Расследование дела о махинациях на строительстве объектов в Нерчинске движется к логическому концу. Глава Нерчинского района Михаил Слесаренко покинул СИЗО и уже второй месяц находится под домашним арестом. А экс-глава Госэкспертизы Дмитрий Ватагин, тоже замешанный в истории с площадью, покинул пост министра строительства.
Драга в роли изюминки
Нерчинский пенсионер Александр Бобров был одним из инициаторов проверки качества работ и соответствия их смете. Мы встречаемся с ним на площади, где он предлагает оценить стоимость деревянной конструкции, которая выглядит как гиперболизированная горка, но самом деле является моделью драги - прибора, предназначенного для добычи золота в позапрошлом веке.
Александр Григорьевич поясняет, что по замыслу авторов проекта она должна символизировать эпоху золотопромышленника Бутина, в которую драга была технологическим новшеством, позволившем кратно увеличить объём добычи.
Я прикидываю, что копия драги стоит как сруб: 100-200 тысяч рублей. Но цена «сруба» 3,5 миллиона, притом, что до конца не доделан и даже в качестве горки зимой не работал. На чертеже присутствует колесо, но в реальности оно пока отсутствует. Дальнейшая судьба конструкции под вопросом, так как идёт следствие.
Бобров продолжает перечислять: на площади предусмотрен дендрарий с экзотическими для Забайкалья деревьями — клён гиннала, клён ясенелистный, роза морщинистая, рябина, барбарис, а также прудик и качели. В ценах всего этого ориентироваться сложно.
С видеонаблюдением проще. В целом на него заложено 2,5 миллиона рублей — это стоимость прокладки траншей, кабелей, камер. На один монитор отведено 75 тысяч рублей.
В розницу за эти деньги можно купить телевизор диагональю 125 сантиметров (3840x2160), демонстрирующий видео в качестве 4K и UltraHD, с поддержкой Wi-F. Весьма неплохой, по моим оценкам, телевизор.
Впрочем, монитор — это сущие мелочи по сравнению, скажем, с укладкой плитки.
Смета предусматривала ливневую канализацию, причём не просто уклон или траншею, а всю систему: лотки, трубы, решётки. Всё стоимостью 2,5 миллиона рублей. Появилась она или нет — большая загадка, но возникшие лужи помогают её решить.
«Технология укладки брусчатки предусматривает выравнивание, трамбовку, укладку песчано-гравийной смеси. Непосредственно под брусчатку укладывается цементно-песчаная смесь, а затем под воздействием естественной влаги всё это покрывается панцирем. Тут сделали что-то не так — и после дождя на площади образовались лужи. Когда вдоль гостиного двора проехала машина, там образовалась колея. Сейчас она под снегом, но вообще её хорошо видно», — рассказывает Александр Бобров.
Можно подумать, что пенсионер от избытка свободного времени ругает власть и устраивает экскурсии для корреспондентов по идеально сделанной площади. Но это совсем не так. Александр Григорьевич был одним из инициаторов проверок сначала стадиона.
Следственное управление СКР в марте 2021 года сообщало, что в 2018 году администрация Нерчинска заключила муниципальный контракт на ремонт стадиона на сумму 8 миллионов рублей. В нарушение условий контракта фирма-подрядчик не выполнила все условия договора. В частности, подрядчик использовал материалы, не оговорённые в контракте, а некоторые работы произвёл не в полном объёме. Фактическая сумма проведённых работ составила около 7,2 миллиона рублей. Ущерб бюджету оценён в 800 тысяч рублей.
«Мы с группой товарищей поработали по стадиону и инициировали движение. По нашим расчётам, на стадионе не туда ушло 3,5 миллиона рублей. Обращались в контрольно-счётную палату (КСП) района и прокуратуру, но нам сказали, что нарушений нет. КСП должна без всяких заявлений заниматься таким контролем, но я думаю, что Елена Андреева как член «Единой России» просто не захотела в эту сторону смотреть, так как Михаил Слесаренко, на тот момент возглавлявший администрацию города, являлся и секретарём Нерчинского местного отделения партии», — говорит Бобров.
Интерес правоохранительных органов он связывает с тем, что в Нерчинском межрайонном следственном отделе сменился начальник. Однако вернёмся к площади.
В 2019 году между городским поселением «Нерчинское» и фирмой-подрядчиком был заключён муниципальный контракт по благоустройству исторического центра Нерчинска – центральной площади – на сумму более 59 миллионов рублей. При выполнении работ подрядчик нарушил технологию выполнения работ по подготовке основания для укладки тротуарной плитки.
Обвиняемый, зная о некачественном выполнении работ, не принял мер к расторжению контракта и не предпринял других мер воздействия на подрядчика, а вместо этого подписал акт о приёмке выполненных работ и другие документы, на основании которых подрядчику были перечислены деньги, в том числе за невыполненные работы. Нарушение технологии подрядчиком привело к ухудшению технического состояния объекта и необходимости проведения работ по полной переукладке покрытия, стоимость которых составляет 7 миллионов рублей. Сообщение на сайте СУ СКР по Забайкальскому краю появилось 27 сентября 2021 года.
Александр Бобров вспоминает, что общественники, увидев признаки нарушений при освоении бюджета на площади, инициировали слушания и пригласили подрядчиков. Чиновники на этом мероприятии встали горой за подрядчиков, утверждая, что они справятся с работой и всё будет хорошо.
«Мне говорили: чего вы душу рвёте, деньги же не ваши, вам лично ущерб же не нанесён. На что я привожу довод: мы все платим налоги, которые в итоге и идут на подобные объекты, общественный фонд потребления. А у нас 7 миллионов умыкнули. Понёс ли я ущерб как житель города, как налогоплательщик? Конечно, понёс. Поэтому кража или нецелевое расходование средств со стороны администрации — это прямой ущерб человеку, который платит налоги», — подытоживает он.
Проект без ущерба
Комментируя ситуацию в Нерчинске, Дмитрий Ватагин заявил ИА «Чита.Ру», что при проведении расчётов техническую ошибку допустил не он, а сметчик: «Сотрудник увидел слово «исторический» и ошибочно взял коэффициент, применимый к историческим объектам. Мой эксперт-сметчик не увидел ошибки и выдал положительное заключение – поставил свою подпись.
Я не был в курсе этой ситуации – через Госэкспертизу проходили сотни, тысячи заключений, я физически не мог проверить их все. Такие ситуации бывали и раньше, но ответственность была на человеке, который допустил ошибку, а теперь её почему-то переложили на руководителя – просто потому, что он руководитель. Я, естественно, не согласен с приговором, раздосадован им и обжалую его».
Также Ватагин отметил, что в деле о реконструкции площади в Нерчинске городу не был нанесён ущерб, поскольку деньги остались в бюджете муниципального образования.
Узнать мнение Михаила Слесаренко не представляется возможным, так как он находится под домашним арестом. Вполне возможно, что все обвинения он станет отрицать, как ранее отрицал факт возбуждения уголовного дела и обыски в доме.
Его обманули, как всех нас
Некоторые жители Нерчинска этой ситуацией крайне недовольны и считают себя обманутыми. Но их позиция расходится с мнением Боброва. Об этом говорит заместитель директора по воспитательной работе школы №9 Марина Батькова.
«Когда началась застройка площади, мы несколько раз ходили на представление проекта. Было собрание, на котором присутствовали подрядчики из Иркутска, после того, как народ забил тревогу.
Я не могу сказать, по правилам строится площадь или нет. Александр Бобров сказал, что он понимает в работе, привёл свои аргументы. Но ему объяснили, что недоделки будут устраняться.
На презентации всё выглядело хорошо и красиво. Могу сказать, что людей убедили, и многие сказали: надо дать время, чтобы строители всё доделали и после этого смотреть, надо ли возмущаться. Получается, что если подрядчики обманули нас, то таким же образом обманули и Михаила Сергеевича», — считает Марина Юрьевна.
Она также уточняет, что деньги на проект должны быть освоены в определённый срок, и напоминает про дождливое лето 2021 года.
«Работала огромная команда тех, кто проектировал, кто строил, кто контролировал, и теперь говорят, что Слесаренко что-то украл. Нам очень не нравится, что молодого и инициативного человека хотят опорочить», - возмущается Марина Батькова.
Продолжая её мысль, руководитель территориального общественного самоуправления «Новый завод» Любовь Базарнова также говорит в пользу главы района. Попутно она отмечет, что выступает от всех жителей района, который был отремонтирован с участием мэра.
«Я знаю его очень давно — ещё со школы и уверена, что он честный и порядочный человек. Он из тех, кто не протирает штаны, а работает без выходных и перерывов. Из-за желания что-то сделать лучше с ним такая ситуация и приключилась», — уверена Любовь Викторовна.
Женщины вспоминают много ситуаций, характеризующих Слесаренко как хорошего руководителя: его работу во время наводнения и пожара, участие в субботниках, спортивных соревнованиях с детьми, посадке деревьев и взаимодействие с предпринимателями.
«Его нужно вернуть на место, ошибки — от недостатка опыта, но опыт — дело наживное, и мы думаем, что такая ситуация добавила Михаилу Сергеевичу навыков», — подытоживают женщины.
Судьбу Слесаренко будет решать суд. Однако сейчас до конца непонятно, что в итоге будет с историческим центром Нерчинска. Останется ли там нелепая драга, колея в плитке и ветшающий гостиный двор? Достоин ли этого старинный забайкальский город?