Политика Нацпарк отдельно, уран отдельно. От Забайкальского края

Нацпарк отдельно, уран отдельно. От Забайкальского края

Комитет по аграрной политике и потребительскому рынку заксобрания вчера рекомендовал властям Красночикойского района не мешаться в вопросе создания нацпарка «Чикой».

Комитет по аграрной политике и потребительскому рынку заксобрания вчера рекомендовал властям Красночикойского района не мешаться в вопросе создания нацпарка «Чикой».

Семилетняя война

История этого вопроса настолько бесконечна, что уже не каждый чикоянин вспомнит, когда она началась. Ровесники идеи создания национального парка в Красночикойском разменяли седьмой десяток. Уже только новейшей истории нацпарка «Чикой», по словам приглашённого на заседание вице-премьера Евгения Вишнякова, семь лет. И семь лет, по его словам, «некие инициативные группы» используют нацпарк, которого ещё и нет, в своих личных целях.

«Он является инструментом для достижения тех или иных результатов. В зависимости от политической ситуации вопрос создания парка начинают муссировать или, наоборот, активно препятствовать. Меж тем, природа Красночикойского района является уникальной, поэтому в своё время правительство края поддержало инициативу его создания», - не очень понятно объяснил Вишняков, чего происходит. Присутствующие продолжали напряжённо вслушиваться, и вице-премьер уже увереннее добавил: «Я рассматриваю это, как вариант давления на Росатом».

Локальные бои бесконечной войнушки вокруг нацпарка «Чикой» и уранового месторождения Горное, действительно, уже несколько лет идут на страницах красночикойского «Знамени труда».

Для тех, кто пытается присоединиться к тусовке узкого круга посвящённых на страницах газеты, остаётся загадкой: кто такие Усольцев, Негодяев, и зачем всем этим людям национальный парк.

В районке периодически появляются выступления вроде этого: «… Какой же нехороший мужик этот Негодяев Г.А., ну никакого покоя от него людям: бегает, суетится, пишет в газету. Будоражит народ каким-то ураном. И уж совсем хулиганский поступок - не спросясь у «тяти с мамой», привез в Чикой «людей со стороны» (хорошо хоть не иностранцев). Да как он посмел? Конечно, он бы мог и сам справиться с этой задачей. Человек он образованный, компетентный и главное - глубоко неравнодушный ко всему, что его окружает. Но кто ж ему поверит? Тот же Усольцев скажет, что дозиметр у Негодяева врёт, умышленно зашкаливает, тут уж без специалистов никак нельзя. А зачем это самому Негодяеву надо? Зачем он тратит свое время, здоровье, финансы, наконец, недосыпает, мало отдыхает, мотается по судам? Ага, у него же здесь дети и внуки живут. Жалко маленьких - каково им в такой среде обитания расти, своих детей и внуков заводить? А каково нашим детям, внукам? Ведь 7 531 человек на референдуме сказали урану «нет» не только за себя. Я голосовала против урана за всех своих семерых внуков, хотя бюллетень у меня был один».

Что ж так долго-то?

На заседании Вишняков выученной уже скороговоркой рассказал, что существовало два варианта размещения национального парка. Распространяться не стал, но, видимо, присутствующие не могли не знать, что первый – Чикой-Чикоконский – был предложен областной администрацией и предполагал создание парка в верховьях реки Чикой и Чикокон и в их междуречье. Второй – Буркальский – был предложен администрацией района и предполагал создание парка в границах ныне существующих и фактически не охраняющихся Буркальского и Ацинского заказников. Второй вариант на карте района располагался левее, первый – правее, а на юге оба сливались в районе, где расположены памятники природы вроде Быстринского гольца и озера Шебеты.

Потом вице-премьер в паре предложений вспомнил, как два года назад проходили общественные слушания в Красночикойском районе: «Существовали варианты, которые обсуждались на общественных слушаниях. В конечном итоге, удалось согласовать процесс». Он не стал рассказывать, как в красночикойском Доме культуры, где собралось 400 человек, дважды гас свет, а мужики-охотники то и дело принимались скандировать из зала: «Пер-вый, пер-вый!». Не рассказал, как, стоя на сцене, где обычно поют и пляшут коллективы «Багульник» и «Сударушка», в свете ноутбуков и сотовых телефонов настаивал на компромиссном варианте расположения нацпарка, который учитывал бы интересы и жителей района, и районной администрации, и администрации региона. Поиск компромиссов тогда затянулся на четыре часа.

Теперь же прошло два года, клуб успел сгореть, правительство края – направить обращение об образовании нацпарка «Чикой» в Минприроды, а депутаты Красночикойского района - обеспокоиться затягиванием срока рассмотрения экологической экспертизы по созданию нацпарка «Чикой». Что ж так долго-то?

Министр природных ресурсов и экологии Александр Тарабарко объяснил, что специалисты министерства плотно работают с Минприроды, документы переданы, а все вопросы решаются в оперативном режиме. Зарезервировать же под нацпарк территорию лесных насаждений, как того просят красночикойские депутаты, невозможно в силу того, что земли лесного фонда относятся к федеральной собственности, которой не вправе распоряжаться Забайкальский край.

Тарабарко обозначил, что экспертное заключение из Минприроды поступит в конце мая - начале июня, и будет, по его прогнозам, положительным, что позволит готовить постановление правительства РФ. В целом, выступление значило, что верным путём идём, товарищи, и всё под контролем.

Росатом на коне

Вишняков предпринял вторую попытку объяснить, как Красночикойскому району удаётся использовать нацпарк в качестве рычага для манипуляции общественным мнением: «К сожалению, у администрации района нездоровые настроения. Они используют этот рычаг для протеста против разработки месторождения Горное, которое даже находится за границами будущего нацпарка».

Вице-премьера глубоко возмутило, что красночикойские власти с этим же вопросом обращались в правительство Бурятии, которое не имеет отношения ни к нацпарку, ни к урановому месторождению Горное. Он объяснил, что чуть ли не всех желающих вывозили в Краснокаменск – показывать уникальное экологически чистое и суперсовременное производство. Председатель комитета Сергей Михайлов, видимо, чтобы разрядить ситуацию, напомнил, как на общественных слушаниях по поводу месторождения Оловское в Улётовском районе, кто-то ратовал аж за переселение 500 тысяч забайкальцев подальше от урана.

«И желательно куда-нибудь под Москву», - пошутил Вишняков.

Он вспомнил незаконно проведённый референдум, который, судя по всему, в своё время попортил краевому министерству промышленности немало крови, и уточнил, что, по его информации, маловероятно, что Горное в ближайшее время будут разрабатывать. Кроме того, пока неизвестен и способ добычи.

Из дальнего угла председатель комитета по промышленной политике, инновациям и развитию инфраструктуры Владимир Дарижапов подсказал, что существует целевая программа развития атомной энергетики, и это хорошие деньги для бюджета края.

«Росатом сейчас на коне, увеличивает финансирование», - поддержал его Вишняков.

Налоговые отчисления, которые при игнорировании существующих в крае урановых месторождений ежегодно теряет регион, для ИА «Чита.Ру» подсчитал экономист Евгений Касьянов: «При выходе на проектные мощности месторождений Горное в Красночикойском районе, Оловское - в Чернышевском и Берёзовское – в Улётовском федеральный бюджет получит примерно 800 миллионов рублей, а региональный и местный – около двух миллиардов.

Базар в Чикое

«Уранофобия искусственно развита. Это дилетантский подход. Весь, извините, базар идёт в Чикое, хотя надо бы – в Черемхово», - обрушился с критикой председатель комитета экономической политики, лидер единороссов в регионе Степан Жиряков.

«Со сменой главы меняется вектор отношения к нацпарку», - уточнил Дарижапов. Присутствующие согласно кивали. Мысль о неких политических разборках в отдельно взятом районе с помощью отдельно взятого нацпарка проявлялась всё чётче. В Красночикойском районе - единственном из всех – главы не бывают главами больше одного срока.

Против добычи урана выступал как прежний глава района Андрей Егоров, так и нынешний – Михаил Куприянов, к которому Жиряков выразил недоверие: «Настораживает позиция главы Куприянова, который ссылается на то, что не допустить разработки Горного ему дали наказ избиратели.

Но предыдущий глава Андрей Егоров вообще был непоследователен. Сначала он заявлял, что создание национального парка поставит крест на экономическом развитии района, в том числе на работе угледобывающего предприятия и золотодобывающей артели, так как на территории парка хозяйственная деятельность будет запрещена.

Потом - что нацпарком надо делать весь район: «Если действительно это будет так хорошо, если нацпарк, как локомотив, потянет экономику района, тогда мы, конечно же, скажем - давайте весь район делать национальным парком! У нас красивая тайга, чистые реки, прекрасные люди».

Михаил Куприянов же, занявший должность главы Красночикойского района после работы заместителем председателя комитета сельского хозяйства Читинской области, про нацпарк особо не высказывается.

Что не помешало комитету по аграрной политике и потребительскому рынку заксобрания рекомендовать руководству района не вмешиваться как в тему создания нацпарка, так и в тему уранового месторождения Горное. «Так и записать в протоколе руководству – не мешаться», - улыбнулся Дарижапов.

«Вопрос нацпарка уже вышел за пределы не только Красночикойского района, но даже края. Равно как район не имеет никакого отношения к разработке урана», - заявил Вишняков.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления