Политика Езда под прицелом «Арены»

Езда под прицелом «Арены»

Требовать, чтобы «Арену» охранял сотрудник, всё равно что требовать, чтобы столб принадлежал МВД.

Автолюбители в замешательстве. С появлением на дорогах камер фотовидеофиксации многим пачками приходят «письма счастья» со штрафами. Система «Безопасный город» в Чите, которая включает камеры наружного видеонаблюдения, работает по принципу наполнения бюджета края за счёт штрафов нарушителей и впервые на территории России создана за счёт механизма концессии - договора с предприятием на взаимовыгодных условиях. Главный вопрос для автолюбителей – законна ли работа камер и тех, кто их устанавливает?

Выгода ради выгоды

Система «Безопасный город сложна для понимания и не до конца выстроена не только в Забайкалье, но и на федеральном уровне. Она состоит из системы оповещения населения о ЧС, системы «112», видеонаблюдения, фиксации нарушений правил дорожного движения и многого другого. Каждая часть находится в ведении какого-то отдельного федерального органа власти. Наружное видеонаблюдение на улицах города для профилактики и выявления правонарушений — это отдельная и острая тема для читинцев. По сути, никакой чёткой системы в городе прежде не было, поэтому автомобилисты в Чите спокойно могли чувствовать себя королями на дороге, за действиями которых никто не следит.

«Тему постоянно культивировали, за неё наказывали органы региональной власти, и требовали исполнения. Но понятно, что при текущем состоянии региональных бюджетов, в том числе и в Забайкалье, нереально найти денег на исполнение этой задачи. Можно сколько угодно отчитываться, но, тем не менее, факт остаётся таким. Во времена, когда ситуация с финансированием была проще, камеры устанавливали, но, как и любая техника, на данный момент они устарели. Если качество разрешения на период их установки ещё соответствовало техническому прогрессу, то сейчас его уже не хватает для распознавания лиц», - говорит вице-премьер правительства Забайкальского края Алексей Шеметов, являющийся председателем комиссии по безопасности дорожного движения в регионе.

Минуя идею создать систему безопасности за счёт бюджета, власти нашли иной выход и решили рассмотреть концессию (договор с частным предприятием о временной сдаче в эксплуатацию каких-то объектов на определённых, согласованных сторонами условиях, но с последующим обогащением бюджета, - авт.) с телекоммуникационной компанией «Ростелеком». «В рамках Красноярского экономического форума ещё 2014 года у меня состоялись первые переговоры с представителями компании. Они предложили использовать механизм концессии, который в этой сфере для страны был абсолютно новым», - пояснил Шеметов.

В мае «Ростелеком» стал единственным участником конкурса на торгах, объявленных правительством, и спокойно их выиграл. В итоге компания по договору купила оборудование за счёт своих средств, установила и начала эксплуатировать всё необходимое для реализации системы видеоконтроля за дорогами. Система предполагает фотовидеофиксацию нарушений ПДД и рассылку уведомлений нарушителям. Кроме того, правительство Забайкальского края по договору отдаёт победителю земельный участок для строительства центра мониторинга и обработки данных. Выгода для «Ростелекома», по мнению Алексея Шеметова, в том, что компания, используя свои каналы передачи данных, эксплуатирует российскую технику нового поколения, способную распознавать лица и номерные знаки, получая изображение в отличном разрешении. Выгода для правительства - деньги со штрафов направляются в краевой бюджет, и сама система безопасности работает за счёт штрафов, а не за счёт бюджета. Размер выплат «Ростелекому» в рамках концессии рассчитывается, исходя из начисленных и уплаченных правонарушителями штрафов. Деньги в бюджет региона поступают целевым потоком.

«Все штрафы, взыскиваемые с помощью оборудования, зачисляются в дорожный фонд, при этом структура поступления и расходования денег очень прозрачна. Дорожный фонд можно легко проконтролировать, поскольку там есть только девять основных направлений, куда могут быть направлены средства. Появилась возможность компенсировать затраты, понесённые компанией на создание системы за счёт штрафов, которые оплачивает правонарушитель, а не как это бывало прежде, путём выделения прямых бюджетных инвестиций и использования определённого лимита, который ты тратишь и получаешь оборудование в государственную собственность», - пояснил вице-премьер.

В течение 8-9 месяцев власти края разрабатывали всю нормативную базу под проект, были просчитаны все затраты и возможные риски: «Сегодня мы готовы, как первопроходцы, поделиться опытом с другими регионами». Проект будет завершён к февралю 2016 года. Всего предусмотрено четыре этапа, срок окупаемости - пять лет. Дальше полными владельцами этой системы становится правительство Забайкальского края. По условиям концессионного соглашения, в собственность перейдёт земельный участок, на котором будет возведён центр фото-видеофиксации, само это здание и оборудование, установленное на улицах города. Все основные вопросы, связанные с работой системы «Безопасный город», возложены на краевой департамент по ГО и ЧС. Именно этот орган будет интегрировать задачи, и как связующее звено определять политику безопасности.

«Арены» и неизвестные вокруг них

На сегодня завершён первый этап работы системы. Пока в круглосуточном режиме работают 26 стационарных камер автоматической фотовидеофиксации, дополнительно действуют пять мобильных комплексов фиксации нарушений правил дорожного движения (ПДД) и 30 передвижных комплексов фиксации нарушений скоростного режима «Арена». Далее компания установит стационарные и мобильные рубежи фотовидеофиксации, а также оснастит камерами места массового скопления людей и перекрёстки для мониторинга потока. Более того, по словам Шеметова, 18 комплексов «Арена» прошлого поколения, из которых в рабочем состоянии осталось только три, по условиям конкурса тоже должны быть реконструированы и использованы в работе системы. Вся видеосистема работает при помощи волоконно-оптических линий связи «Ростелекома».

Одним из условий, предъявленных к концессионеру правительством Забайкальского края, был наём в качестве подрядчиков тех компаний, которые работают на территории Забайкалья. С ними заключается публичный конкурс, и по сути любая компания может принять в нём участие. Пока такой является ООО «Эверест», о деятельности которой ничего не известно. Проще говоря, операторы «Арен» - простые гражданские люди, которых проинструктировали и обучили выставлять камеры.

Вопрос, каким образом люди, не имеющие ничего общего с полицией, могут работать на дороге и следить за нарушениями, становится самым острым. Многие из автообщественников пытаются уличить людей в нарушении закона «О полиции» и административного регламента, и, главное, найти погрешность и ошибки в измерениях. Один из «пострадавших», пожелавший остаться неизвестным, рассказал, что подал иск в суд на оспаривание своего штрафа, поскольку, якобы, выписан незаконно. Ещё одно из чётких убеждений – сотрудники, дежурившие возле камер, получают свою зарплату по количеству собранных штрафов, поэтому стараются сделать улов побогаче и делают неправильные замеры. Однако, по мнению сотрудников ГИБДД, чтобы выставлять «Арены», особого ума не надо – необходимы лишь элементарные знания о том, как пользоваться компьютером и рулеткой.

«Сам комплекс ставится по специальной вешке, под углом в 22 градуса к направлению движения транспорта. После этого на ноутбуке, связанном с «Ареной» по радиоканалу, выставляется режим работы – это предел скорости, установленной на данном участке, и порог, с которого начинается фиксация. Также забивается адрес, - рассказал начальник Центра видеофиксации ГИБДД УМВД России по Забайкальскому краю Сергей Чаплыгин. - Когда операторы привозят работу, мы смотрим, насколько корректно выставлялась «Арена», как внесён адрес, какой порог скорости там был выставлен. Если оператор в чём-то ошибся, то вся его работа уходит в брак и не обрабатывается вообще, соответственно, он зарплату за этот день не получает. Зарплата оператора в принципе не зависит от количества нарушений».

1 из 2

Кроме первичных настроек, по словам Чаплыгина, оператор ничего не делает и сделать не может. Сама «Арена» опечатана, а в «голове» размещён ключ электронно-цифровой подписи комплекса, похожий на флешку. Туда пишутся фотоматериалы с нарушениями, которые потом сотрудники ГИБДД у себя снимают и обрабатывают. «По большому счёту, операторы даже не на 100% знают, какие там машины у него зафиксировались, и, конечно, понятия не имеют, кому эти машины принадлежат. Все решения по материалам с «Арен» принимает ГИБДД».

Утверждения, что операторы нарушают законы, по разъяснениям начальника центра, не могут быть правильными. В большинстве случаев недовольные автомобилисты цепляются за пункт в инструкции «Арен», где сказано, что она используется сотрудниками ГИБДД для мониторинга потока: «Но в действительности эти операторы никак информации и не касаются. Мы их информацию и используем. В данном случае оператора можно сравнить со столбом, на котором висит стационарная камера. Но к столбу претензий нет. Так вот требовать, чтобы «Арену» охранял сотрудник - всё равно что требовать, чтобы столб принадлежал МВД», - поясняет Чаплыгин.

В некоторых регионах система оплаты напрямую зависит от количества зафиксированных нарушений. В Забайкальском крае за основу взята фиксированная плата, то есть некоторые «Арены», по словам Чаплыгина, могут зафиксировать по пять-шесть нарушений в день, или вообще ни одного - в любом случае оператор получит ту же оплату. Табличка «Фотовидеофиксация» и разметка применяются только рядом со стационарными камерами. Такая табличка не может быть одна и размешается вместе с другими дорожными знаками, например, «Ограничение максимальной скорости». Поэтому никакого графического предупреждения о выставленных «Аренах» не может быть.

Дорогое удовольствие

Тем не менее, нерадиво работать с камерами никому бы и не позволили, поскольку слишком дорогое это удовольствие. Система, по прогнозам директора макрорегионального филиала «Ростелекома» Максима Кудрявцева, станет крупнейшей в Сибири и потребует не менее 500 миллионов рублей инвестиций. Цифры не взяты из воздуха. Например, Чаплыгин привёл данные, согласно которым стоимость оборудования на одном перекрёстке составляет около 12 миллионов рублей. Камеры «Кречет», которые фиксируют превышение скорости по пути в аэропорт, стоят менее 4 миллионов рублей каждая, «Арена» на треноге стоит около 600 тысяч, а её современный аналог больше 1,5 миллиона рублей. Если учесть, что всего в Чите предполагается установить 89 камер фотовидеофиксации и 135 камер наружного видеонаблюдения, получается весьма внушительная сумма.

Роль ГИБДД – незаметна и страшна

Во всей этой сложной системе незаметнее всего выглядят сотрудники ГИБДД. Тем не менее, принятия решений об уплате штрафов возлагается на них. Уже сегодня силами «Ростелекома» отправлено 30 тысяч уведомлений. Ещё одна роль вершителей правопорядка – определить места, где и когда стоят «Арены». Это график утверждается исполняющим обязанности начальника ГИБДД края, там указаны места и время работы. Как правило - это с 8.00 до 16.00 или с 12.00 до 20.00.

Сотрудники ГИБДД обучают операторов элементарным правилам, как выставлять камеры. «На самом деле, наверное, можно как-то не так выставить камеру, но она вряд ли даст такую уж большую погрешность. Сложно сделать так, чтобы скорость завышалась, честно говоря, не знаю, какой это должен быть угол. От «головы» «Арены» до грубо середины полосы, а именно до той точки, где едут автомобили, должно быть 3-5 метров. У нас обочины нет, и когда операторы выставляют по рулетке, улетают куда-нибудь в кусты», - уточнил Чаплыгин.

Среди нарушений, которые фиксируют камеры, самое распространённое это, конечно же, скорость. Кроме этого, есть выезд на встречную полосу, красный свет, не представление преимущества пешеходам, неверная остановка и стоянка, нарушение требований знаков и разметки, там же учитываются стоп-линии.

Пока многое из работы системы остаётся непонятным для обывателя. Автообщественник и руководитель клуба любителей внедорожников "Диверсант" Семён Шифрин говорит,что некоторые обстоятельства системы доведены до абсурда.

"Для водителя автомобиля непонятна технология, как производятся замеры и куда «стреляет» камера, в каком направлении. Самое главное, непонятно, как программа «Безопасный город» сочетается с общей программой организации дорожной нормы. Это нужно знать, потому что многие автолюбители уже задают вопрос, почему там, где раньше можно было ездить 60 километров в час, сейчас ограничение снизилось до 40 километров. Никто не спорит в необходимости и законности установки камер, но не стоит доводить до абсурда и снижать скоростной порог. При современных автомобилях такое изменение не играет никакой роли, потому что эффективность тормозов у них очень высокая", - отметил он.

Система полезна для обеспечения порядка в городе и свою эффективность уже показала. Штрафы дисциплинируют, а этого не хватает нашему читинскому водителю. Другой вопрос - сохранится ли законность и чёткость на всех ступенях сложной системы и будут ли деньги исправно пополнять бюджет. Пока этот вопрос остаётся открытым.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления