Начальник отдела собственной безопасности забайкальского УМВД Сергей Тохсыров, осужденный за незаконную слежку за сотрудниками ГИБДД, действовал в интересах полицейского, который 23 раза не мог получить водительские права, сообщает 25 июля издание Лента.Ру.
В материале уточняется, что житель Читы с 2016 года 23 раза пытался сдать экзамены на водительские права — и всё время их проваливал. За это время он успел получить образование, устроиться на работу в полицию и жениться. Его жена ранее работала в УМВД и дружила с Тохсыровым, поэтому в начале 2021 года обратилась к нему с просьбой помочь мужу.
Начальник ОСБ поручил решить этот вопрос своему сотруднику, оперуполномоченному по особо важным делам Вадиму Лопатину. Он приехал в межрайонный экзаменационный отдел (МЭО) ГИБДД, но добиться получения прав не смог, так как начальник отдела подполковник Олег Яльцев был в отпуске, а его заместитель категорически отказал.
— Вадим Лопатин вернулся в УМВД и доложил, что понимания в ГИБДД не нашел. На это Тохсыров сказал ему: «Ты же уэсбэшник, у тебя должны быть зубы. Займись». И Лопатин, опасаясь неприятностей по службе, действительно занялся заданием от шефа, — говорится в материале.
По данным Ленты.Ру, Тохсыров сам обращался к Яльцеву с просьбой принять Лопатина, но тот ответил ему, что «тот факт, что взрослый мужчина 23 раза не смог сдать обычный экзамен по вождению, говорит о том, что ему вообще не надо садиться за руль».
— Лопатин и его коллеги тщательно изучили всю возможную документацию МЭО и действительно нашли нарушение: в одном из важных журналов не было нужной подписи ответственного работника УМВД. Далее была разыграна классическая схема.
Вначале в ход пошли угрозы составить жесткий акт с наказанием вплоть до увольнения из органов по компрометирующим основаниям. А потом Яльцев услышал: «Ты выдашь права, а я закрою глаза на нарушение. Вот тебе пара дней, хорошо подумай. И имей в виду — сколько будет проверок и как часто — зависит только от тебя», — говорится в материале.
После этого разговора к Яльцеву пришли сотрудники ФСБ с предложением участвовать в оперативном эксперименте, взяв подписку о неразглашении. Лопатин и Тохсыров в это время якобы фальсифицировали документы, чтобы прослушивать телефонные переговоры полицейских.
Издание отмечает, что, вероятно, сотрудники ОСБ планировали не просто однократно помочь одному человеку, а взять под контроль всю деятельность экзаменационного отдела.
Кроме того, автор материала обращает внимание на то, что на многих документах, фальсифицированных начальником ОРЧ, стоит резолюция начальника краевого УМВД генерал-майора Вячеслава Еговцева, и удивляется, что «опытный оперативник» не обратил внимания на эти нестыковки.
Также в материале говорится, что во время избрания меры пресечения Тохсырову в суд было представлено уникальное для РФ письмо: начальник УМВД сообщал, что предоставит служебное помещение для домашнего ареста начальнику ОРЧ СБ, а также гарантировал, что никто никакого воздействия на свидетелей оказывать не будет. По данным издания, ни в одном из сотен дел в отношении полицейских в России подобных документов ни разу не было.
— Эти факты сами по себе ни о чем не говорят, если бы не одна странность. Сразу после ареста на начальника МЭО Олега Яльцева обрушились все те неприятности, которые ему обещал Вадим Лопатин. И даже больше.
В МЭО одна за другой пошли проверки из краевого УМВД, каждая из которых безуспешно пыталась найти хоть что-то на начальника. От него открытым текстом требовали немедленно уволиться, причем без объяснения причин, — говорится в материале.