Политика Жадные дети в краевом кармане

Жадные дети в краевом кармане

«Сегодня не стоит сотрясать воздух, говоря о строительстве больниц, детсадов, поликлиник или ещё чего-то. Всё понятно — цифры сами за себя говорят. В Год культуры позакрывали где клуб, где ещё чего».

Бюджет 2015 года и плановый период 2016-2017- годов, обсуждаемый на общественных слушаниях, ожидаемо вызвал множество негативных оценок. Однако показывать пальцем на тающие доходы и пухнущий дефицит, как выяснилось, могут и капризные дети. А помочь краевой казне стать лучше на слушаниях никто не смог.

Пострадавшие от бюджета

Можно смело опускать выступление замминистра экономического развития Лидии Андреевой, представившая прогноз развития края, на основе которого был составлен бюджет. Перечислять названные ей цифры довольно скучно, тем более, что к тому, как мы будем жить в следующем году, прогноз имеет мало отношения.

Министр финансов Андрей Кефер был суров, предупредив в начале, что наступающий год станет сложным не только для края, но и для страны в целом. Эта мысль, очевидно, родилась из параметров главного финансового документа. Так, ожидаемые собственные доходы составят 23,8 миллиарда или 96,8% от потребности. Нехватка вызвана потерей 2,5 миллиарда рублей, в числе которых федеральные деньги, средства от акцизов и так далее. Общий доход бюджета составит 41,1 миллиарда, что на 3,2% больше чем в прошлом году, расход - 46,4 миллиарда – ниже на 9,3%, дефицит, соответственно, 5,3 миллиарда или 14,9% из 15 допустимых.

При всём этом правительство не сидит на месте, а пытается сокращать расходы. Например, на материально-техническое обеспечение госорганов и органов госвласти будут тратить на 25% меньше. Сокращение чиновников унесло из коридоров власти 130 штатных единиц и 6,4% расходов. Однако чиновники не единственные, кто пострадал от бюджета. Социальная сфера по сравнению с 2014-м потеряла почти 40% или 1 миллиард.

Однако даже затянутый на социалке ремень, по словам Кефера, не делает край хуже соседей. Среди регионов Сибири доля этих расходов на душу населения в Забайкалье выше чем в Бурятии, Томской и Иркутской областях.

Неплохо получил фонд медстраха за страхование неработающих граждан. По сравнению с 2014 годом эти расходы выросли на 223 миллиона – до 5,8 миллиарда. Из слов Кефера непонятно, какая цифра страшнее – 560 тысяч неработающих забайкальцев, а это больше половины населения, или потраченная на них сумма.

Майские указы тоже здорово ударят по краевому карману. На повышение зарплат бюджетникам и прочие желания президента необходимо 18,7 миллиарда, но в проекте бюджета предусмотрено только 4,5, в том числе 2,3 миллиарда – на сохранение уровня повысившейся зарплаты.

Дальше министр поливал собравшихся цифрами, как огнём пулемёта, говоря про поддержку сельского хозяйства, социальные выплаты, отчисления муниципалитетам и так далее.

В качестве положительного момента он отметил то, что все социальные гарантии в бюджете сохранены, и закончил выступление.

Без Александра Невского

Глава контрольно-счётной палаты Светлана Доробалюк, слава богу, не стала останавливаться на доходах и расходах. Она отметила, что для сбора основных налогов есть достаточные обоснования, но построены они на непонятном оптимизме. А с учётом наметившихся негативных тенденций возможно сокращение доходов от налога на прибыль организаций, снижение покупательской способности и как следствие — снижение оборота в торговле. Всё это глава КСП порекомендовала учесть в бюджете.

Доробалюк давала дельные советы и не тыкала пальцем в отдельные статьи расходов. Все остальные, поднимавшиеся на трибуну после неё, делали практически наоборот.

Глава Общественной палаты края Денис Лукьянов сразу разложил расходы по полочкам и приклеил к каждой ярлычок. Для образования бюджет 2015 года он назвал бюджетом выживания. По его словам, школы ждёт та же судьба, что и больницы – реорганизация, оптимизация и прочие страшные слова.

Культуру, по данным Лукьянова, вовсе пихнут в нищету. Театрам не финансируются новые постановки, обязательные по госзаданию, и приобретение ГСМ для выездов на гастроли. Эти расходы, вместе с расходами на освещение, коммунальные услуги и так далее, театры вынуждены гасить за счёт предпринимательской деятельности.

В связи с этим глава палаты предложил пересмотреть необходимость строительства музыкального театра, памятника Александру Невскому и ряда других похожих объектов.

Очевидно, что особое раздражение у него вызвали расходы на аппарат палаты. В 2015-м его будут финансировать на 12% процентов меньше, а в 2016-2017 годах и вовсе отрежут 44% от объёма этого года. По этой причине общественникам придётся сократить штат, отказаться от одного из двух кабинетов и прекратить все командировки.

Зима близко

Выступление главы Улётовского района Сергея Савина можно смело называть блестящим. Он первым сорвал аплодисменты за непосредственность, нештампованные фразы и смелое отношение к правительству.

«Сегодня не стоит сотрясать воздух, говоря о строительстве больниц, детсадов, поликлиник или ещё чего-то. Всё понятно — цифры сами за себя говорят. В Год культуры позакрывали где клуб, где ещё чего», - начал Савин, и от его слов стало действительно неприятно. Вероятно, что членам правительства тоже стало неловко.

Бойкий глава продёрнул вице-премьера Сергея Чабана, который «с вдохновением и с восторгом сказал, что в госдуму внесён закон об ответственности руководителей за выплату зарплаты».

С колокольни Чабана закон, вероятно, кажется великолепным. Но сидящий пониже Савин видит, как он будет работать в районах: «Для нашего края это обернётся трагедией. Никого не посадят, но к середине года может так случиться, что половина директоров или руководителей просто уволят с работы. Ведь задержки зарплаты уже наблюдались и у нас, и в других районах».

Небольшой тычок достался и министру финансов, по поводу федерального закона №136, затрагивающего распределение отчислений с подоходного налога: «Мы просчитали, например, бюджет посёлка Ленинск – было 4,5 миллиона рублей, остаётся — 367 тысяч. В администрации поселения Тангинское, в которое входит четыре села, бюджет сократится с 9,5 миллиона до 1,5 миллиона. Было 10% подоходного налога, оставили 2%. Если посчитать что отъехало от сёл и сколько добавилось району, то ничего не сходится. Видимо, Андрей Иосифович, у нас разные таблицы умножения».

Но самая острая и блестящая шпилька досталась депутатам и губернатору Константину Ильковскому, который в это время был на совещании у полпреда в Улан-Удэ.

«Недавно прошли выборы, столько всего было обещано. Ещё на заборах, наверное, висят листовки с красивыми лицами. Все что-то наобещали, а сейчас это затухает. Одного губернатора не так давно с тихого согласия слили. Зима близко, так сказать. Наверное, народ пророчит второму такую же судьбу. Я не говорю, что это обязательно будет. Раз мы все что-то обещали, то давайте стучаться к Нарышкину, Медведеву, Путину. Кто к ним стучался? А то мы как скромный жених на первом свидании», — сказал Савин.

Неизвестно, смотрел ли улётовский глава сериал «Игра престолов», читал ли «Песнь льда и огня», но фразу про зиму он ввернул в точности, как Старк. Только вот стоит помнить, что хороший мужик-правдоруб, твердивший эти слова, распрощался с головой стараниями придворных интриганов.

Лёгкие уколы разработчики бюджета, вероятно, почувствовали и от заведующей отделом социально-трудовых отношений Федерации профсоюзов Забайкалья Ирины Сёминой, которая напомнила, что майские указы – это повышение зарплат не только бюджетников, а всего населения.

«К 2019 году реальная зарплата должна увеличится на 1,5 раза. Этот показатель должен быть достигнут для всех работников, а не в среднем по краю. Чтобы показать такой рост зарплата должна ежегодно расти на 7-8%. Сейчас даже средний показатель роста не достигает 2%. По данным Забайкалкрайстата, в сентябре этого года по сравнению с прошлым она выросла на 1,1%», - уточнила Сёмина.

По её словам, увеличение минимальной зарплаты в бюджете предусмотрено только с октября, а не с начала 2015-го года. В таком случае люди будут обращаться в суды за компенсацией, а это может повлечь расходы бюджета.

В конце концов она призвала правительство отказаться от заморозки социально-значимых выплат, иначе ему придётся решать проблемы оттока населения и прочие последствия низкого уровня жизни.

В Могзон за 1,5 тысячи и до Куки на осле

Понятно, что гендиректор «Забайкальской пригородной пассажирской компании» Николай Гаджала мог говорить только плохо о бюджете, не готовом финансировать пассажироперевозки. Поэтому он решил показать, к чему такое попустительство может привести. Так, если край не сможет субсидировать расходы компании, то она будет вынуждена поднять тариф до экономически обоснованного. После этого билет от Читы до Могзона будет стоить 1,5 тысячи рублей, а до Карымской – 1,1 тысячи рублей.

Коммунист Сергей Сутурин был очень эмоционален и нападал, в основном, на вице-премьера Алексея Шеметова.

Он предложил правительству отозвать законопроекты о приостановке роста социальных выплат и дать людям уверенность в том, что не придётся сидеть на голодном пайке. А иначе он пригрозил назвать губернатора и правительство банкротом, объявив им импичмент.

Учитель и депутат из Новой Куки Валентина Шкурдюк, так же как и Савин, показывала на проблемы села и также заслужила аплодисменты.

«Станция Лесная находится в стороне и нам можно добраться до нашего села только на осле, не считая электрички, которая ходит два раза в сутки. Нет дороги от федеральной трассы до станции. Я обращалась в разные органы, у меня есть документы, но ничего не сделано. Я понимаю, что нет финансов. А почему их нет? Нет производства, молодые люди у нас не работают, пьют и умирают», - смущаясь говорила женщина.

Она признавалась, что не получает обещанных майскими указами 26 тысяч рублей, хотя и имеет высшую категорию. Молодым учителям в сёлах ещё сложнее. Им нужно тратить деньги на съёмное жильё, на покупку дров, а после перевода стрелок – раньше включать в доме свет. В этих условиях замороженные льготы сельским учителям Шкурдюк назвала «унизительной дотацией».

Анатолий Михалёв тоже не ломал шапку, клеймя систему, которая отдала муниципалитетам наиболее неэффективные налоги – земельный и на имущество физлиц, а жирные – на добавочную стоимость, на прибыль, на добычу полезных ископаемых и акцизы передала региональному и федеральному бюджетам.

Закреплённый за муниципалитетами налог на доходы, по его словам, не связан с деятельностью предприятий и не даёт чиновникам прямой заинтересованности в развитии экономики для увеличения налоговой базы. Поэтому им остаётся повышать налоги на землю, экономить на социально незащищённом населении, поднимать арендную плату за помещения для малого бизнеса. Тем самым, набивая бюджет деньгами, муниципалы провоцируют рост цен и отток населения.

«Я лично убеждён, что из двух бедных нельзя сделать одного богатого – при бедных муниципалитетах нельзя в дальнейшем планировать развитие края. Снижение доходов, завышенное прогнозирование поступлений и повышение расходов привело к тому, что даже бюджет столицы Забайкальского края обеспечен на 67% от потребности. Что тогда говорить о других муниципалитетах», - гремел бывший мэр, попрекая непонятно кого снижением расходов на ремонт школ и садов, лифтов и коммунальных сетей.

Капризные дети

Завершил слушания вице-премьер Алексей Шеметов. Очевидно, что за время всех выступлений в нём накопилась раздражённость.

Отвечая на вопросы, ранее заданные зампредседателя общественного совета по туризму при Общественной палате Семёном Шифриным, он ответил, что на замороженной индексации соцвыплат край экономит 133 миллиона рублей. Ему же он рассказал про то, что бюджетный кредит, направленный на замещение коммерческих, увеличился на 700 миллионов рублей, хотя федеральное правительство планировало дать не больше 500. При этом сейчас край намерен привлечь из Москвы ещё 1,5 миллиарда, сэкономив 155 миллионов на процентной ставке в следующем году.

На третий вопрос, заданный Шифриным о политике молчания по поводу положения края во время докладов в Москве, Шеметов отвечал, едва не кипя. Политической подоплёки в этом нет, но есть изменение методики выделения средств. Поэтому краевое правительство намерено изменить систему, которая в настоящий момент мониторит три населённых пункта – Агинское, Читу и Краснокаменск – на число неработающего населения, фонд оплаты труда и индекс потребительской корзины. Понятно, что они не отражают реалии всего края и влияют на финансирование края из Москвы. Сейчас регион намерен включить в мониторинг Борзю, Чару и Могочу, после чего – не раньше, чем через 1,5 года – появятся результаты.

«Теперь, проанализировав все предложения, я прихожу к выводу, уж извините за сравнение, вы ведёте себя… как дети. Как капризные дети. Все предложения звучали как «дай денег». А где взять эти деньги, никто не предложил, за исключением главы Читы, да и от него было предложение о перераспределении налогов», - с жаром нападал на оппонентов Шеметов.

Защищал бюджет он чёткими цифрами возросших трат. За три года на зарплаты в образовании край стал расходовать на 3,8 миллиарда больше. При этом, в 2013 году из 7,3 миллиарда федерация выделила 2,2. А в 2014-м, когда край должен заплатить педагогам 9,2 миллиарда, бюджет страны не дал ни копейки. Социальные расходы ежегодно растут на 600 миллионов и финансируются только своими деньгами. Очередь в детские сады за два года сократилась с 11 до 4,5 тысячи, но расходы на коммуналку и зарплаты выросли на 450 миллионов.

Шеметов приводил ещё немало цифр, иллюстрируя работу правительства, подытожив, впрочем, фразой, что сейчас нужно не зарабатывать политические очки, а вместе думать об экономике края.

Каких предложений хотел услышать вице-премьер о наполнении бюджета от участников слушаний – не вполне понятно. Рекомендация здесь может быть одна – работать. Давить на Москву, стучать в двери Кремля, как старый сердцеед, оптимизировать, помнить про зиму, изыскивать и развивать.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления