СЕЙЧАС +23°С

Закон невозврата?

Да, отозвать губернатора могут только более 50% всех зарегистрированных в крае избирателей.

В начале лета этого года бурно обсуждался принимаемый закон «О выборах губернатора». Тогда много споров вызвал муниципальный фильтр, который предполагал сбор подписей 8% местных депутатов, необходимых кандидату на должность главы региона для участия в выборах. При этом, федеральный закон заложил рамки от 5 до 10%. Некоторые из депутатов выступали против высокого процента фильтра, а некоторые и вовсе высказывались против него самого, ссылаясь на то, что кроме партии большинства достаточное количество голосов — 350 никто собрать не сможет.

В итоге, закон был принят.

21 ноября на пленарном заседании законодательного собрания региона в продолжение темы выборности губернатора в первом чтении рассматривался законопроект «О порядке отзыва губернатора Забайкальского края». В парламенте его представлял вице-премьер краевого правительства Геннадий Чупин. По словам Чупина, законопроект даёт исчерпывающее содержание всей процедуры, полностью её регулирует: «от инициативной группы и заканчивая подсчётом голосов, наличием фондов, наличием регистрацийных групп, которые будут участвовать в процедуре».

Закон устанавливает два основания, по которым возможен отзыв губернатора: нарушение им законодательства Российской Федерации или края или неоднократное грубое без уважительных причин неисполнение им своих обязанностей. Оба факта должен устанавливать Забайкальский краевой суд.

Обратиться туда, в соответствии с законопроектом, имеют право политические партии, их региональные отделения, общественные объединения и — внимание — группа граждан в количестве не менее 100 человек, проживающих на территории края. В том случае, если суд установил факт нарушения губернатором закона или неисполнения его обязанностей, можно собирать инициативную группу численностью не менее 20 человек.

Дальше, как сказала бы Алиса, всё страньше и страньше. Инициативная группа в течение месяца обязана собрать 25% подписей от числа зарегистрированных в регионе избирателей. С этими подписями и решением суда группа идёт к заксобранию, которое назначает голосование, уведомляет об этом президента. Наконец, законопроектом устанавливается, что губернатор считается отозванным, если за это проголосовали более 50% от общего числа избирателей, то есть от всех, кто имеет право голоса. При этом, такая норма строго регламентируется федеральным законом, и танцевать вокруг неё региональным парламентариям можно, но зачем. Чтобы было понятно — проголосовать за отзыв губернатора Забайкальского края должны 400 тысяч человек плюс один. При нашей явке в 200 с небольшим тысяч в недавние октябрьские выборы, условия закона выглядят сказочными.

После обстоятельного и весьма эмоционального выступления Чупина слово взял депутат фракции КПРФ Василий Савин.

- Были ли какие-то проведены мероприятия по изучению общественного мнения, проработки этого вопроса общественными объединениями, политическими партиями? И следующий вопрос. Как вы считаете, не окажется ли этот закон мертворождённым дитём, потому что вот по тем критериями, по которым можно, провести голосование будет нереально? Это статья 56, часть 4.

По словам вице-премьера, текст закона был распространён давно, работу авторы законопроекта осуществляли с рабочей группой с представителями из избирательной комиссии, приглашались все партии, для того чтобы проработать проект и высказать свои предложения.

- Плюс к этому, вопрос очень серьёзно прорабатывался в комитете, каких-либо непонятностей или моментов для откладывания настоящего законопроекта нет. Он основан на федеральном законодательстве. Процедура, конечно, нелёгкая, но она и по логике вещей не должна быть лёгкой. Сама по себе выборность предполагает стабильность и устойчивость. Если бы процедура отзыва стала крайне упрощённой — стабильность при формировании органов власти колоссально бы снизилась.

Член профильного комитета по государственной политике и местному самоуправлению Законодательного собрания Забайкальского края, представитель фракции ЛДПР Дмитрий Тюрюханов выразил согласие с точкой зрения разработчиков законопроекта: «Я хоть и являюсь членом оппозиционной партии, в отношении того, что процедура отзыва должна быть строго регламентированной и жёсткой, по сравнению с выборами, чтобы обеспечить устойчивость, согласен».

Поддержал мнение Чупина и председатель комитета, член фракции «Единая Россия» Сергей Трофимов.

- Я абсолютно поддерживаю Геннадия Петровича, что нормы этого закона должны быть значительно жёстче, чем закона выборного. Это подтверждает мировая практика — точно говорю. Посмотрите, сколько человек избирали Обаму, и кто его может отозвать. И кто посмеет сказать, что Америка не является демократической страной?

То, что Штаты, действительно, демократичны в отношении отзыва губернаторов, для «Чита.Ру» прокомментировал политолог Артём Аникьев. Понятно, что он не сопоставим по регламенту с отзывом президента, но и мы не о главе государства ведём речь. Решение об отзыве губернатора штата принимается простым большинством голосов. Процедуру может инициировать группа граждан, собрав от 12% до 40% голосов избирателей.

- Оценивать работу главы региона должны его избиратели, по сути народ. А тот должен постоянно чувствовать ответственность за свои действия, а не раз в четыре года. Знать, что в случае чего, люди смогут его снять с должности, - поясняет Артём Аникьев.

Санкт-Петербургское издание «Новая Газета» уже окрестило закон об отзыве «О невозможности отзыва гражданами высшего должностного лица субъекта Федерации», а саму процедуру голосования — ненаучной фантастикой.

С другой стороны, подстраиваться под пассивность забайкальцев в определении судьбы края (пусть это и звучит пафосно, но сути не меняет), нет смысла. Почему законодатели должны переписывать закон и смягчать нормы предложенной модели федерального ради тех, кто не считает нужным выразить своё мнение в ходе голосования или считает более полезным выражать своё недовольство коллегам в курилке, вместо того, чтобы делать реальные дела, мне непонятно. А вам?

P.S. Законопроект в нашем случае был принят в первом чтении. Из 40 депутатов - 33 проголосовали за, 5 - против и 2 воздержались. К следующей сессии у депутатов различных фракций есть право и время предложить свои замечания и поправки.