Политика Страна и мир Реабилитация медицины руками Давыдова

Реабилитация медицины руками Давыдова

За эти три года мы сделали серьёзную операцию медицине - вырезали всё, что можно и нельзя.

Быть министром здравоохранения, кажется, сложнее всего. Слишком запущенная это отрасль жизни Забайкалья, поднять которую не получится лёгким движением руки и парой удачных указов. Когда врио губернатора региона Наталья Жданова представляла медикам нового министра в лице директора «Академии Здоровья» Сергея Давыдова, она сказала, что сам врач не хотел этого назначения, обмолвилась о советской закалке и истинном смысле слова «надо».

По инициативе Ждановой, в основных медучреждениях проводилось анкетирование, в котором предлагалось выбрать будущего народного министра - того, кто будет нужен самим медикам. Результаты анкетирования широкой общественности, кстати, так и не сообщили, но во время собрания главврачей 22 апреля Жданова рассказала, мол, среди других фамилий уважаемых людей в результатах голосования очень часто - а потом поправила на «наиболее часто» - упоминается имя Сергея Давыдова.

«Несмотря на всю проведённую работу, министром должен быть профессионал высочайшего уровня и практик, знающий здравоохранение изнутри. Он должен разбираться в финансовой сути минздрава, иметь авторитет, узнаваемость в Москве. Сергей Олегович принял моё предложение без восторга и не сразу, но всё-таки согласился. Наверное, потому что мы ещё относимся к поколению, которое в слово «надо» вкладывают его истинный смысл», - подчеркнула Жданова и пригласила к трибуне Давыдова.

Знающий проблему изнутри

Сергей Давыдов родился в Чите, окончил ту же школу, что и Наталья Жданова - гимназию №4 с углублённым изучением китайского и английского языков. Он кандидат в мастера спорта по шахматам, что, кстати, очень помогло ему в одной из партий с экс-губернатором региона Константином Ильковским. Во время чемпионата России в Чите Давыдов и Ильковский сыграли партию вничью на огромной шахматной доске в парке. Помню, сам Ильковский тогда обмолвился, что его ждало поражение, но кто же рискнёт выиграть у губернатора. Сошлись на ничью.

Давыдов окончил Читинский государственный медицинский институт. Два года проработал там клиническим ординатором кафедры травматологии, ортопедии и военно-полевой хирургии, с 1986 по 1988 год трудился врачом-травматологом экстренной помощи областной клинической больницы. Последующие 15 лет Давыдов заведовал травматолого-ортопедическим отделением Областной клинической больницы Читы и в это же время был главным травматологом региона. В 90-м году защитил кандидатскую диссертацию, а в 2003-м – докторскую по травматологии в Санкт-Петербурге, а с 2008-го стал профессором кафедры травматологии и ортопедии ЧГМА. В 2013 году получил звание заслуженного врача России.

В бизнесе Давыдов 22 года - в 1994-м организовал медико-фармацевтическую компанию «Ортопро» и руководил ею до 2002 года. Потом создал «Центр эстетической стоматологии и имплантологии», а в 2009 году открыл «Академию здоровья», которой руководил до самого назначения, и теперь неизвестно, кому передаст руководство.

О себе на представлении в должности министра Сергей Давыдов рассказал немного - в 2004 году окончил открытый английский университет «Линк», специализирующийся в менеджменте, что, по мнению врача, очень помогло ему в понимании финансов и экономики медицины. «Очень много ездил на стажировки в Европу и Америку, имею представление об особенностях зарубежной медицины. Я практик, который знает все изнутри. Обучался у Филиппа Котлера, Игоря Манна - с ним мы много общались по вопросу как сделать медицину лучше. Самое интересное, я слышу все разговоры не здесь, а в кулуарах», - нескромно обмолвился Давыдов.

Мы не можем не констатировать, факт, что оптимизация в регионе действительно прошла ради оптимизации. Вопросов стало слишком много – утечка кадров, недостаток финансирования федеральных программ, мизерные зарплаты, ниже уровня других регионов Сибири. Найти ответы на эти вопросы самостоятельно невозможно, быть может, поэтому выступление, которое подготовил Давыдов уже в роли министра, состояло больше из обозначения проблем, а не ответов как же решить их.

«Вырезали всё, что можно»

Отличие Давыдова от предыдущих министров в том, что он смотрит на здравоохранение, как на огромный бизнес-механизм, со всеми логистическими, экономическими и клиентскими уловками. Модель медицины, которую хочет внедрить в крае Давыдов, отчасти уже апробирована на «Академии здоровья», единственная разница в том, что своё учреждение медик создавал с нуля, а теперь ему придётся переделывать уже закоренелые устои и порядки в целом крае.

«Реформа здравоохранения нужна, экономика должна соблюдаться и жить мы должны по средствам. Но важно, что реформы не должны болезненно обходиться нашему обществу. За эти три года мы сделали серьёзную операцию медицине - вырезали всё, что можно и нельзя. При этом мы потеряли очень много крови и рассорились со всеми врачами, которые оперировали, говоря им, что они якобы не умеют этого делать. Сейчас медицина находится в тяжёлом состоянии – в реанимации. Нам надо её выхаживать и лечить», - объясняет он свои обязанности метафорой.

Проблемы, которые нащупал Давыдов в действующей системе здравоохранения, далеко не новы: во-первых, это тщетные попытки удержать кадры в регионе при невысоких зарплатах, плохой инфраструктуре и элементарном неуважении к медперсоналу, тесно связанном с таким же отношением к пациентам.

«Почему в поликлиниках надо стоять по 4 часа и не получить направление в то учреждение, куда нужно по показаниям? Главное, почему население Забайкалья должно в больницах нервничать? Я надеюсь, что мы начнём отвечать на эти вопросы вместе. Я открыт и коммуникабелен, считаю себя честным и порядочным, никогда не воровал. Я нацелен на результат и работаю очень цепко», - продолжает Давыдов.

Вторая проблема, которую объясняет министр, более системная – низкая доступность медицины, отсюда - снижение рождаемости, повышение смертности, что, по мнению Давыдова, чиновники решают исключительно переписками, но не смотрят в корень проблемы.

«Что мы сделали неправильно, сократив койки? На самом деле мы должны думать о конечном продукте. Они были для чего-то, были выстроены логистические цепочки. А мы убрали койку, но ничего не предположили взамен. В результате не стало доступности и качества медицины. Особенно это касается первичного звена – там мы ничего не сделали. Не финансировали его, не обучали врачей, не отработали взаимодействие. У нас сервис и мышление медперсонала требует серьёзной коррекции», - перечисляет Давыдов.

Министр приводит один маленький пример: в гардеробе в поликлинике №7 висит объявление: «Верхняя одежда без петель не принимается. Какое ощущение будет у маленькой бабушки, когда она придёт, и у неё оторвалась петелька на пальто? У неё будет сопротивление, она будет думать, что всем обязана. А на самом деле – купил 10 вешалок и вопрос решён. Человек должен получить медуслугу вовремя и со всей вежливостью».

Не обошёл вниманием Давыдов и проблемные вопросы районов. По сути, проблемы такие же, что и в столице края, но усугублены отсутствием контроля и внимания:

«Нужно провести скрупулёзный аудит районов. Вот кто из главных врачей, скажем, знает, сколько стоит электроэнергия, тепло и вода в расчёте на один квадратный метр в больнице? Кто знает, что такое бережливое производство? Конечно, надо дать волю. Мы как-то разговаривали с главврачами в Агинском, предлагали идею, чтобы они ввели подсобное хозяйство. Казалось бы, своё производство, качественное питание, а проблем возникает ещё больше из-за содержания этого скота. Я думаю, что обязательно в районах надо привлекать глав администраций, чтобы власти не оставались в стороне и поддерживали медучреждения», - подчеркнул Давыдов.

Свой в Москве

Наталья Жданова неслучайно упомянула факт, что министр должен быть узнаваем в Москве. Сейчас это, наверное, действительно важно, поскольку край не справляется своими силами, и будет только набирать долги, если не сможет найти помощи в федеральном центре. Говоря о взаимоотношениях с Москвой, Давыдов с интересом рассказывал, что готов предложить мощную правительственную программу сохранения кадров. Это не просто миллион рублей по программе "Земский доктор", не только квартира, но и инфраструктура. "Приедет доктор в Александровский завод – ему же надо будет куда-то выйти, провести выходной, сводить детей. Как сделать так, чтобы кадры пришли к нам? Тут нужен финансовый резерв", - поясняет министр. Как найти этот финансовый резерв и есть ли уверенность, что его выделят из федерального бюджета? Это покажет время.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления