Политика Несимпатичное Забайкалье

Несимпатичное Забайкалье

Власти Забайкальского края, по мнению депутата Госдумы Николая Говорина, «очень вяло» участвуют в федеральных целевых программах и выглядят «очень несимпатично» на фоне Иркутской, Амурской областей и Бурятии.

Власти Забайкальского края, по мнению депутата Госдумы Николая Говорина, «очень вяло» участвуют в федеральных целевых программах и выглядят «очень несимпатично» на фоне Иркутской, Амурской областей и Бурятии – из 93 миллиардов рублей, выделенных на развитие Байкальского региона и Дальнего Востока, в Забайкалье поступило лишь 1,6 миллиарда.

Причины вялости краевой власти Говорин перечислил 25 октября в Чите на встрече с депутатами фракции «Единая Россия» Законодательного собрания региона, на которой присутствовали представители краевого правительства и министерств.

Скромно пролетели

«Краевое правительство не проявляет инициативы, не готовит документацию. Сейчас на федеральном уровне работают 43 программы, а Забайкальский край участвует только в трёх подпрограммах. В них вошли всего четыре района – Каларский, Краснокаменский, Александрово-Заводский и Газимуро-Заводский», - сказал Говорин.

Он уточнил, что Забайкалью из-за низкой активности исполнительной власти региона не нашлось места в программе развития Байкальского региона и Дальнего Востока, по которой до 2018 года из федеральной казны будет направлено 93 миллиарда рублей. Доля Забайкальского края – 1,6 миллиарда, которые, в основном, потрачены на реконструкцию и строительство дорог регионального и местного значения, а также федеральной трассы Чита – Хабаровск.

«Регион в 2014-2015 годах смог войти в федеральные программы, по которым уже были выделены целевые деньги – 1,3 миллиарда рублей на реконструкцию аэропорта в Чаре и 1,7 миллиарда на реконструкцию аэропорта в Краснокаменске, причём второй объект Москва готова была профинансировать на 100%. Сейчас мы уже пролетели», - возмутился Говорин.

По его словам, много неосвоенных средств у Службы единого заказчика, у которой в 2014-2015 годах были большие объёмы из федерального бюджета.

«Освоение нулевое. В частности, не освоены 924 миллиона рублей на реконструкцию подъездов от трассы «Амур» к Песчанке, Нерчинску, руднику Ключевский. Дороги возле Ксеньевки, Сретенска, Олочи, Тупика, трасса Краснокаменск – Мациевская», - перечислил Говорин.

Всего регион в 2016 году реализовал проектов на общую сумму 1 миллиард рублей, что в разы меньше, чем соседние субъекты. Так, Красноярский край освоил по федеральным программам 12 миллиардов; Томская область – 5; Иркутская область – 3,8; Бурятия – 3 миллиарда рублей.

По словам Говорина, сейчас уже нельзя попасть в действующие программы, но есть возможность взаимодействовать с министерствами России, чтобы получать средства, которые возвращают в бюджет регионы, не выполнившие обязательства. Для этого нужно иметь свои готовые региональные программы, под которые просить деньги, а их сейчас нет.

Нечем добавить

Депутат краевого парламента Александр Филонич в ответ на упрёки Говорина заявил, что федеральные программы требуют серьёзного софинансирования, которое край обеспечить не в состоянии.

«Взять, к примеру, программу по строительству школ, которых в крае крайне не хватает. Наталья Николаевна (Жданова – ред.) говорила, что надо построить 80 школ. Правительство России предлагало профинансировать 50 школ на 1 200 мест каждая по всей стране. В итоге лишь 25 регионов смогли войти в программу, поскольку нужно из местного бюджета добавить 30% от стоимости объекта, а это 350-400 миллионов. Сделать это нужно уже в 1-м квартале 2017 года. Мы такую сумму заложить в бюджет не можем, в итоге опять пролетим и ни одной школы не построим», - посетовал Филонич.

Его поддержал депутат заксобрания – руководитель «Силикатного завода» Андрей Никонов, который отметил, что федеральные средства не осваиваются, поскольку не вкладывается доля из краевого бюджета.

«Застройщики по программе строительства детских садов брали кредиты, объекты построили, а с ними не рассчитались. То же самое с ветхим жильём и квартирами для детей-сирот. Наше предприятие построило около 500 квартир для переселенцев из аварийного жилья и сирот, в результате получили предбанкротное состояние. По детскому саду, построенному «под доброе слово экс-губернатора Константина Ильковского», до сих пор с нами не рассчитались, хотя объект сдан и эксплуатируется. В итоге из-за нехватки финансирования мы не можем участвовать в новых аукционах», - заявил Никонов.

Он также напомнил, что стоимость одного квадрата жилья по федеральной программе – 30 тысяч рублей, что не соответствует реальным затратам.

Сделать паузу

И.о. вице-премьера по социальным вопросам краевого правительства Аягма Ванчикова пояснила, что программ, действительно много, есть возможность получать федеральные деньги на развитие сельского хозяйства, культуры, здравоохранения, образования, но софинансировать их край не в силах.

«В новой должности я провела инвентаризацию финансовых обязательств региона по федеральным программам – есть необходимость сделать передышку, чтобы расплатиться с долгами. Мы сейчас задыхаемся оттого, что надо и здесь расплатится, и тут не упустить. Нужно сначала привлечь в регион инвестиции, наполнить бюджет, а потом его тратить», - сказала Ванчикова.

О необходимости сделать паузу заявил также исполняющий обязанности заместителя председателя правительства края Дмитрий Кочергин, который пояснил, что долги накопились в 2013-2015 годах, а расхлёбывать - новому губернатору и новому правительству.

«Дыра примерно 6-8 миллиардов, мы ещё сами не понимаем, сколько. Ладно, добросовестные строители построили, а им не отдали деньги, а есть масса случаев, когда берём федеральные деньги, строим непонятно что, за это никто не отвечает, а нам прилетает 90 миллионов рублей возврат в федеральный бюджет. По факту за это ответят бюджеты 2016-2017 годов», - сказал Кочергин.

Он подчеркнул, что «сейчас в ручном режиме Александр Сергеевич (и. о. зампреда правительства края Кулаков – ред.) снимает аресты со Службы единого заказчика – 92 миллиона было безлимитных торгов, а это блокировка счетов. С бюджета нынешнего или следующего года мы эти деньги будем возвращать, пострадают в итоге социальные программы и зарплаты».

Масштаб бедствия

Александр Кулаков добавил, что в 2013-2015 годах регион входил во всевозможные программы, не имея лимитов в бюджете, в крае по муниципальным договорам строились объекты с последующим выкупом, информации о которых нет до сих пор: «Мы сделали запросы в районы, нам прислали данные. Мы видим, что у них стоит объект, а они его не указывают – бардак полный».

По его словам, только по объектам с последующим выкупом по линии минспорта и минкультуры край должен 660 миллионов рублей, долг перед застройщиками – ещё около 700 миллионов, по недостроенным объектам конкретной цифры нет.

«Вот он – масштаб бедствия. У меня одна позиция - пока не рассчитаемся по долгам, никаких объектов строить не будем. Исключений два – активно протаскиваем школу в Могзоне, где 50% даёт РЖД, 70% - федеральный центр, даже лишние деньги будут. Второй объект - аэропорт в Чаре, который готова реконструировать Байкальская горная компания», - пояснил Кулаков.

Отменить поручения Путина

Участники совещания пришли к выводу, что минфину РФ нужно менять схему работы с дотационными регионами – снимать финансовую нагрузку.

«Нам постоянно сыплются всевозможные поручения с расходной составляющей, нужно их отменять, включая поручения Путина. Сейчас у нас много полномочий без надлежащего финансового сопровождения», - пояснил Кулаков.

Говорин напомнил, что федеральные целевые программы – главный механизм, который позволяет привлекать в регион деньги, рекомендовав проанализировать ситуацию и подготовить на его имя пояснительную записку.

Говоря о возможных срывах федеральных программ, депутат Госдумы предостерёг региональные власти: «Будут ужесточены меры персональной ответственности руководителей субъектов за проведение неэффективной долговой бюджетной политики, невыполнение графиков капитального строительства – нужно завершить все долгострои».

В том, что завершить начатое необходимо, никто из присутствующих не усомнился, однако все сошлись во мнении, что при существующей схеме софинансирования сделать это нереально.

Казалось бы, федеральный центр даёт возможность – бери и строй, развивай, совершенствуй. Однако далеко не каждый регион может потянуть целевую программу. Увы, Забайкалье в числе тех, кто в Москве выглядит несимпатично, при этом менять правила игры для отдельно взятого дотационного субъекта федеральные власти не спешат.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления