Политика Проценты недоверия

Проценты недоверия

...средняя зарплата доступна лишь 3% опрошенных. Около 24% заявили, что зарабатывают менее 10 тысяч рублей – это сопоставимо с ожиданиями, согласно которым в 2014 году окажутся за чертой бедности...

Независимая научно-аналитическая социологическая служба Забайкальского государственного университета в ноябре провела очередное исследование. Его результаты, с одной стороны, говорят о незыблемости краеугольных проблем Забайкальского края и о несокрушимости действующих политических лидеров. С другой стороны, итоговые показатели позволяют ощутить, как существенно падают рейтинги федеральных политиков после завершения избирательных кампаний, и как в стране и регионе катастрофически не хватает конструктивной и умной политической конкуренции.

Лидером рейтинга потенциальных кандидатов в президенты остаётся действующий глава государства – Владимир Путин. За него в ноябре были готовы отдать голоса почти 46% избирателей. Ближайший преследователь – Владимир Жириновский – отстаёт от лидера за 33 процента – 12,9%, третье место занимает коммунист Геннадий Зюганов с 10,8%. Популярность остальных федеральных политиков находится в пределах статистической погрешности – у Сергея Миронова 2,6% последователей, Михаила Прохорова поддержали бы 4,2% забайкальцев.

По сравнению с мартом 2012 года, когда Путин был избран президентом, его рейтинг рухнул сразу на 20%. В странах, где политическая конкуренция выдаётся за священную корову, и где серебряные призёры привыкли финишировать в паре процентов позади лидера, это было бы катастрофой. В России колебания рейтинга в 10 или даже 20% никого не пугают – просто пропагандистская машина сбавила обороты, а административный ресурс занялся другими делами. Когда придёт время, популярность Путина достигнет нужных высот в заданные Кремлём сроки.

Об этом, в частности, говорит оценка работы Путина на посту президента - позитивно к ней относятся 57,8% населения Забайкальского края, ещё 11% оценивают работу главы государства хорошо, но полагают, что её результаты в последнее время ухудшаются. Впрочем, 25% опрошенных негативно относятся к работе Путина, но из этой четверти наверняка мало кто может представить себе альтернативу действующему главе государства – её просто нет.

В рейтингах парламентских партий продолжает лидировать «Единая Россия», к деятельности которой позитивно относятся 42,4% опрошенных. Этот показатель по сравнению с сентябрьскими выборами в заксобрание – 43,09% - практически не изменился, что отчасти символизирует независимость рейтинга партии власти от избирательных кампаний. На втором месте идут коммунисты с 16,1%, что на 2% выше показателей сентября. Третья строчка у ЛДПР – 14,2% против 13,38% в сентябре. Эсеры после выборов потеряли около процента – 9,3% против сентябрьских 10,45%.

Несмотря на умозрительность сравнения результатов сентябрьских выборов с ноябрьским социологическим опросом, очевидно, что текущий рейтинг ведущих политических партий не так сильно зависит от агитационной шелухи, чем рейтинг главы государства.

Едва осязаемый, но всё же рост рейтингов ЛДПР и КПРФ демонстрирует масштабы эффективности партий-спойлеров и прочих предвыборных технологий по оттягиванию голосов у завсегдатаев выборного пьедестала. Такое же слабое, но, опять же, ощутимое падение рейтинга «Справедливой России» говорит о том, что эсеры практически ничего в поствыборном периоде не выиграли. Для «Справедливой России» это должно быть крайне неприятно. Во-первых, под знаменем эсеров на выборы шёл победивший в итоге с гигантским преимуществом Константин Ильковский. А, во-вторых, несмотря на риторику о равноудалённости от всех партий, Ильковский забросил за эсеров пару трёхочковых, но партия этими преимуществами воспользоваться не смогла даже в заксобрании, где им удалось сколотить вторую по численности фракцию.

Лидером антирейтинга в ноябре среди парламентских партий стала ЛДПР – 19,8% против 18,1% у «Единой России». На симпатии к ЛДПР, равно как и на противоположные чувства сильное влияют выступления лидера либерал-демократов Владимира Жириновского, который этой осенью был достаточно активен и запомнился серией скандалов на весьма болезненные для любого россиянина темы. Кроме этого, Жириновский – едва ли не единственный федеральный политик, который после выборов 8 сентября не прекратил мелькать в эфире региональных телекомпаний.

ЛДПР так и не смогла сделать акцент на каком-то региональном лидере. Молчаливая даже в губернаторскую кампанию Василина Кулиева сразу после выборов окончательно ушла в тень, и плечо фактически обезглавленному региональному отделению пока подставляет только Юрий Волков – самый молодой депутат заксобрания, которому пока не хватает веса для того, чтобы как-то влиять на рейтинги. Второе место «Единой России» в антирейтинге тоже ожидаемо – единороссы среди всех политических партий максимально активны, и забирают от этой активности как плюсы, так и минусы.

Очень показательны результаты опроса на тему того, какая из непарламентских политических партий известна забайкальцам. Следом за 43 процентами опрошенных, которые ничего о непарламентских партиях не знают, идёт «Гражданская платформа», о которой без долей процента знают 30% опрошенных. Эта же партия возглавляет рейтинг электорального потенциала – 7,9% опрошенных готовы проголосовать за партию Прохорова на выборах, которые могли бы пройти в ближайшие годы. Все остальные непарламентские партии безудержно проигрывают «Гражданской платформе» (ГП), при этом опрошенные явно путаются в альянсе «Зелёных» и Российской экологической партии «Зелёные». Рейтинг узнаваемости у первых – на втором месте после ГП, вторые идут третьими, зато в электоральном рейтинге голоса за альянс готовы отдавать всего 0,3%, а за партию «Зелёные» - 2,3%.

Очевидно, что «Гражданская платформа» имела все шансы на то, чтобы пройти в заксобрание Забайкальского края второго созыва. Но бессмысленная и агрессивная кампания, никак не связанная с кампанией по выборам губернатора, эти шансы уничтожила – партия набрала всего 2,5%, через два месяца после выборов, имея в три раза больший рейтинг. Показательными являются результаты выборов в Гагаринском одномандатном округе Читы, где кандидат от «Гражданской платформы» Александр Черепянко, портретами которого был завешан весь город, и которого не поддерживал разве что Пол Маккартни, в пух и прах проиграл борьбу соперникам, многие из которых не разместили в Чите ни одного баннера. Черепянко набрал 8,47% голосов, проиграв даже самовыдвиженцу Марине Мыльниковой, предвыборный ролик которой вызвал самые невероятные эмоции у редакции «Чита.Ру»:

Чистый рейтинг Константина Ильковского остался за рамками социологического исследования, но социологи выяснили, что положительно работу губернатора оценивает 36,7% против 7,5% тех, кому эта работе не нравится. При этом 36,7% опрошенных о работе Ильковского ничего не знают. Показатель почти в любой другой ситуации был бы катастрофичным – почти треть региона не знают о работе своего губернатора только в двух случаях. Первое – это идеальное благополучие, в которой довольные граждане институты власти воспринимают за хорошо работающий механизм и не замечают так же, как не замечают работу хорошо отрегулированной подвески у автомобиля. Второй случай связан с отсутствием установки на освещение своей деятельности или открытым нежеланием эту работу проводить. Не приходится сомневаться в том, что в Забайкальском крае мы наблюдаем второй случай. Ильковский изначально был не очень открыт для СМИ, хоть и впервые за многие годы дал этим СМИ невиданную свободу, полностью устранившись от регулирования регионального информационного поля. После выборов интереса к освещению работы губернатора ни у самого Ильковского, ни у его администрации не прибавилось – деятельность главы региона освещается по остаточному принципу или не освещается вовсе, что нашло своё отражение в ноябрьской статистике. Интерес этот вряд ли появится раньше, чем через несколько лет, когда результаты работы нового губернатора и нового правительства станут более очевидны, и население потребует отчётности. Другой вопрос в том, насколько быстро удастся отладить работу заброшенной в чулан пропагандистской машины.

Волноваться по поводу отношения к себе забайкальцев Ильковскому в конце 2013 года и правда ни к чему – почти 53% опрошенных считают, что он должен продолжить работу на посту губернатора. Лишь 6% участников опроса размышляют о новом главе региона, а 41,1% на эту тему не думают и, по-моему, совершенно правильно делают. Заставь их думать на заданную тему, как окажется, что никого, кроме Ильковского, в регионе нет, и людей зря оторвали от привычных мыслей.

Работать Ильковскому, при этом, есть над чем. Больше половины населения края – 56% - недовольно положением дел в крае, при этом 61,1% уверены, что ситуация не меняется, а 18,3% уверены, что ухудшается. Оптимистов среди участников опроса до слёз мало – лишь 13,3% полагают, что ситуация становится лучше. Это ужасающие показатели – именно с таким настроением сотни тысяч жителей региона ежедневно идут на работу или учёбу, думают о будущем или оглядываются в прошлое. Я сильно сомневаюсь в том, что земной шар вертят именно оптимисты, но регион с таким настроем большей части населения из этой ямы никакому гению вытащить не удастся.

Среди волнующих вопросов участники опроса на первое место поставили алкоголизм, инфляцию, безработицу, низкие зарплаты и дороговизну жилья. Преступность, несмотря на множащиеся сообщения о её ужасающем уровне, опрошенные задвинули на задворки бытовых и социальных проблем. В проблемах этих регион захлёбывается далеко не первый год, но раздражение от пугающей разницы между тем, что показывают по телевизору, и тем, что люди видят своими глазами в обычной жизни, с каждым месяцем становится всё сильнее.

Так, например, средняя зарплата по региону, которая сидит в статистических отчётах, по результатам опроса доступна лишь 3% населения. Около 24% опрошенных заявили, что зарабатывают менее 10 тысяч рублей – это сопоставимо с ожиданиями правительства края, согласно которым в 2014 году, после пересчёта прожиточного минимума, четверть населения региона окажутся за чертой бедности. Зарплату в пределах от 10 до 20 тысяч рублей заявили 26,7% опрошенных, от 20 до 30 тысяч рублей получают 10,3% участников опроса, больше 30 тысяч рублей – 5,7%. При этом больше 60 тысяч рублей получают лишь 0,4% опрошенных.

Запросы к власти основываются на выделенных опрошенными проблемах – снижение безработицы, создание новых рабочих мест, пресечение коррупции в органах власти, улучшение ситуации в ЖКХ и здравоохранении, ремонт дорог и развитие сельского хозяйства. Создание новых рабочих мест с достойными условиями труда и высокой оплатой актуальным считают 56,2% опрошенных, а ужесточение контроля за мигрантами – лишь 4,3%. Реорганизация неэффективных вузов и школ важна для 2,1% участников опроса, а повышения качества услуг ЖКХ требуют 29,4%.

Эти акценты напрямую связаны с освещением деятельности органов власти – не только губернатора, но и правительства края, федеральных структур, администраций муниципалитетов. Громогласные заявления о создании такого-то количества рабочих мест или борьбе с коррупцией разбиваются о непонимание граждан по поводу того, что именно сделано для выполнения выданных обещаний. Отсутствие грамотного освещения хотя бы той работы, которая всё же делается, так же тесно связано с общими настроениями в обществе, 56% из которого полагают, что край в лучшем случае топчется на месте, а в худшем - катится в пропасть. А настроение людей, что бы там ни говорили про эфемерность этой логики, напрямую влияет на результаты работы всего региона. Понятно, далеко не в лучшую сторону.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления