Власти Забайкальского края, по мнению депутата Госдумы Николая Говорина, «очень вяло» участвуют в федеральных целевых программах и выглядят «очень несимпатично» на фоне Иркутской, Амурской областей и Бурятии – из 93 миллиардов рублей, выделенных на развитие Байкальского региона и Дальнего Востока, в Забайкалье поступило лишь 1,6 миллиарда.
Причины вялости краевой власти Говорин перечислил 25 октября в Чите на встрече с депутатами фракции «Единая Россия» Законодательного собрания региона, на которой присутствовали представители краевого правительства и министерств.
Скромно пролетели
«Краевое правительство не проявляет инициативы, не готовит документацию. Сейчас на федеральном уровне работают 43 программы, а Забайкальский край участвует только в трёх подпрограммах. В них вошли всего четыре района – Каларский, Краснокаменский, Александрово-Заводский и Газимуро-Заводский», - сказал Говорин.
Он уточнил, что Забайкалью из-за низкой активности исполнительной власти региона не нашлось места в программе развития Байкальского региона и Дальнего Востока, по которой до 2018 года из федеральной казны будет направлено 93 миллиарда рублей. Доля Забайкальского края – 1,6 миллиарда, которые, в основном, потрачены на реконструкцию и строительство дорог регионального и местного значения, а также федеральной трассы Чита – Хабаровск.
«Регион в 2014-2015 годах смог войти в федеральные программы, по которым уже были выделены целевые деньги – 1,3 миллиарда рублей на реконструкцию аэропорта в Чаре и 1,7 миллиарда на реконструкцию аэропорта в Краснокаменске, причём второй объект Москва готова была профинансировать на 100%. Сейчас мы уже пролетели», - возмутился Говорин.
По его словам, много неосвоенных средств у Службы единого заказчика, у которой в 2014-2015 годах были большие объёмы из федерального бюджета.
«Освоение нулевое. В частности, не освоены 924 миллиона рублей на реконструкцию подъездов от трассы «Амур» к Песчанке, Нерчинску, руднику Ключевский. Дороги возле Ксеньевки, Сретенска, Олочи, Тупика, трасса Краснокаменск – Мациевская», - перечислил Говорин.
Всего регион в 2016 году реализовал проектов на общую сумму 1 миллиард рублей, что в разы меньше, чем соседние субъекты. Так, Красноярский край освоил по федеральным программам 12 миллиардов; Томская область – 5; Иркутская область – 3,8; Бурятия – 3 миллиарда рублей.
По словам Говорина, сейчас уже нельзя попасть в действующие программы, но есть возможность взаимодействовать с министерствами России, чтобы получать средства, которые возвращают в бюджет регионы, не выполнившие обязательства. Для этого нужно иметь свои готовые региональные программы, под которые просить деньги, а их сейчас нет.
Нечем добавить
Депутат краевого парламента Александр Филонич в ответ на упрёки Говорина заявил, что федеральные программы требуют серьёзного софинансирования, которое край обеспечить не в состоянии.
«Взять, к примеру, программу по строительству школ, которых в крае крайне не хватает. Наталья Николаевна (Жданова – ред.) говорила, что надо построить 80 школ. Правительство России предлагало профинансировать 50 школ на 1 200 мест каждая по всей стране. В итоге лишь 25 регионов смогли войти в программу, поскольку нужно из местного бюджета добавить 30% от стоимости объекта, а это 350-400 миллионов. Сделать это нужно уже в 1-м квартале 2017 года. Мы такую сумму заложить в бюджет не можем, в итоге опять пролетим и ни одной школы не построим», - посетовал Филонич.
Его поддержал депутат заксобрания – руководитель «Силикатного завода» Андрей Никонов, который отметил, что федеральные средства не осваиваются, поскольку не вкладывается доля из краевого бюджета.
«Застройщики по программе строительства детских садов брали кредиты, объекты построили, а с ними не рассчитались. То же самое с ветхим жильём и квартирами для детей-сирот. Наше предприятие построило около 500 квартир для переселенцев из аварийного жилья и сирот, в результате получили предбанкротное состояние. По детскому саду, построенному «под доброе слово экс-губернатора Константина Ильковского», до сих пор с нами не рассчитались, хотя объект сдан и эксплуатируется. В итоге из-за нехватки финансирования мы не можем участвовать в новых аукционах», - заявил Никонов.
Он также напомнил, что стоимость одного квадрата жилья по федеральной программе – 30 тысяч рублей, что не соответствует реальным затратам.
Сделать паузу
И.о. вице-премьера по социальным вопросам краевого правительства Аягма Ванчикова пояснила, что программ, действительно много, есть возможность получать федеральные деньги на развитие сельского хозяйства, культуры, здравоохранения, образования, но софинансировать их край не в силах.
«В новой должности я провела инвентаризацию финансовых обязательств региона по федеральным программам – есть необходимость сделать передышку, чтобы расплатиться с долгами. Мы сейчас задыхаемся оттого, что надо и здесь расплатится, и тут не упустить. Нужно сначала привлечь в регион инвестиции, наполнить бюджет, а потом его тратить», - сказала Ванчикова.
О необходимости сделать паузу заявил также исполняющий обязанности заместителя председателя правительства края Дмитрий Кочергин, который пояснил, что долги накопились в 2013-2015 годах, а расхлёбывать - новому губернатору и новому правительству.
«Дыра примерно 6-8 миллиардов, мы ещё сами не понимаем, сколько. Ладно, добросовестные строители построили, а им не отдали деньги, а есть масса случаев, когда берём федеральные деньги, строим непонятно что, за это никто не отвечает, а нам прилетает 90 миллионов рублей возврат в федеральный бюджет. По факту за это ответят бюджеты 2016-2017 годов», - сказал Кочергин.
Он подчеркнул, что «сейчас в ручном режиме Александр Сергеевич (и. о. зампреда правительства края Кулаков – ред.) снимает аресты со Службы единого заказчика – 92 миллиона было безлимитных торгов, а это блокировка счетов. С бюджета нынешнего или следующего года мы эти деньги будем возвращать, пострадают в итоге социальные программы и зарплаты».
Масштаб бедствия
Александр Кулаков добавил, что в 2013-2015 годах регион входил во всевозможные программы, не имея лимитов в бюджете, в крае по муниципальным договорам строились объекты с последующим выкупом, информации о которых нет до сих пор: «Мы сделали запросы в районы, нам прислали данные. Мы видим, что у них стоит объект, а они его не указывают – бардак полный».
По его словам, только по объектам с последующим выкупом по линии минспорта и минкультуры край должен 660 миллионов рублей, долг перед застройщиками – ещё около 700 миллионов, по недостроенным объектам конкретной цифры нет.
«Вот он – масштаб бедствия. У меня одна позиция - пока не рассчитаемся по долгам, никаких объектов строить не будем. Исключений два – активно протаскиваем школу в Могзоне, где 50% даёт РЖД, 70% - федеральный центр, даже лишние деньги будут. Второй объект - аэропорт в Чаре, который готова реконструировать Байкальская горная компания», - пояснил Кулаков.
Отменить поручения Путина
Участники совещания пришли к выводу, что минфину РФ нужно менять схему работы с дотационными регионами – снимать финансовую нагрузку.
«Нам постоянно сыплются всевозможные поручения с расходной составляющей, нужно их отменять, включая поручения Путина. Сейчас у нас много полномочий без надлежащего финансового сопровождения», - пояснил Кулаков.
Говорин напомнил, что федеральные целевые программы – главный механизм, который позволяет привлекать в регион деньги, рекомендовав проанализировать ситуацию и подготовить на его имя пояснительную записку.
Говоря о возможных срывах федеральных программ, депутат Госдумы предостерёг региональные власти: «Будут ужесточены меры персональной ответственности руководителей субъектов за проведение неэффективной долговой бюджетной политики, невыполнение графиков капитального строительства – нужно завершить все долгострои».
В том, что завершить начатое необходимо, никто из присутствующих не усомнился, однако все сошлись во мнении, что при существующей схеме софинансирования сделать это нереально.
Казалось бы, федеральный центр даёт возможность – бери и строй, развивай, совершенствуй. Однако далеко не каждый регион может потянуть целевую программу. Увы, Забайкалье в числе тех, кто в Москве выглядит несимпатично, при этом менять правила игры для отдельно взятого дотационного субъекта федеральные власти не спешат.