Политика Бедность от ума

Бедность от ума

...увеличение прожиточного минимума привело бы к увеличению процента бедных. Такие подножки не милы ни предыдущей власти, ни нынешней, даже если их ставит федеральное правительство. Чтобы после таких подножек идти дальше, не оглядываясь на хулигана, нужна

Правительство Забайкальского края 22 октября утвердило постановление об утверждении величины прожиточного минимума в регионе за III квартал 2013 года. Обычно техническое принятие проходного нормативно-правового акта на этот раз подняло серьёзные вопросы к одному из краевых министерств – труда и социальной защиты населения. Вопросы задавал первый заместитель прокурора края Максим Шипицын, и ответов на них ни у одного из представителей правительства не нашлось.

Суть постановления сводилась к увеличению величины прожиточного минимума в третьем квартале на 3% по отношению ко второму кварталу. Показатель пересчитывается ежеквартально в связи с ростом тарифов, цен на продовольственные, непродовольственные товары и услуги. Утверждённая величина применяется при расчёте ряда социальных выплат.

Старые привычки

Представляя постановление, исполняющий обязанности министра труда и социальной защиты населения Александр Пакулов сообщил, что величина прожиточного минимума на третий квартал составит около 7,2 тысячи рублей с градацией по категориям населения. Для трудоспособного населения она выросла до 7,7 тысячи рублей, для пенсионеров – до 5,6 тысячи рублей, для детей – до 6,9 тысячи рублей. Средняя величина – 7,2 тысячи рублей – выросла по сравнению со вторым кварталом на 3% в связи с ростом тарифов на 6,1%, который традиционно приходится на 1 июля, увеличением цен на продукты на 1,4% и на непродовольственные товары на 0,4%.

Зампрокурора края Максим Шипицын в ответ напомнил о существовании 233-го федерального закона от 3 декабря 2012 года. Закон изменил порядок расчёта прожиточного минимума, заложенный в 134-й федеральный закон, и вступил в силу с 1 января 2013 года.

Шипицын заявил, что краевое минсоцзащиты, несмотря на давно действующий новый порядок, продолжает считать прожиточный минимум по старой методике. В итоге, величина прожиточного минимума оказывается меньше той, которая должна получиться при новой методике расчёта. По мнению прокурора, если бы правительство увеличило величину прожиточного минимума так, как того требовал федеральный закон, в регионе выросло бы число людей, которые могли рассчитывать на меры социальной поддержки, базой для расчёта которых является прожиточный минимум. Соответственно, выросли бы размеры выплат, например, ежемесячное пособие на ребёнка, государственная социальная помощь малоимущим семьям и одиноко проживающим гражданам, субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Шипицын представил расчёты, согласно которым при установленной федеральным центром методике величина прожиточного минимума уже в первом квартале составила бы 7,4 тысячи рублей при том, что минсоцзащиты определило эту сумму уже на третий квартал в размере 7,2 тысячи рублей. То же самое касается всех остальных сумм. Для трудоспособного населения на третий квартал сумма в редакции минсоцзащиты составляет 7,7 тысячи рублей, а по новой методике уже в первом квартале превышала бы 7,8 тысячи рублей. Для пенсионеров разница составляет около 350 рублей – 5,6 тысячи против гипотетических 5,9 тысячи рублей в первом квартале при правильной методике. Для детей разница более существенна – 6,9 тысячи рублей в варианте минсоцзащиты на третий квартал и 7,5 тысячи рублей уже в первом квартале в варианте, представленном прокуратурой. В уже принятом краевом законе, который определяет величину прожиточного минимума для детей на 2014 год, эта сумма, кстати, составляет 7,19 тысячи рублей.

Шипицын потребовал привести постановление правительства в соответствие с требованиями федерального законодательства. Пакулов пояснил, что министерство в курсе претензий прокуратуры и работает с надзорным органом, но продолжает считать прожиточный минимум по методике, которая была утверждена на пять лет и, по мнению Пакулова, продолжает действовать до сих пор. Министр отметил, что если посчитать прожиточный минимум так, как того требует прокуратура и федеральный закон, то это повлечёт дополнительные расходы бюджета. Также и.о. министра сообщил, что «на сегодня методики, по которой ведётся расчёт потребительской корзины, <у министерства> нет».

Ильковский спросил, является ли спорная методика федеральной или её должен разработать регион, хотя из выступления прокурора было очевидно, что методика является федеральной. Пакулов повторил, что минсоцзащиты работает со старой методикой, которая была утверждена на пять лет и, по мнению министерства, продолжает действовать. При этом он высказал готовность при необходимости разработать методику заново, чем наверняка удивил представителя прокуратуры.

Губернатор дал слово начальнику государственно-правового управления губернатора края Валентине Каткевич, которая, однако, ничего не прояснила: «…данный нормативно-правовой акт был разработан в соответствии с требованиями 134-ЗЗК (закон Забайкальского края «О порядке установления величины прожиточного минимума» - А.К.). Всё выдержано в рамках, процедура соблюдена, вопросы статистики отражены. Иного нет. Все сравнительные анализы сделаны по сравнению со вторым кварталом. Сейчас анализ прокуратура сделала по отношению к первому кварталу. Методика, да, есть, она работает. В соответствии с этой методикой и представлен документ на рассмотрение».

Прокурор действительно сравнивал показатели третьего квартала в интерпретации минсоцзащиты с расчётами по первому кварталу, но очевидно, что не для сравнения второго квартала с третьим, а для того, чтобы показать, что соответствуй расчёты требованиям федеральной нормативно-правовой базы, уже в январе прожиточный минимум был бы выше того, что пытается протащить минсоцзащиты в октябре в приложении к третьему кварталу.

Также Каткевич сообщила, что своей методики у региона нет, а есть федеральная, в соответствии с которой минсоцзащиты и действует, что, судя по выступлению прокурора, не очень соответствовало действительности. «Сама процедура соблюдена правильно. Вся информация из органов статистики представлена верная. Я не знаю, как по-другому», - говорила она. «Я не знаю» в этом зале звучало, как набат.

Ильковский предложил принять-таки постановление, а в ноябре все ошибки учесть и пересчитать всё, что было неправильно посчитано раньше. Весь зал закивал головами. Не кивал только заместитель прокурора края: «Мы с ним работаем, с министерством (труда и социальной защиты населения – А.К.), уже целый год. И, на мой взгляд, усматривается бездействие данного министерства. Что касается методики – она определена на федеральном уровне. Если речь идёт о правовых актах, я готов их перечислить. Это постановление правительства от 29 января 2013 года под номером 56, которым определены правила исчисления величины прожиточного минимума, а также приказ министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и Росстата от 11 марта 2013 года №93. Министерству труда это совершенно известно. И только по нашему запросу 16 октября был произведен расчёт за первый квартал 2013 года. Предложенный вариант, конечно, надо принимать - хотя бы что-то. Но в последующем встанет вопрос о той сумме задолженности перед населением, который возникает за 1-3-й квартал 2013 года».

В итоге Ильковский предложил постановление принять, а до 1 декабря всё пересчитать с тем, чтобы провести перерасчёт выплат, что и было сделано. По итогам дискуссии у меня сложилось впечатление, что Минсоцзащиты намеренно считает прожиточный минимум по старой методике, понимая, что нарушает приказы федерального министерства. Это, по-моему, очевидно и специалистам ГПУ и, вероятно, самому губернатору.

Краевые минимумы

Дискуссия о правилах расчёта прожиточного минимума в октябре была актуальна и для Законодательного собрания. Правительство края прогнало через парламент несколько законов о прожиточном минимуме на 2014 год. На заседании профильного комитета – по демографической политике, который возглавляет Василина Кулиева, протесты прокурора были идентичны протестам Шипицына на заседании правительства. Представитель надзорного органа говорил о том, что прожиточный минимум считается по старой методике, представитель министерства утверждал, что старая методика рассчитана на пять лет и продолжает действовать.

Непосредственное отношение к теме, которая обсуждалась на заседании правительства, имеет только один закон, который касается правил расчёта величины прожиточного минимума и вносит изменения в 134-й краевой закон - «О порядке установления величины прожиточного минимума». Он приводит краевое законодательство в соответствие с 233-м федеральным законом от 3 декабря 2012 года – этот тот самый камень преткновения в споре Шипицына с правительством края. В данном случае правительство нарушило полугодовой срок, который даётся на выравнивание законодательства региона.

Во втором чтении был принят закон «Об установлении величины прожиточного минимума для детей в Забайкальском крае на 2014 год». Согласно этому документу утверждается «размер ежемесячной денежной выплаты при рождении (усыновлении) третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трёх лет». Это инициированные Владимиром Путиным в мае 2012 года меры поддержки, в том числе, многодетных семей. Согласно принятому законопроекту, величина прожиточного минимума на 2014 год равняется 7,2 тысячам рублей – на 5% больше, чем в 2012 году. Именно такую сумму с 1 января будут ежемесячно получать на каждого ребенка малоимущие семьи, в которых воспитывается не менее трех детей. Деньги будут выплачиваться, пока ребенку не исполнится три года, при этом среднедушевой доход в семье должен быть ниже установленного прожиточного минимума для детей.

Разобраться с этим законопроектом и с тем, как он связан с региональным прожиточным минимумом, сложно из-за одинаковой терминологии – этот прожиточный минимум для детей не имеет прямого отношения к прожиточному минимуму для детей, который является составной частью регионального прожиточного минимума. Идентичность терминологии растёт из того, как определял задачу для регионов в 2012 году федеральный центр – размер выплат многодетным семьям должен был быть приравнен к установленному в регионе прожиточному минимуму. В среднем по России при расчётах в 2012 году он составлял 7 тысяч рублей. В Забайкальском крае эта сумма была установлена на уровне в 6,4 тысячи рублей, что обошлось региону в 2013 году примерно в 150 миллионов рублей – эти меры социальной поддержки полностью оплачиваются регионом.

Даже после того, как краевое минсоцзащиты приведёт расчёты прожиточного минимума в соответствие с федеральными требованиями, закон «Об установлении величины прожиточного минимума для детей в Забайкальском крае на 2014 год» не изменится.

Третий законопроект, в котором фигурирует понятие прожиточного минимума и который был принят на октябрьской сессии заксобрания, это закон «Об установлении величины прожиточного минимума пенсионера в Забайкальском крае на 2014 год». Он служит для установления социальной доплаты к пенсии, и для расчётов принимается сумма в 6,354 тысячи рубля. Выплату получают пенсионеры c доходом ниже установленной в законе величины прожиточного минимума.

В данном случае регион, устанавливая сумму, от которой пляшут социальные выплаты, ориентируется на показатели федерального бюджета. В соответствии с проектом федерального бюджета, величина прожиточного минимума пенсионера в целом по России для определения размера федеральной социальной доплаты к пенсии на 2014 год составляет 6,354 тысяч и рублей – это та же сумма, которая заложена в краевой закон.

Если у региона есть возможность платить больше федеральной планки, то разницу между региональным и федеральным показателем оплачивает краевой бюджет. В противном случае эти социальные выплаты полностью субсидирует федеральный центр. У Забайкальского края в его нынешнем состоянии возможностей переплачивать малоимущим пенсионерам нет.

Вопросы по задержке

Лидер фракции ЛДПР в заксобрании Юрий Волков, принимавший участие в рассмотрении одобренных профильным комитетом законопроектов о прожиточном минимуме, говорит о том, что c 1 января 2013 года в соответствии с федеральным законом изменился набор продуктов, включаемых в потребительскую корзину: «Нормы потребления значительно увеличиваются. Например, по мясу для трудоспособного населения на 46%, для пенсионеров на 58%, для детей на 30%. По ряду других позиций так же существенный рост на 30, 40, 50%. Стоимостным выражением потребительской корзины является величина прожиточного минимума, которая утверждается краевым заксобранием. Региональное министерство труда и социальной защиты только сейчас вносит нам на рассмотрение проект постановления о потребительской корзине. Так как это основной документ, по которому рассчитываются ряд социальных пособий, в частности, ежемесячное на ребенка, малоимущим семьям, на оплату услуг ЖКХ, то по вот этой задержке у прокуратуры возникли вопросы».

В данном случае Волков имеет в виду внесение изменений в 134-й краевой закон. При этом депутат, как и Шипицын, утверждает, что в результате допущенных минсоцзащиты просчётов социально не защищённые жители Забайкалья получают меньшую социальную помощь, чем должны были: «Вопросы есть и у депутатов комитета – потому что параллельно с постановлением об утверждении потребительской корзины, внесён проект краевого закона об установлении прожиточного минимума для детей на 2014 год (7 192 рубля). Сейчас идет работа на бюджетом, для того, чтобы в проект главного финансового документа статья была заложена, комитет рекомендовал заксобранию принять закон (и оно его приняло – А.К.). Однако, мы ждем пересчитанные данные. Но минтрудсоцразвития пока их не представило и не понятно – представит ли. По этому поводу мы будем рабочее совещание собирать».

Упомянул Волков и принятый в двух чтения закон о прожиточном минимуме пенсионера на 2014 год: «Он тоже рассчитан по старой потребительской корзине. И он был принят сразу в окончательном чтении. Но это связано с тем, что прожиточный минимум пенсионеров на очередной год должен передаваться в Пенсионный фонд до 1 ноября, то есть тут уже речь шла о соблюдении сроков».

Бедному – воля

Возвращаясь к заседанию правительства, можно предположить, что нежелание правительства края считать прожиточный минимум по новой методике связано либо со стремлением не тратить лишние средства на социальные выплаты, либо с неготовностью ухудшать статистику. Бедным в России официально считается человек, величина доходов которого находится ниже величины прожиточного минимума. Понятно, что увеличение величины прожиточного минимума привело бы к увеличению процента бедных в Забайкальском крае. Такие статистические подножки не милы ни предыдущей региональной власти, ни нынешней - даже в том случае, как видно, если их ставит федеральное правительство. Для того, чтобы в мире вертикальной власти после таких подножек вставать и идти дальше, не оглядываясь на хулигана, нужна серьёзная политическая воля. И у кого-то в Забайкальском крае она есть.

Если же говорить о прожиточных минимумах, которые определяют размер социальных выплат для малоимущих пенсионеров и многодетных семей, то у региона пока нет возможности для того, чтобы эти показатели увеличивать. И совсем не очевидно, что тому, у кого хватает воли саботировать федеральные нормы, хватит сил для того, чтобы эту ситуацию изменить.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления