Наконец, Чита обзавелась собственным дизайн-кодом — сводом правил по оформлению наружной рекламы, вывесок и фасадов домов. Разработала его фирма известного в городе предпринимателя Егора Пономаренко за 25 миллионов рублей ещё в октябре 2019 года, но горожане официально не знают о существовании дизайн-кода до сих пор. А ведь в скором будущем под него придётся подстраиваться всему бизнесу Читы, как минимум её центра, ведь за спиною Пономаренко в этот раз сам президент.
А при чём здесь президент?
Владимир Путин после избрания в мае 2018 года представил новые нацпроекты, которые должны были обеспечить «настоящий прорыв в экономике, инфраструктуре, технологиях, науке и социальной сфере».
Согласно целевым показателям, нацпроект «Жильё и городская среда» к 2024 году должен на 30% увеличить индекс качества городской среды и, согласно индексу, в два раза сократить количество городов с неблагоприятной средой.
Этот индекс разработали Минстрой России, единый институт развития в жилищной сфере ДОМ.РФ и авторитетное конструкторское бюро «Стрелка». Одним из его показателей и является наличие у городов дизайн-кода, а всего в нём около 36 индикаторов.
В ноябре 2019 года Минстрой презентовал первые результаты оценки городов с его помощью. Чита вместе с Якутском поделили последнее место среди крупных городов численностью населения от 250 тысяч до 1 миллиона человек, набрав по 147 баллов из 360 возможных.
Для реализации нацпроекта в части городской среды регионам дали новый инструмент — право создавать центры компетенции по вопросам городской среды.
Согласно рекомендациям Минстроя, этим центрам предстояло стать местными архитектурно-дизайнерскими студиями-школами. В них должны собраться коллективы из профессиональных архитекторов, дизайнеров, урбанистов и юристов, способные не только помочь местным властям с дизайн-проектами, но и заняться обучением чиновников и гражданских активистов своему ремеслу. Как результат, вокруг центров должны появиться сообщества из активистов и молодых специалистов.
Всего на начало февраля у Минстроя России было зарегистрировано 55 центров компетенции. Курирующий нацпроект в правительстве вице-премьер РФ Марат Хуснуллин настаивает, чтобы к концу года они были уже у всех регионов.
Забайкальский уникум
Так как в рекомендациях не было прописано, как должен быть учреждён центр, все регионы пошли разными путями. Иркутская, Ульяновская и Тюменская области учредили отдельные госучреждения. Тульская, Ростовская области, Чувашия и Бурятия создали их на базе существующих госучреждений. Многие, как Белгородская и Нижегородская области, зарегистрировали некоммерческие организации с государственным участием.
Томская область и Якутия открыли центры на базе прогосударственных фондов для пожертвований от бизнеса, вроде нашего Фонда развития Забайкальского края. Власти Ставрополья развернули центр компетенций на базе Северо-Кавказского федерального университета.
Судя по сайтам и отчётам центров, весьма эффективные учреждения получились у Якутска, Томска, Ростова, Нижнего Новгорода. У многих уже есть разработанные проекты благоустройства, они же занимаются дизайн-кодами.
Забайкальский край здесь выделился. У нас «Региональный центр компетенции по развитию городской среды» был создан на базе бизнеса Егора Пономаренко — главного подрядчика в области городского благоустройства на всех видах подряда. Его компании на деньги читинских благотворителей создали Шахматный парк, на госденьги реконструировали площадь Ленина, на деньги жертвователей от крупного бизнеса — площадь Декабристов.
Видимо, опыт Пономаренко в сфере благоустройства был признан настолько качественным и прогрессивным, что главный инструмент для реализации нацпроекта Путина в области городской среды отдали ему в руки. А следом, в качестве подтверждения статуса его центра, перевели 25 миллионов рублей из Фонда развития Забайкальского края на дизайн-код Читы.
По данным системы «Контур.фокус», «Региональный центр компетенции по развитию городской среды» — это сменившая название, адрес и учредителей бывшая управляющая компания (УК) «Легион».
С октября 2018 года в число её соучредителей с долей в 50% вошёл Егор Пономаренко, с июнь 2019-го — некое ООО. В июле компания сменила название на нынешнее. Сейчас центр находится на улице 9 Января, 24, где располагаются другие фирмы Пономаренко — «Регион-Строй», «Регион Фитнес» и УК «Регион». Уставной капитал — 10 тысяч рублей. В компании числится один человек, директор — Егор Пономаренко. Сайта у центра нет, портфолио с его работами тоже.
Директор выступившего заказчиком Фонда развития Забайкальского края Евгений Степанов отказался по телефону что-либо комментировать, а в ответе на запрос не подтвердил и не опроверг информацию о сделке по дизайн-коду. Он указал на компании-жертвователей, которые сами определяют цели, порядок и режим конфиденциальности своих пожертвований.
По указанному в «Контуре» номеру центра ответила девушка, пообещавшая передать информацию о звонке бухгалтеру. Сама она там не работает.
Соучредитель «Регионального центра компетенции» Егор Пономаренко не стал отвечать на вопросы ИА «Чита.Ру».
Для Читы дизайн-код ещё в 2017 году бесплатно создал общественник-урбанист Максим Резвых. Документ по-прежнему лежит в открытом доступе, но за 3 года власти к нему интереса так и не проявили.
Сравниваем с лучшими студиями России?
Первый в России дизайн-код в 2013 году разработал для Москвы блогер и дизайнер Артемий Лебедев. По информации «Известий», власти Москвы отдали за него 18,3 миллиона рублей. В качестве прокладки в этой сделке выступило госучреждение «Главное архитектурно-планировочное управление», поэтому сколько конкретно дошло до дизайнера неизвестно.
Студия Лебедева известна работой над дизайн-проектами по заказу мэрии Москвы, в том числе на проектирование схемы московского метро. Среди работ — дизайн «Яндекса», сайтов Газпрома, «Билайна», «Ленты.Ру», российских версий Microsoft.
В 2019 году студия изготовила дизайн-код для Якутска всего за 7 миллионов рублей — в 3,5 раза дешевле работы центра Пономаренко. Контракт был заключён не напрямую со студией Лебедева, а со «Студией промышленного дизайна» Тимура Бурбаева — арт-менеджера в студии Лебедева. Но официально с обеих сторон декларировалось сотрудничество со студией именно известного дизайнера.
«Студия промышленного дизайна» Бурбаева-Лебедева может брать за разработку дизайн-кода и значительно меньше. 350-тысячный Архангельск заплатил всего 2,4 миллиона рублей — в 10 раз меньше, чем Чите обошлись услуги Пономаренко. При этом авторитетная фирма билась на конкурентных торгах, ради победы уронив цену с 3,1 миллиона.
Ещё одна топовая студия, разрабатывающая дизайн-коды городов, — конструкторское бюро «Стрелка». Оно известно за счёт создания по поручению премьер-министра РФ стандарта комплексного развития территории. Принимало участие в разработке дизайн-проектов общественных пространств для 40 городов России, в Москве по их проектам проведено благоустройство около 200 территорий. Разработанные «Стрелкой» дизайн-коды Саратова и Великого Новгорода являются признанными властями примерами того, как надо делать.
В 2019 году «Стрелка» взялась за разработку дизайн-кода для города Ханты-Мансийск за 6,3 миллиона рублей — в 4 раза дешевле работы Пономаренко. Готовый дизайн-код появился в общем доступе сразу после его сдачи.
Ждём дизайн-код
У этой истории несколько плоскостей. Во-первых, в очередной раз показал свою неэффективность Фонд развития Забайкальского края, который наполняется пожертвованиями крупных компаний, работающих на территории региона. Даже несмотря на то, что дизайн-код Пономаренко по-прежнему не презентован, уже можно сильно сомневаться в адекватной стоимости его услуг. Аналогичный нашему Целевой фонд будущих поколений Республики Саха (Якутия) нашёл себе целого Лебедева в 3,5 раза дешевле путём конкурентного запроса предложений.
Во-вторых, команда губернатора Александра Осипова очевидно недорабатывает в реализации нацпроекта «Жильё и городская среда». И дело даже не в том, что за первый год его работы Чита, как и Якутск, оказалась на последнем месте индекса Минстроя, а в том, как она будет оттуда выбираться — совершенно непонятно. У того же Якутска уже есть центр компетенций и дизайн-код от Лебедева, Чита же потратила в 3,5 раза больше и получила новую частную фирму Пономаренко и... пока всё.
Ситуация, в которой купленный втридорога дизайн-код не презентован, а в городе за год не появилось полноценного центра компетенций, бьёт по репутации и губернатора, и президента. Пономаренко логично не отказываться от комментариев, а отчитаться о результатах выполненной на спонсорские деньги работы. А правительству края - рассказать жителям города о том, как реализуются требования президента в части совершенствования городской среды.