СЕЙЧАС -26°С
Все новости
Все новости

Будущее России глазами американских экспертов

7 мая состоялась инаугурация избранного президента России Владимира Путина, вновь занявшего высший государственный пост спустя четыре года пребывания на посту премьер-министра.

7 мая состоялась инаугурация избранного президента России Владимира Путина, вновь занявшего высший государственный пост спустя четыре года пребывания на посту премьер-министра. В этой связи представляется весьма интересным ознакомиться с выводами американского экспертного сообщества шестилетней давности в отношении перспектив развития России и той роли, которую Владимир Путин играет в судьбах нашей страны.

15 ноября 2006 года, более чем за один год до истечения второго президентского срока Владимира Путина в Соединённых Штатах Америки проведена не совсем обычная научная конференция на тему «Эра Путина в исторической перспективе».

Спонсором и организатором проведения этого мероприятия выступил Национальный совет по разведке (National Intelligence Council). Вторым организатором конференции выступила ещё одна американская разведслужба - Управление разведки и исследований Госдепартамента США (the Department of State’s Bureau of Intelligence and Research).

В конференции приняли участие так называемые «неправительственные эксперты» из американских научно-исследовательских учреждений, не финансируемых напрямую правительством США и крупных корпораций.

Целью конференции было изучение исторических корней нынешней российской политической и экономической системы, в которой становящееся всё более авторитарным государство занимает командные высоты в экономике, где капитализм развивается через симбиотические отношения между политическими и экономическими элитами, а Кремль проводит более жёсткую внешнюю политику.

По итогам проведения конференции и семинаров в феврале 2007 года Национальный совет по разведке разместил на своём сайте краткий отчёт, подготовленный под руководством офицера национальной разведки Фионы Хилл, отвечавшей в тот период за аналитическую разведку в отношении России и Евразии.

Дополнительную пикантность публикации отчёта о научной конференции, которому присвоен номер CR 2007-01, придаёт надпись, размещённая вверху и внизу каждой страницы: «материал является дискуссионным и не отражает точку зрения правительства Соединённых Штатов».

Не стоит забывать, что оценки и выводы были сделаны теми, кого нельзя уличить в особых симпатиях к нашей стране.

По мнению американских экспертов, что в России никогда не существовали капиталистическая культура и организационная структура современного капиталистического государства.

Начиная с XV века, государство контролирует землю, природные ресурсы и рабочую силу. Понятие частной собственности появилось в России только в 1785 году, но и по сей день только 24% россиян считают, что частная собственность, как и другие основные права человека должны быть защищены. Подавляющее большинство жителей России уверены, что природные ресурсы должны находиться под контролем государства.

В России право собственности никогда не имело полноценного юридического оформления, что крайне необходимо для функционирования капиталистического общества.

На протяжении веков в России право собственности и свобода предпринимательства существовали в подвешенном состоянии, не имея правого статуса и защиты. Это привело к тому, что государственной системе не хватает ответственности.

Там, где нет институтов, которые могут призвать самодержца к ответственности, право собственности находится в зависимости от самодержца.

На протяжении веков в рамках царизма и советской системы в стране действовал принцип кормления, когда благосклонность правителя гарантировала защиту своей собственности, но при этом само «кормление» не является раз и навсегда данным и может быть отменено в любой момент.

Американские эксперты считают, что граждане России никогда не имели возможности призвать своих национальных лидеров к ответственности. У бизнес-элиты никогда не было политической партии, оттаивающей её интересы, она часто клеймилась позором за свои богатства.

В России давно с подозрением смотрят на участие иностранного капитала в экономике страны. В царское время иностранные бизнесмены, получив право иметь концессии, должны были предоставлять правительству подробные планы разработки месторождений полезных ископаемых для того, чтобы впоследствии государство забирало у иностранцев концессии и отдавало вместе с иностранными бизнес-планами российским предпринимателям.

Участники конференции пришли к выводу, что во время президентства Путина многое из исторического прошлого России вновь вернулось к жизни, и являет собой препятствие для долгосрочного экономического развития.

Экономический рост России в настоящее время в значительной степени основан на существующих высоких ценах на энергоносители, но рост экономики не стимулировал достаточный спрос на развитие цивилизованного бизнеса и соблюдения прав собственности.

Небольшая группа близких коллег Путина заняла командные высоты в экономике (так в тексте), стимулируя рост добычи природных ресурсов. Их преимущество в том, что они пользуются теми привилегиями, которые им даёт «кормление». Кроме того, они выводят из конкурентной борьбы иностранные компании, после того как они уже проделали значительную часть первоначальных работ по реализации инвестиционных проектов в области энергетики.

Существует слишком много места для произвола в экономике. Существующая налоговая система оставляет людей в подвешенном состоянии, права государства всегда ставятся выше прав личности. Налоговая полиция (так в тексте, на самом деле к моменту проведения конференции этой организации уже не существовало, так как в соответствии с указом президента России Владимира Путина №306 от 11.03.2003 Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации упразднена без объяснения причин с 1 июля 2003 года) не выступает в качестве беспристрастного профессионального аудитора. Вместо этого налоговые полицейские устраивают налёты в чёрных масках и запугивают бизнесменов.

Вместе с тем, государственно-частное партнёрство конца царского периода может служить положительным примером для современной России, когда высокопоставленным чиновникам было запрещено заниматься предпринимательской деятельностью.

Один из выступавших экспертов заявил, что Россия изменит модель своей экономики, только когда остальной мир сможет найти более дешёвые и более доступные энергоносители, альтернативные ныне существующим ископаемым видам топлива.

Россия стремится подражать азиатской модели развития капитализма и легко может продолжать пользоваться высокими темпами роста, также как и Китай, не вводя верховенство закона, независимую судебную систему и право собственности.

Однако другие эксперты утверждали, что даже незначительное снижение цен на энергоносители может дать толчок экономическим реформам и диверсификации экономики, а также, что азиатские модели развития не так легко применить к России, чья экономика является в значительно большей степени зависящей от природных ресурсов и добывающей промышленности.

Начиная с XVI века, многие россияне считали самодержавие наиболее жизнеспособной формой государственного правления, потому, что Россия слишком большая и этнически разнообразная страна. Хотя многие страны пережили века самодержавия, что является уникальным то, что Россия сохранила своё самодержавие в то время как вокруг неё созданы более демократические государства.

Российская элита традиционно опасается беспорядков и развала государства, которые, по их мнению, могут возникнуть в результате установления более плюралистической политической системы. Даже сегодня опросы общественного мнения показывают, что 85% респондентов утверждают, что для них порядок важнее, чем свобода.

Россияне также предпочитают видеть во главе государства по-настоящему грозного и сильного лидера, каким является Владимир Путин.

Путин унаследовал то, что формировалось в течение пяти веков как хищная, военизированная, централизованная система этатизма, а также многочисленную и неэффективную бюрократию, аморфное, разобщённое и подавленное общество, плохо структурированную экономику, большую часть бывшей империи с множеством регионов, которые центр не в состоянии эффективно контролировать.

Путин понимает, что в его руках инструменты, которые далеко не каждый раз позволяют добиться успеха тогда, когда руководитель страны сознательно пытается добиться перемен.

Американские эксперты согласились, что идея державности является краеугольным камнем исторической самобытности России. Однако, русские часто путают размер страны и её величие. Стремление к статусу великой державы всегда сосуществовало в России с комплексом неполноценности, который проявляется в чрезмерной реакции на предполагаемые обиды со стороны иностранных государств.

С учётом огромной территории России, географического положения и протяжённых границ, которые трудно защитить, лидеры страны чувствуют слабость и неуверенность как внутри страны, так и на международной арене.

Управление страной в переходный период от империи к национальному государству был трудным для всех ранее существовавших империй. Это особенно верно для наземных, а не морских стран (имеется в виду геополитическая дихотомия «суша – море»), потому, что наземные империи имеют более интегрированную экономику, у них нет чёткого разделения между метрополией и колониями. По сравнению с другими империями, распад СССР сопровождался относительно малыми беспорядками и насилием, что редко бывало в мировой истории.

Путин выступает в роли строителя государства, а не национального лидера. Он восстановил порядок, сохранил территориальную целостность России, стремится восстановить статус великой державы, но работает в рамках существующей международной системы, потому что он признает слабость России.

Путин патриот, а не националист, он намерен действовать во благо общества, и пытается избежать поражений во внешней политике, потому что он считает, что эти поражения ослабляют успех всей его политики в целом.

Путин готов использовать «жёсткую» мягкую силу, например, закрытие границ, депортацию нелегалов и другие невоенные методы для достижения своих целей.

Но путинская Россия не является империей, потому что центр не может диктовать волю своим подданным. Россия сохраняет имперские притязания в некоторых областях, но её политика по отношению к ближнему зарубежью в основном направлена на то, чтобы Россия осталась доминирующей силой на пространстве бывшего СССР.

Резюмируя основные выводы научной конференции, проведённой для решения американской разведкой стоящих перед ней задач, участники мероприятия согласились, что коллективная память русских и их культура выступают против превращения России в нечто иное в ближайшие несколько десятилетий.

Но американские эксперты не были бы американцами, если бы при этом не отметили, что положительные (с их точки зрения) изменения придут в Россию только тогда, когда лидер страны будет готов бороться с преступностью и коррупцией, а также отказаться от великодержавных амбиций.

В ближайшее время изменения также не смогут произойти ещё и потому, что российское общество сегодня деполитизировано и разобщено и у него слишком мало стимулов для инициирования перемен снизу.

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter