Избранные главы Борзи, Читинского и Ононского районов 25 июля одновременно ушли в отставку. Все трое накануне подвергались жёсткой критике, в том числе со стороны краевых властей. Официально заявления были по собственному желанию, но, похоже, что реально диктовались с Чайковского, 8. По главе Читинского района врио губернатора Забайкалья Александр Осипов самолично это признал. Уже к сентябрю во всех трёх муниципалитетах отменили прямые выборы и объявили конкурсы. Половину районных конкурсных комиссий сформировал Осипов. Насколько вредно подобное — в опросе ИА «Чита.Ру».
Мнение с Чайковского, 8
Алексей Казаков, первый замруководителя администрации Забайкальского края, член конкурсных комиссий по выборам глав Читинского и Ононского районов, руководителя администрации Читы.
- Чем обоснован уход от прямых выборов? В чём институт сити-менеджера лучше?
- Выборы главы администрации муниципального образования по конкурсу — один из распространённых в России, но мало востребованный в Забайкальском крае способ избрания главы исполнительной власти. Для сравнения — по стране через конкурс выбирают 27,8% руководителей органов местного самоуправления, через прямые выборы — 30,9% глав. В Забайкалье эта диспропорция составляет 2% через конкурс и 97% — на прямых выборах. Институт сити-менеджера, на мой взгляд, не лучше и не хуже прямых выборов. Эффективность главы муниципального образования мало зависит от того, как его избрали — по конкурсу или на прямых выборах.
- Не считаете ли вы столь плотное участие губернатора в назначении глав районов вмешательством краевой власти в дела органов местного самоуправления, которому самостоятельность гарантирована Конституцией?
- Участие региональной власти в формировании конкурсных комиссий по выборам главы регламентировано федеральным законодательством. Задача комиссии — определить квалификацию претендентов, проверить достоверность поданных документов. Выбирают конкурсного главу депутаты совета или думы самостоятельно, без вмешательства членов комиссии.
«Объединяют плюсы»
Юрий Волков, депутат Госдумы, член комитета по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления:
- Забайкалье уже не первый год находится в тисках муниципальной реформы. Базовый 131-й федеральный закон позволяет организовывать принципиально разные формы местного самоуправления. Я напомню, что в предыдущие годы в крае повсеместно пытались вводить систему назначаемых сити-менеджеров. Пожалуй, кроме Читы, такая схема везде провалилась, потому что она превращается в устройство по перетягиванию каната — кто главнее: глава района из числа депутатов или назначаемый глава администрации? Возможно, и в Чите нужно уходить от разделения властных полномочий.
Самый яркий конфликт [между избранным и назначенным главой] был несколько лет назад в Читинском районе. Но и возврат к прямым выборам главы в Читинском районе себя не оправдал, потому что во время выборов во главе района оказался явно не подготовленный человек.
Сейчас в Читинском районе внедряется третья схема, которая, по идее, должна объединить плюсы предыдущих схем и минимизировать их минусы. Эта схема подразумевает назначение по конкурсу главы района, который одновременно возглавляет и администрацию. Таким образом в одних руках предлагается объединить и административные, и политические функции. Подобная схема внедряется и ещё в ряде районов.
Вторая отличительная черта текущего момента реформы касается возможного образования муниципальных округов. Это новая форма местного самоуправления, изменения были внесены в этом году и я являюсь одним из авторов этих поправок.
Муниципальный округ — это возможность создать в сельской местности одноуровневую систему местного самоуправления. Раньше на сельской территории возможна была только двухуровневая схема — непосредственно район и поселения. Сейчас есть возможность закончить чехарду с полномочиями, объединить их все в одних руках. А кроме этого, централизовать бюджетный процесс.
Но замечу, что федеральный закон обеспечивает право муниципалитета самостоятельно определять форму своего устройства и насильно никого принуждать не должны. И специфика Забайкальского края заключается в том, что далеко не везде одноуровневую схему можно реализовать. И администрация губернатора и власти районов должны серьёзно взвешивать существующие риски.
Осипов уже внёс в заксобрание предложение в ближайшее время воспользоваться данным Москвой правом и ввести понятие «муниципальный округ». Процесс застрял на уровне насторожившегося парламента края, хотя администрация губернатора уверяет, что хуже не будет.
«Их выбрал народ!»
Юрий Гайдук, лидер КПРФ в Забайкалье, депутат заксобрания:
- Население Забайкальского края практически отстраняется от демократических процедур по выборам руководящих органов. На мой взгляд, это очень плохая тенденция, что насильно заставляют принимать [такие решения]. Конечно, мы понимаем, что так сказал губернатор. В этой ситуации будут избраны только те, кто будет послушно исполнять его волю.
- Как вы относитесь к мнению против выборов: что население выбирает плохих глав, а убрать их потом оттуда и как-то скорректировать работу администрации очень сложно?
- Вы понимаете, [их] выбрал народ! Кто и как преподнесёт свою кандидатуру, кто и как сработает, тот и будет [главой]. Да, возможны ошибки, это не вопрос. Но может быть и наоборот. Я даже помню в Борзе в своё время, на заре 90-х годов, главой района был рядовой водитель автобазы.
Если мы говорим, что у нас демократическое государство, то надо больше работать с населением, не отстранять его. Сегодня работают очень и очень плохо.
- Вы в курсе, как голосуют ваши однопартийцы в советах районов?
- Я сейчас не могу сказать по каждому району, но всем своим представителям в советах мы давали рекомендацию, чтобы не идти по этому пути, что надо сохранить выборы.
- Например, в Ононском районе в комиссию входит депутат от КПРФ, в прошлом глава района и единоросс Валерий Духновский. По Читинскому району в комиссию вошёл депутат заксобрания Сергей Сутурин…
- Ну, я не знаю, как Сутурин может войти в комиссию по Читинскому району. Я не в курсе. Но он депутат Законодательного собрания, а в комиссии должны быть депутаты районного звена. (Сутурин вошёл в комиссию от губернатора региона Александра Осипова — А.З.) Но я ещё раз говорю, что своим депутатам мы рекомендовали сохранить и оставить выборы всенародным голосованием.
В Читинском районе нас поставили перед фактом. Там, так или иначе, руководитель района должен быть — сделали такое. Мы поработали по Кургузкину, посмотрели, кто такой. Думаю, сегодня более подходящей кандидатуры никто предложить не может.
- Может быть в других районах аналогичная ситуация?
- Да нет, надо сохранить те демократические принципы работы с населением, которые у нас есть, которые задекларированы сегодня в нашей Конституции. Ведь дальше - больше будет. Сегодня мы говорим о главах районов, мы уже говорим о создании муниципальных округов. А что это? Мы практически потеряем депутатов сельских поселений. Получится, что население будет отстранено от принятия тех или иных решений поселений и районов.
«Работать надо, а не критиковать»
Павел Коваленко, председатель ассоциации муниципальных образований Забайкальского края, председатель совета Балейского района.
- Назначение советами после конкурса глав районов — это хорошая альтернатива прямым выборам?
- Везде индивидуально. У нас же сегодня часть районов была на такой системе — сити-менеджеров. Где-то она себя зарекомендовала. Всё, наверное, больше от людей зависит — кто работает на местах. И та, и та системы могут быть, они жизнеспособны, нормальны. Мы в своё время работали по той системе, сегодня работаем на прямых выборах. Здесь чисто человеческий фактор.
На выборы приходят, как в Читинском районе, люди не совсем подготовленные, на критике, на лозунгах выигрывают. Потом оказывается, что там работать надо, а не критиковать. Затем они или уходят сами, или их уходят.
- Это минус выборной системы. А если говорить про минусы института сити-менеджера? Получается, что люди вообще никак не участвуют в избрании?
- Почему? Там же в любом случае назначает-то дума — двухступенчатые выборы. Грубо говоря, по типу Америки — сначала выбирают выборщиков, а потом президента. Здесь также — выбирают люди депутатов, а депутаты либо назначают, либо выбирают — системы разные есть.
- Вы с ходу можете вспомнить, в каких районах такая система действует, и назвать примеры с главами, которые хорошо работают?
- Нет, не могу. Если завтра. Я просто еду в Читу, могу зайти в управление, уточнить. Потому что череда выборов идёт, люди меняются.
- А то, что администрация губернатора так активно вмешивается в работу муниципалитетов (5 человек из 10 в комиссию назначает губернатор — А.З.), по-вашему, не может негативно сказаться на самостоятельности органов местного самоуправления?
- Нет, комиссия же только делает предварительный отбор — кого допустить, кого нет. Там критерии есть, в том числе судимость, образование, уровень компетентности — тесты проводят. Комиссия — предварительный фильтр, так сказать.
- То есть ничего плохого в этом нет?
- Я не вижу в этом. Тестирование проведут, пообщаются, поймут, кто есть кто.
«Муниципальную власть уничтожают»
Игорь Линник, председатель регионального отделения партии «Яблоко»:
- Местное самоуправление всё ниже и ниже опускается, оно всё более подконтрольно. Сити-менеджеры, как правило, зависимы от команды губернатора — это в любом регионе. Это федеральный тренд, который апробируется и на других регионах. Формируются правила игры. Это только усугубляет состояние местного самоуправления и осложняет социально-экономическую ситуацию в крае.
Сити-менеджер — это более далёкий от населения человек, он населением не избран, ничем населению и не обязан. Через призму этого мы видим, что население всё дальше и дальше отодвигается от политических процессов, от принятия политических решений.
Апробация института сити-менеджера и началась на уровне крупных городов. Апробировали, им понравилось, потом пошли на более нижний уровень. Менее рисковая, менее конкурентная для них схема. Тем более сейчас всё нацелено на то, чтобы подготовиться к выборам 2021-2024 годов (Госдумы и президента — А.З.). Поэтому делается всё возможное, чтобы на всех уровнях власти было возможно манипулирование общественным мнением.
- Основной аргумент в пользу института сити-менеджера — ошибки населения на прямых выборах. В пример приводится глава Читинского района Вадим Захаров.
- Песня эта ещё из 90-х годов. О том, что население ещё не созрело политически выбирать себе руководителей. Помните отмену выборов губернаторов? Она под тем же соусом преподносилась. Теперь это старые песни на новый манер.
Печально, что муниципальную власть в последние годы принижаем и уничтожаем. А это первый кирпичик демократического общества. Власть, которая находится ближе всего к населению. Всё делается для того, чтобы местное самоуправление было в руках губернаторов, чтобы главы были послушными собачками.
Субъективное мнение по поводу муниципальной реформы с оценкой высказаний участников опроса опубликовано в telegram-канале «Чита.Ру». Если у вас не работает гиперссылка в слове «опубликовано», вы можете найти канал «Чита.Ру» в приложении этого мессенджера на вашем устройстве по названию chitaru75 или «Чита.Ру».
Субъективное мнение редакторов «Чита.Ру» по поводу реформы высказано в проекте «Редколлегия» на YouTube-канале агентства: