Выборы депутатов Читинской городской думы 14 сентября пройдут по новым правилам. Если раньше из 30 депутатов гордумы 15 избирались по партийным спискам и ещё 15 – по одномандатным округам, то теперь все 30 депутатов будут избираться, как одномандатники. Но это далеко не единственное новшество, связанное с изменениями, внесёнными в региональное и федеральное законодательство за последние два года.
Технический, но представительный мэр
Ключевое изменение, безусловно, касается процедуры избрания мэра города. Если раньше он избирался на всенародных выборах и возглавлял исполнительную власть, то теперь градоначальника будут выбирать из числа избранных депутатов сами народные избранники. Сформированная таким образом гордума проведёт конкурс на место сити-менеджера, при этом половина членов конкурсной комиссии будет назначена губернатором. Сити-менеджер будет возглавлять администрацию города и де-факто мэром будет именно он, пусть и под контролем гордумы.
Как эта схема сработает в Чите, предсказать сложно. В Иркутской области, например, отмена прямых выборов мэра в таких крупных городах, как Братск и Ангарск, привела к системным конфликтам между местными думами и сити-менеджерами. В конечном итоге власти региона, получив весной 2014 года право самостоятельно определять порядок выборов глав муниципальных образований, достаточно неожиданно практически единственными в России вернули прямые выборы мэров.
В Забайкальском крае фактически та же самая схема, по которой предстоит жить Чите, действует в Читинском районе. В этом муниципалитете из депутатов выбирают главу райсовета, после чего назначают сити-менеджера, в руках которого сосредоточены все рычаги для управления районным хозяйством. Предыдущего сити-менеджера – Андрея Просяника – после выборов в сентябре 2013 года с должности сняли, посадив в это кресло его бывшего заместителя Андрея Эпова. Совет возглавил представитель «Справедливой России» Николай Селезнев – родной брат соратника губернатора края Константина Ильковского на выборах Сергея Селезнева.
Кому на самом деле принадлежит власть в Читинском районе, разобраться непросто. Некоторые депутаты райсовета говорят о том, что в районе работает единая команда, исправляющая допущенные Просяником ошибки. Источники в заксобрании утверждают, что Селезнев с ролью просто наблюдателя не соглашался и принимает участие в генерации ключевых решений.
В Чите, вероятно, власть будет сосредоточена в руках сити-менеджера, особенно с учётом того, что это будет человек губернатора. Мэр будет выполнять представительские функции и руководить послушной гордумой. На это место многие наблюдатели прочат действующего градоначальника Анатолия Михалёва. Но для этого ему нужно выиграть выборы в Гвардейском округе, который объединяет территории посёлков Песчанка, Осетровка и Антипиха в юго-восточной части города.
Досрочно – без объяснений
В 2014 году законодательство вновь разрешило досрочное голосование - за 10 дней до дня выборов. Не более, чем за 10, и не менее, чем за четыре дня до 14 сентября проголосовать можно в городском избиркоме (с 3 по 9 сентября), который работает в здании на Чайковского, 35. За три и менее дней до голосования (с 10 по 13 сентября) можно заполнить бюллетень в своей участковой избирательной комиссии. Раньше уровень был чуть ниже – сначала в окружной, а потом в участковой комиссии. Время досрочного голосования заканчивается в 16.00 13 сентября.
Правила досрочного голосования в 2014 году существенно смягчены. Если раньше при досрочном голосовании нужно было указывать причину, которую комиссия могла проверить и отказать в досрочном волеизъявлении, то теперь закон такую проверку не санкционирует, хотя причину по-прежнему указывать необходимо и у комиссии есть сутки на рассмотрение заявления. Фактически - избиратель может проголосовать досрочно, ничего не объясняя избиркому.
Эта норма вызвала нарекание у некоторых оппозиционных партий. Они настаивают, что судьбу спрятанного в избиркомовский сейф бюллетеня отследить невозможно, и это является поводом для массового досрочного голосования и подтасовок при подсчёте голосов.
Единственный, но легитимный
Ещё одно новшество касается возможности проведения безальтернативных выборов депутатов представительных органов муниципальных образований, то есть с одним кандидатом. В этом случае для победы единственному кандидату надо набрать не менее 50% голосов пришедших на участки избирателей. Та же самая схема может применяться при повторном голосовании на выборах главы муниципального образования.
Такая возможность освобождает ключевых кандидатов от необходимости заниматься поисками и выдвижением технического кандидата, который при снятии конкурентов с выборов обеспечит легитимность победы. Но понятно, что даже при законности безальтернативных выборов, значимость и вес такой победы будут серьёзно смазаны.
Коварные подписи
Изменения коснулись порядка выдвижения и регистрации кандидатов. Сейчас партия выдвигает единый список кандидатов, который подаётся в городской избирком. После заверения списков те кандидаты, которым нужно собирать подписи, собирают эти подписи и сдают их вместе с остальными документами для окончательной регистрации уже в окружную избирательную комиссию.
От сбора подписей освобождены парламентские партии – КПРФ, ЛДПР, «Единая Россия», «Справедливая Россия», а также партии, которые на федеральных или соответствующих региональных выборах преодолели 3-процентный рубеж. В случае с Забайкальским краем это «Яблоко», которое на выборах в Госдуму в 2011 году набрало 3,43%, и «Коммунистическая партия социальной справедливости», которая на выборах в заксобрание Забайкальского края в 2013 году набрала 3,1%.
Остальные должны собирать подписи – 0,5% от числа зарегистрированных в округе избирателей. В Чите в округах от 7 до 8 тысяч избирателей, и собирать надо от 35 до 40 подписей. На случай брака у кандидата есть возможность собрать на 10% больше подписей. Здесь некоторые кандидаты в Чите погорели, потому что предоставили подписи избирателей, живущих в соседнем округе. Избирком такие подписи забраковал, а собранных для страховки подписей не хватило, или они, опять же, принадлежали избирателям с неправильной пропиской.
Удар судимостью и безденежьем
Ещё одно изменение, из-за которого нескольким кандидатам было отказано в регистрации, касалось порядка извещения избиркома о судимостях. Если раньше кандидаты были обязаны указывать сведения только о неснятых или непогашенных судимостях, то теперь нужно указывать любую – с момента рождения и до настоящего времени. Та же самая информация позже должна была указываться в подписных листах. Несколько кандидатов в Чите новшество не учли, снятые или погашенные судимости не указали, и регистрацию не прошли.
В 2014 году несколько увеличился мизерный избирательный фонд кандидата – с 200 до 300 тысяч рублей. Но понятно, что и эта сумма не может покрыть традиционно дорогостоящие избирательные кампании и, ограничивая бюджеты столь смехотворными суммами, власти создают все условия для вывода предвыборных денег в чёрную ночь серых схем.
Строго 0,5
Некоторые новеллы есть и в порядке проведения процедуры голосования. Если до 2014 года заявление о голосовании за пределами избирательного участка подавалось до 14.00, то теперь то же самое можно сделать до 16.00. Установлен чёткий порядок того, сколько дополнительных бюллетеней могут взять брать с собой члены избирательных комиссий на выезд. Раньше это было не оговорено и на гипотетические 10 заявлений о голосовании за пределами участка можно было взять, например, 20 бюллетеней. Теперь нельзя брать сверху более 0,5% от количества заявлений.
Явка на выборах значения иметь не будет – тут без новшеств. Не будет и строки «против всех». Перспектива её появления – 2015 год, если речь идёт о федеральных выборах. Субъект после этого может ввести эту строчку в бюллетене соответствующим региональным законом.
В тексте статьи были допущены и поправлены неточности. Так, адрес городского избиркома изменён с Бутина, 39 на Чайковского, 35. Уточнены календарные сроки досрочного голосования: с 3 по 9 сентября в городском избиркоме и с 10 о 13 сентября - в участковой избирательной комиссии. Также добавлено следующее предложение: «Время досрочного голосования заканчивается в 16.00 13 сентября».
Из предложения - «Если раньше при досрочном голосовании нужно было указывать причину, которую комиссия могла проверить и отказать в досрочном волеизъявлении, то теперь закон такую проверку не санкционирует» - можно было сделать неверный вывод о том, что причину досрочного голосования в заявлении в избирком указывать не нужно. Это не так - при досрочном голосовании нужно написать заявление и указать причину, но изменения формулировок в законодательстве фактически лишили избирком легальной возможности отказать в досрочном голосовании. В этой связи предложение дополнено следующей конструкцией: «...хотя причину по-прежнему указывать необходимо и у комиссии есть сутки на рассмотрение заявления».