Политика На грани выборов

На грани выборов

В обойме остаются те, кто не представляет опасности для партийных кандидатов, претендующих на звания неформальных лидеров предвыборных кампаний.

Эта история обещала быть интригующей, но не столь безапелляционной, как вышла на самом деле. Сценарий мог бы показаться интересным, если бы это действительно было кино. В реальности речь идёт том, как будут жить забайкальцы в ближайшие годы, и о том, что при самом вероятном сценарии им, похоже, отведена роль массовки, а далеко не тех, кто сам выбирает своё будущее.

Дежавю имени Ильковского

Этих выборов изначально не должно было быть, если бы не февральская отставка занимавшего тогда пост губернатора Забайкальского края Константина Ильковского. Тогда всё сложилось на удивление гладко: от перешёптываний об отставке до официального сообщения о назначении временно исполняющей обязанности главы региона прошло меньше суток. В тот момент «случайно» Ильковский полетел как бы в очередную рабочую командировку, в столице «случайно» в разгар парламентской сессии оказалась и председатель краевого заксобрания Наталья Жданова, для которой, с её же слов, предложение стать врио было неожиданным.

Спустя несколько месяцев она предказуемо обошла главу Сретенского района Александра Петрова, председателя молодёжного парламента Екатерину Фисун, депутата заксобрания края Евгения Смирнова и главу компании «Водоканал-Чита» Андрея Ядрищенского на праймериз «Единой России», противопоставив свои 75 процентов голосов 25 процентам, отведённых остальным претендентам. И хоть исход губернаторских дебатов на праймериз был заранее известен, о победе Натальи Николаевны объявляли так, будто это была уже финальная победа выборов. Этот этап уже был частью истории про выборы губернатора Забайкальского края, о многих деталях которой можно только догадываться.

Несмотря на то, что основной идеей предвыборной кампании Ждановой стало исправление ошибок команды Ильковского, она во многом напоминала его вход в политические круги Забайкалья: то же сметание министров в первые недели работы (пусть у Ильковского оно было несколько масштабнее), те же летние поездки по районам в ранге врио, те же обещания будущего, которое вот-вот наступит и в котором всё будет хорошо. Правда, Ильковский обещал построить мосты и запустить заводы, Жданова обещала заводы и перспективных инвесторов из Китая (китайцев Ильковский стал обещать уже после выборов). Всё та же поддержка из Москвы, всё тот же ставленник Кремля, назначенец Владимира Путина.

Народным голосованием Константин Константинович выбирал министра культуры Виктора Колосова, Наталья Николаевна – министра здравоохранения Сергея Давыдова. Впрочем, история Ильковского в Забайкалье с назначения врио только начиналась, у Натальи Ждановой же она продолжилась отстранением от должности тех, кого недавно ещё хвалила как раз за причины отстранения.

Работа Натальи Ждановой после назначения оказалась богатой на народные форумы «Забайкальцы - Забайкалью» и народные гулянья. Общим символом мероприятий стала ветка багульника (как символ региона разработанная именно командой Ильковского). Она же красовалась на предвыборных баннерах Натальи Ждановой и кандидатов в Госдуму Николая Говорина и Василины Кулиевой. Директор фирмы «Эллипс», изготовившей эти агитационные материалы, Александр Конопасевич заявил о том, что право пользоваться макетами баннеров было предоставлено только трём вышеперечисленным персонам. К слову, избирательная комиссия баннеры «Я – забайкалец, мы - забайкальцы» агитационными не признала. Меж тем, точно такая же багуловая ветка в августе украсила промышленно-инвестиционный совет в Чите, который закрыли от СМИ и который возглавляет скоропостижно ушедший в отставку экс-глава администрации Читы Владимир Забелин. Его заместителем стал победитель праймериз «Единой России» по Даурскому одномандатному округу, первый заместитель генерального директора – исполнительный директор уранового холдинга «Атомредметзолото» Виктор Святецкий. После праймериз оказалось, что «Единая Россия» решила не выставлять своего кандидата от партии по округу. Впрочем, за эти месяцы не раз приходилось слышать, что Святецкому прочат кандидатство в губернаторы Забайкалья на следующих выборах.

Всё лето людей веселили и говорили им о перспективных проектах и удачном решении проблем с зарплатами и отпускными выплатами. Сколько средств ушло на пляски и разговоры под багульником, неизвестно. В перерывах между частушками и переливами гармошки почти не говорилось о том, что зарплат в Забайкалье даже при уже имеющейся помощи из Москвы хватит лишь до октября. Какой именно суммы не хватает региону, врио губернатора на своей финальной в этой должности пресс-конференции ответить не смогла, дважды повторив расплывчатое «это необходимая сумма». Было ли это связано с неподготовленностью к вопросу или нежеланием называть сумму, тоже неизвестно.

Венцом предвыборной поддержки Натальи Ждановой Кремлём стал приезд в Читу десанта федеральных министров во главе с премьер-министром Дмитрием Медведевым. В регионе, где через несколько недель не будет денег на зарплаты, он провёл совещание, посвящённое охране труда, и передал 13 автомобилей скорой помощи, купленных по федеральной программе. Московские гости предпочитали говорить не о способах помощи региону, а об общефедеральных задачах, чем снискали этой поездке славу самого бесполезного за последние годы визита.

На фоне рапортов о выходе из финансового пике и фотовспышек рядом с vip-персонами малозаметным оказался теперь уже постоянный кандидат в губернаторы от КПРФ Николай Мерзликин. Его сторонники ссылаются на ограниченность в финансах и на то, что все силы были брошены на поездки по районам. Мерзликину прочат выход вместе со Ждановой во второй тур, если явка на выборах превысит 30-35%. В случае более низкой явки он в разы проигрывает ей хотя бы по количеству агитации и появления в СМИ.

Самыми незаметными в предвыборной гонке оказались кандидаты Тагир Аглямов и Анатолий Вершинин, которых злые языки (здравые люди) именуют не иначе как техническими.

Кандидаты проходные и непроходные

Выборы депутатов Госдумы по Читинскому одномандатному округу отличались спокойствием и размеренностью. Все несколько месяцев перед выборами присутствовало чёткое ощущение, что те, кто выдвинул здесь свои кандидатуры, уже отдали победу недавно сложившему с себя обязанности депутата Госдумы Николаю Говорину, который идёт на выборы от «Единой России» и в разъездах по районам провёл не одну неделю.

Ситуацию вряд ли могли изменить, но точно сделали бы кампанию ярче две представительницы неформальной партии «Метагалактическая гражданская конфедерация России» Светлана Бобовская и безработная Кристина Киреева. Ни одна, ни вторая не смогли преодолеть фильтр сбора подписей.

Совершенно другая картина наблюдалась на Даурском одномандатном округе. О желании баллотироваться в Госдуму в июле заявила первый секретарь читинского городского отделения КПРФ и депутат читинской гордумы Екатерина Щербакова. Однопартийцы, возмущённые тем, что она возжелала конкурировать с идущим по этому же округу первым секретарём краевого комитета партии Юрием Гайдуком, исключили её из КПРФ. Не сумев собрать необходимое количество подписей, одна из сильных кандидатов на победу первой из самовыдвиженцев выбыла из гонки.

Отдельного внимания на Даурском округе требует кандидатура лидера краевого отделения ЛДПР Василины Кулиевой. Пока её руководитель Владимир Жириновский на федеральных каналах говорил о том, что время одной правящей партии прошло и пора бы вывести на политическую арену две партии власти, одной из которых может быть ЛДПР, Василина Васильевна начала свою предвыборную кампанию с баннеров, точь-в-точь похожих на баннеры продвигаемых «Единой Россией» Ждановой и Говорина. Менять наружную агитацию Кулиева начала в августе после скандала в СМИ и запросов журналистов, адресованных непосредственно Владимиру Жириновскому.

Косить самовыдвиженцев

Первым из «даурских» свои документы в избирком сдал редактор газеты «Вечорка» Владимир Кантемир, который ради выборов сменил фамилию на Праницкий-Кантемир. К репутации газеты и методам сбора информации в ней можно относиться по-разному, но трудно спорить с популярностью её редактора в районах. После проверки подписей избирком снял его с выборов из-за многочисленных нарушений в представленных документах.

Уже после этого издание разместило на улицах Читы баннеры с изображением героев басен Крылова и подписями «А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь!», «За козла отвечу!», «Денег нет, но вы держитесь!». Сразу после появления эти конструкции неизвестные пытались сорвать. Власти Читы тут же подняли вопрос о демонтаже незаконно установленных рекламных конструкций. О том, с каким успехом продвигается дело и продвигается ли оно, информация перестала поступать после того, как рекламная группа «Гвозди» сняла все баннеры «Вечорки», похожие на баннеры Ждановой, Кулиевой и Говорина.

«Директор рекламной фирмы позвонил и сообщил, что все наши баннеры демонтированы, поскольку на него давят и он может потерять свой бизнес, если не уберёт их. При этом сами рекламные незаконные конструкции остались на месте, никто их не трогает. Незаконность конструкций – лишь повод для властей, чтобы убрать неугодную рекламу нашей газеты», — объяснил Владимир Праницкий-Кантемир.

На этом газета не остановилась и напечатала пару шаржей на Василину Кулиеву и Наталью Жданову, за что избирком инициировал приостановление выпуска «Вечорки» до дня выборов. Редакция ответила судебным иском, так как решение комиссии, по мнению её сотрудников, основано на фальшивых жалобах.

Последним самовыдвиженцем, отстранённым от выборов в Госдуму, стал Павел Новиков. Ему удалось зарегистрироваться в качестве кандидата, однако вслед за регистрацией в суд прилетели иски от выдвигающихся по Даурскому округу Александра Щебенькова, Андрея Попова и кандидата от «Патриотов России» Геннадия Щукина. Забайкальский краевой суд признал регистрацию Новикова незаконной, Верховный суд России оставил это решение в силе. Так самовыдвиженцев на выборах в Госдуму не осталось вовсе.

И дело даже не в злом умысле суда или избиркома, дело в федеральном законодательстве, очень строгом именно к самовыдвиженцам. По нему практически любого из них можно выбить из гонки, стоит только подать иск. В обойме же остаются те, кто не представляет опасности для партийных кандидатов, претендующих на звания неформальных лидеров предвыборных кампаний.

Впереди 18 сентября. Наверное, можно махнуть рукой и остаться в стороне от того сценария, который вроде как уже прописан заранее. Можно считать, что от одного голоса ничего не зависит. Можно поехать разбирать теплицу на даче или делать маринады для овощей. А можно взять паспорт, прийти на участок и проголосовать, впоследствии зная, что ты либо пытался изменить ситуацию, либо сумел сделать это. В конце концов, роль массовки заканчивается с первым шагом из сценического полумрака, с первым громко сказанным словом.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления