Политика Дефицит особых взаимоотношений

Дефицит особых взаимоотношений

Расходы на содержание губернатора в бюджете-2018 сократились. С учётом того, сколько ей придётся летать в Москву, скромность эта выглядит излишней.

9 ноября комитет по бюджетной и налоговой политике заксобрания Забайкальского края начнёт рассмотрение проекта бюджета региона на 2018 год. Минфин внёс его в парламент в минувшую пятницу. Проект бюджета на очередные три года (в основу планирования положен метод «скользящей трёхлетки» - бюджет принимается на три года, показатели второго и третьего года становятся основой для будущего бюджета и корректируются в следующем цикле) учитывает навязываемые Москвой условия — прежде всего сокращение бюджетных расходов и, как следствие, поступлений из федерального бюджета.

Федеральный бюджет в первом чтении одобрен две недели назад, 28 октября. Второе чтение назначено на следующую пятницу, 17 ноября. «Коммерсант» отмечает, что по задумке федерального Минфина бюджет должен стимулировать развитие экономики и работать на восстановление реальных доходов населения, сжимающихся с 2013 года.

Федеральный Минфин по-прежнему не намерен увеличивать расходы, хотя многие его к этому призывают, а занимается тем, что называется бюджетной консолидацией. Федеральный дефицит является эмиссионным, то есть государство покрывает разницу между расходами и доходами за счёт эмиссии денег. С одной стороны, это стимулирует потребительский спрос и делает более доступными кредиты, с другой - разгоняет инфляцию. А низкая — в пределах 4% - инфляция считается одним из главных достижений федеральных регуляторов в 2017 году. И именно низкая инфляция преподносится Минфином как основание для роста инвестиций и, как следствие, экономики.

Доходы поднимают доведением минимального размера оплаты труда (МРОТ) с 1 января до 85% от объёма прожиточного минимума (в 2019 году он вырастет до 100%), а также индексацией зарплат бюджетникам и военнослужащим. Сейчас МРОТ в крае составляет 7,8 тысячи рублей, прожиточный минимум на II квартал 2017 года — около 11 тысяч рублей в среднем на душу населения и 11,4 тысячи рублей для трудоспособного населения. Повышение МРОТ вынудит часть работодателей увеличивать официальную зарплату, что, опять же, сыграет на руку и региону, и федерации: вырастут отчисления с заработной платы в фонды и НДФЛ.

Под надёжностью бюджетной конструкции Минфин понимает в том числе сокращение расходов - и в процентах от валового внутреннего продукта, и в абсолютных величинах. Регион заметит это на сокращении поступлений из федерального бюджета. Согласно действующему закону о бюджете-2017 регион получит из Москвы за год около 18 миллиардов рублей (37,5% от общего объёма доходов). В проекте бюджета поступления на 2018 год учтены в объёме 16,9 миллиарда рублей, в 2019 году эта сумма сократится до 12,3 миллиарда рублей, а в 2020-м — до 10,5 миллиардов.

Федеральный центр сокращает расходы по таким крупнейшим статьям как «Социальная политика» и «Национальная экономика». Доходы сокращаются только в процентах от ВВП, в реальном выражении они растут. Это, понятно, позволит сократить дефицит бюджета — с 2,2% в 2017-м до 1,3% в 2018 году. В 2019 и 2020 году дефицит должен стать ещё меньше — 0,8%. В 2018 году федеральный дефицит большей частью (на 1,1 из 1,271 триллиона) будет финансироваться из Фонда национального благосостояния (ФНБ, его объём на 1 ноября - 4,13 миллиарда рублей), в который, по данным «Коммерсанта», вольётся почти полностью потраченный, а некогда вмещавший почти 6 триллионов рублей Резервный фонд (в 2017 году Госдума разрешила перевести средства Резервного фонда до 1 февраля 2018 года в собственность ФНБ. К 1 июля Резервный фонд составлял менее 1 триллиона рублей, которые предполагалось полностью потратить согласно бюджетным проектировкам, к 1 ноября — 975 миллиардов рублей). Министр финансов Антон Силуанов обещает, что дальше дефицит будет финансироваться за счёт внутренних займов. От приватизации крупного госимущества государство отошло. «На фоне заморозки налогов и отсутствия надежд на заметный рост доходов правительство пошло на сокращение большинства расходных статей — это и позволило получить на бумаге «красивый» показатель дефицита всего в 1,3% ВВП», - пишет «Коммерсант».

Многие российские регионы бесконечно просят помощи Москвы, но тот же «Коммерсант» отмечает, что получение этих дотаций сильно связано с политикой: «Регионы просят дополнительной поддержки, но получат её только те, у кого с центром особые взаимоотношения». Особые взаимоотношения у Москвы как минимум с Чечнёй, Крымом и Севастополем. Они в 2018 году вновь (именные дотации уже были в 2017 году) получат отдельные дотации на сбалансированность своих бюджетов — у этих регионов поступления из федерального бюджета выше их собственных доходов. Максимальную сумму правительство страны намерено выделить Республике Крым - 23,2 миллиарда рублей, Севастополю — 5,4 миллиарда рублей и Чечне — 17,1 миллиарда рублей. Глава Чечни Рамзан Кадыров просит дополнительные деньги под предлогом высокой рождаемости. Крыму, кажется, и просить ничего не надо. Другим регионам именные дотации на сбалансированность не предусмотрены, отмечает федеральное издание.

У Забайкальского края собственные доходы давно превышают объём межбюджетных трансфертов. В действующем бюджете на 2017 год собственные доходы составляют около 62,4%, в проекте 2018 года увеличиваются до почти 65%. При этом дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности рассчитана в объёме 12,13 миллиарда рублей (всего регион получит от Москвы 16,9 миллиарда рублей — это на миллиард меньше действующих показателей 2017 года и на 2,5% больше, чем было заложено до внесения изменений в бюджет-2017). Авторы бюджета отдельно отмечают, что если в 2017 году на выполнение майских указов президента федеральный центр давал региону около 0,45 миллиарда рублей, то в 2018 году дотации на эти цели пока не предусмотрены.

О нехватке денег в региональных бюджетах говорят в основном новые губернаторы — те, кто был назначен в 2017 году временно исполняющим обязанности (многие уже выиграли выборы). Глава Республики Карелия Артур Парфёнчиков, до назначения врио губернатором возглавлявший Федеральную службу судебных приставов, после победы на выборах в сентябре заявил, что у региона нет денег на исполнение майских указов президента. Это первый прецедент в России, когда регион публично признаёт нехватку денег на выполнение обещаний Владимира Путина, но надо учитывать, кто такой Парфёнчиков. Забайкальский минфин говорит о том, что у нас всё в порядке, но источники в правительстве региона осторожно говорят о напряжённой ситуации с деньгами — речь об обращении в федеральный центр по лекалам Карелии не идёт, но «вопрос пытаются решить на максимально высоком уровне».

О проблеме с деньгами говорят главы Красноярского края, Омской области, Хакасии. Основная проблема — сильная закредитованность региональных бюджетов. Губернаторы просят реструктуризации долгов с замещением дорогих коммерческих кредитов почти бесплатными бюджетными и собираются «лично договариваться об этом с федеральными чиновниками». Личные договорённости в московских кабинетах — один из мощнейших инструментов для решения бюджетных проблем регионов в том числе для Забайкальского края. Региону есть, что решать — объём госдолга у региона в бюджете 2017 года составляет 29,8 миллиарда рублей или 96,6% от собственных доходов региона, на его обслуживание правительство края потратит в текущем году 1,749 миллиарда рублей. Сумма коммерческих кредитов региона превышает 27 миллиардов рублей, что, в принципе, даёт основания рассчитывать на бюджетное кредитование: Владимир Путин в конце октября заявил о необходимости сокращения коммерческих долгов регионов до уровня не более половины от собственных доходов (для Забайкальского края — примерно до 15 миллиардов): «Регионам, которые на 1 октября текущего года превысили этот показатель, должен быть предоставлен целевой кредит из федерального бюджета на погашение части их рыночного долга».

Наталья Жданова довольно активна на федеральном уровне. В октябре на парламентских слушаниях в Совете Федерации она предложила компенсировать региону выпадающие доходы в размере 1,5 миллиардов рублей — край теряет на снижении налоговой ставки по налогу на имущество для железной дороги и освобождении от налогообложения железнодорожного подвижного состава — ещё минус 1,9 миллиарда рублей потерь на налоге на имущество (замечания Ждановой отражены в проекте бюджета на 2018 год). Кроме просьбы компенсировать выпадающие доходы, Жданова предложила не принимать аналогичных законопроектов в 2018 году без согласования с регионами. Просьба её явно останется без ответа.

На этом фоне проект бюджета выглядит консервативным (впрочем, как всегда – лёгкие отклонения от традиционно осторожного подхода региональных властей к вёрстке главного финансового документа допускал только Константин Ильковский). Доходы к первоначальному варианту закона о бюджете на 2017 год растут несущественно, а если сравнивать с действующим бюджетом-2017, то они даже меньше - 48,25 миллиарда рублей (на 4,1 миллиарда рублей больше, чем было в первой версии закона о бюджете на 2017 год, и практически столько же, сколько в последней версии закона о бюджете: в редакции от 22 сентября - 48,5 миллиарда рублей). Расходы увеличиваются чуть быстрее, но они существенно меньше расходов нынешнего года - 49,58 миллиарда рублей (на 5,14 миллиарда больше первоначальных расходов бюджета-2017, и на 2,5 миллиарда меньше нынешнего объёма расходов бюджета-2017). Дефицит увеличивается к дефициту первоначального бюджета-2017 (300 миллионов) на 1 миллиард рублей - до 1,331 миллиарда рублей (к концу финансового 2017-го года дефицит составляет 3,5 миллиарда рублей, его резко — в 3,35 раза — увеличили в сентябре).

Разработчики кроме вымывания из поступлений от налога на имущество 1,9 миллиарда рублей учли рост поступлений от акцизов на топливо (увеличатся в два раза в 2018 году — всего на рубль, проектный рост поступлений в консолидированный бюджет края — 13%), несущественный рост налога на прибыль (0,5%), и более существенный — на 4% - налога на доходы физических лиц. Вырастут также поступления налога, взимаемого в связи с упрощённой системой налогообложения — на 5,8%, до 1,27 миллиарда. Из системообразующих налогов плановое сокращение только у налогов за пользование природными ресурсами — падение на 14,4%, до 915 миллионов рублей. Правительство в перспективе планирует несущественно (до 41,5% в 2020 году с нынешних 42,8%) сократить зависимость от НДФЛ, одновременно сокращается доля налога на прибыль - с 23,8% в 2018 году до 22,1% в 2020 году. На 0,8% - до 3,8% в 2020 году вырастут поступления от налога на добычу полезных ископаемых.

Несущественный рост не покроет проблем региона без помощи федерального центра. В проекте зарплата бюджетников рассчитана только на 11,5 месяца. Но даже это в условиях серьёзного дефицита средств - серьёзный шаг вперёд. Последний бюджет Константина Ильковского был обеспечен расходами только на 8 месяцев, в первом бюджете правительства Натальи Ждановой оплата труда бюджетников была рассчитана на 11 месяцев.

У заксобрания особого выхода нет — бюджет будет принят, хотя оппозиционные партии найдут в нём серьёзные изъяны. Дальше дело за Натальей Ждановой. Расходы на содержание губернатора в бюджете на 2018 год несущественно, но сократились. С учётом того, сколько ей придётся летать в Москву, скромность эта выглядит излишней.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления