своим родителям.
Родители подростков
Утром 7 января Анна и Дмитрий Литвиновы поехали в город (Сосновка находится примерно в 20 километрах от Новосибирска). Анна рассказывает, что в тот день они сходили в собор, а на обратном пути забрали сына Рената с тренировки. Уже к вечеру приехали домой, поужинали. Ренат пошёл гулять с друзьями, через некоторое время его номер высветился на отцовском телефоне.
— Кричит: «Мы нашли ребёнка!» Я: «Какого ребёнка?» Тут же в трубку его друзья: «Ребёнок как куколка!» — вспоминает Дмитрий. — Ну и всё. Мы с женой за 3 секунды собрались, в машину и полетели туда.
Анна призналась, что сначала почему-то и мысли не было, что это новорождённый. Думали, что просто какой-то ребёнок потерялся. Может, в гости кто-то приехал, заблудился за клубом, там, где дети с горки катаются.
Супруги не устают повторять, что были, мягко говоря, в шоке. Коробку с малышом они укутали в одеяла и поставили на сиденье машины.
— Я побоялась доставать малыша — подумала, мало ли в каком состоянии ребёнок, можно его трогать или нет. В общем, замотали коробку и понеслись, — объяснила Анна.
В деревне есть медпункт, но вечером 7 января уже ничего не работало. Ближайшая больница — только в Пашино, это в нескольких километрах от Сосновки. Дмитрий рассказывает, что, когда забежал в больницу и объяснил, в чём дело, сначала никто ничего не понял. Заносить ребёнка они сразу не стали на тот случай, если вдруг врачи скажут, что с ним не сюда, и пришлось бы ехать дальше, в другую больницу.
Как только врачи увидели малышку, сразу забегали — распеленали, посмотрели, подмыли, запеленали в чистые пелёнки. Сказали, что с ребёнком всё нормально, обморожений нет.
Поиски матери
Следователи возбудили уголовное дело по факту покушения на убийство малолетнего. В СК пока не дают никакой информации по поводу результатов поиска матери, ограничиваясь формулировками о том, что идёт проверка.
На следующий день после находки «вся деревня стояла на ушах», говорят жители Сосновки. Продавцы рассказывают, как следователи в штатском ходили по домам, магазинам, разговаривали с работниками почты.
— Нашу Кристинку и в хвост, и в гриву. Семью её парня тоже замучили, — рассказала одна из жительниц деревни. — Она ждёт девочку, но вообще-то ещё не родила. А больше у нас беременных нет.
Продавец магазина рассказала, что искать приезжали с собакой, и от того поворота, где нашли ребёнка, она повела всех именно в Сосновку.
— И мальчишки ведь никого не видели, когда шли туда, к этому повороту. То есть навстречу им никто не шёл, значит, коробку явно привезли с другой стороны, — рассуждают жители деревни.
Как обычно, в таких историях куча версий от «малолетка родила» до «забрали у женщины, которую держат в рабстве». Но почти все уверены, что коробку привезли на машине и ждали, пока ее кто-то заметит.
Сосновка
По расстоянию от Новосибирска Сосновка — как отдалённый район города. Несколько раз в день ходит рейсовый автобус до площади Калинина — доехать можно минут за 40.
Коробка стояла на окраине деревни, на развилке: главная дорога ведёт из Пашино в Сосновку. Один поворот в соседнюю деревню Кубовую, второй — в коттеджный посёлок Сосновка Вилладж (там как раз и нашли ребёнка). Девочка лежала в большой картонной коробке из-под яиц — вместе с пледом и бутылочкой её сразу же забрали следователи.
Мысль о том, что всё это неслучайно, не покидала Литвиновых. Анна поделилась, что после всего случившегося переполняли разные мысли. Но прежде всего о том, что спасли, помогли, что мальчишек вовремя туда притянуло.
— Честно говоря, мы готовы были сразу, — говорит Анна Литвинова про удочерение девочки и улыбается в ответ на вопрос про имя. — Если получится, то, конечно, заберём. Но надо полагать, что там и очереди есть. Вообще нам сразу сказали сильно не рассчитывать. Поэтому мы так осторожно говорим, чтобы не разочаровываться. Если да — да, если нет — нет.
Супруги купили необходимые вещи для девочки и передали их медикам. Прошло несколько дней, но они по-прежнему хотят забрать ребёнка, хотя понимают, что нужно будет пройти многие процедуры, в том числе курсы для приёмных родителей.
В семье уже есть трое сыновей — Стас от первого брака Дмитрия. Ренат и младший Даниель, который ещё не ходит в школу. По словам Анны, сыновья не против желания родителей удочерить девочку, если это будет возможно. Анне 38 лет, она работает менеджером по персоналу в госучреждении. Дмитрию — 42, он занимается перевозками на большегрузах
Кстати, некоторые жители деревни сказали, что вся эта история с усыновлением — палка о двух концах. Ведь есть генетика и непонятно, кто родители этой девочки и что может ждать семью. Литвиновы понимают все риски и говорят, что плохих детей нет и многое зависит от воспитания.
Что с новорождённой девочкой
10 января областной минздрав рассказал о состоянии новорождённой, которую привезли в Пашинскую больницу №4.
— Мужчина и его жена принесли коробку из машины. Я заглянула в неё, увидела младенца живого синюшного. Быстро взяла коробку и отнесла в тёплое помещение, позвонила в 112 и вызвала детскую реанимацию. Достала ребёнка, осмотрела, увидела, что повреждений нет, и стала руками аккуратно растирать ручки и ножки. Попросила санитарку принести чистую простынь и одеяло, нагреть на батарее. Медсестра подогрела бутылочку с молоком из коробки. Когда девочку согрели, она порозовела, мы перепеленали её во всё тёплое и накормили, — процитировало министерство дежурного врача Пашинской больницы Ольгу Бугынину.
У ребёнка не было признаков обморожения, поэтому чуть позже её перевели в детскую больницу Новосибирска.
— Самочувствие ребёнка удовлетворительное: она хорошо ест, спит. Мы определили возраст девочки — на момент поступления ей было около трёх суток. Сейчас, соответственно, примерно 6 дней. Судя по состоянию пуповины и способу её обработки, это были, скорее всего, домашние роды, — рассказала минздраву главный врач больницы Наталья Века.
Что говорит уполномоченный по правам ребёнка
Уполномоченная по правам ребёнка в Новосибирской области Надежда Болтенко уверена, что поиски матери — это вопрос нескольких дней, по крайней мере, так ей сказали следователи. Сейчас ребёнку проводят дополнительные обследования, но видимых патологий не выявили.
— Пока не будет определён статус ребёнка на предмет того, есть ли у него родственники и кто его родственники, об удочерении или взятии опеки над ребёнком не может идти речь. Как только статус будет определён и если у ребёнка не будет родителей, опека будет заниматься устройством ребёнка — либо в дом ребёнка, либо в семью, — объяснила Надежда Болтенко.
По её словам, нельзя назвать сроки, в которые будет определяться статус ребёнка. К тому же право на него могут иметь не только родители, но и ближайшие родственники, в том числе бабушки, дедушки, тёти, дяди.
Сама процедура усыновления займёт не меньше 2 месяцев. Если родственники не найдутся или не захотят брать ребёнка, новые родители должны собрать документы, проходить специальные курсы. Кроме того, опека будет смотреть, насколько семья благонадёжная, есть ли у неё условия содержать ребёнка.
Ребёнок на остановке
Уполномоченная по правам ребёнка говорит, что подобные истории заканчиваются по-разному. По её словам, нет определённой статистики, кто и как забирает выброшенных младенцев и какое наказание получает мать, оставившая ребёнка в опасности.
В августе прошлого года на автобусной остановке в селе Светлая Поляна Болотнинского района Новосибирской области оставили новорождённую девочку. Через несколько дней следователи нашли её мать Юлию Шевякову. Выяснилось, что у неё уже трое детей от мужа, который сидел в тюрьме за двойное убийство, а девочку она родила от другого мужчины. Позже женщина раскаялась в том, что оставила дочь, и захотела её вернуть — для этого она даже пошла на программу «Мужское / Женское» на Первом канале. В студию пришли мать Юлии, её свёкор, а также женщина, которая была готова принять оставленного на остановке ребёнка в свою семью.
Надежда Болтенко рассказала, что, по её информации, эту девочку всё же вернули матери.
Мы следим за развитием событий.