Политика История Забайкалья в эпоху Петра I «Забайкалье Петра Великого»: Как тунгусский хан принял православие и защищал Нерчинск от маньчжуров

«Забайкалье Петра Великого»: Как тунгусский хан принял православие и защищал Нерчинск от маньчжуров

Он стал первым российским князем Забайкалья

Первый российский князь Забайкалья имел тунгусские корни

Так уж получилось, что первым российским князем, появившимся в Забайкалье, был не русский, а местный тунгус, связавший свою судьбу и с Россией, и с верой православной.

Литература о первом дворянском роде Забайкалья — Гантимуровых — в настоящее время весьма обильна. Только в моей библиотеке есть несколько книг, посвященных исключительно им. Это изданная в Чите в 2005 году работа Д. Г. Дамдинова «О предках Гантимуровых, титулованных князей и дворян (по московскому списку)»; напечатанный в 2013 году в Москве справочник «Князья Гантимуровы», составленный А. В. Соломиным; красиво изданная в 2018 году работа Раисы Гончаренко и Светланы Коржовой «Князья Гантимуровы — российские дворяне Забайкалья». Это не считая работ, в которых Гантимуровы упоминаются. Имеются и десятки научных и научно-популярных статей на эту тему.

Однако больше всего внимания в них уделяется главе рода Гантимуру, получившему при крещении имя Петра. Его же сыну, сыгравшему в Забайкалье времен Петра Великого большую роль в деле закрепления нашего края за Россией, уделено внимания значительно меньше. Вместе с тем именно он — Катанай Гантимур, ставший при крещении Павлом Петровичем Гантимуровым, и был первым российским князем Забайкалья.

Из маньчжурского цзолина в российские князья


Только в справочнике Александра Соломина удалось найти информацию о том, кем же был Павел Петрович Гантимуров до перехода под руку русских царей и принятия православия.

«Во время службы китайскому богдыхану, — пишет Соломин, — под его командой состояло 8 полков, имел титул тайши и чин ниру-чжангинь (цзолина)».

Честно говоря, как мне кажется, автор тут что-то напутал. Начну с того, что тайша — это глава рода у монгольских и бурятских народов. Цзолин в маньчжурской армии — это командир роты или эскадрона. И понятно, что командир эскадрона не мог командовать 8 полками. То есть можно признать только то, что если его отец у маньчжуров имел чин старшего офицера, то его сын был младшим офицером.

«В апреле 1673 года, — приводит Соломин исторический факт, — доложил нерчинскому воеводе Д. Д. Аршинскому о планах маньчжуров посеять на реке Аргуни хлеб для обеспечения продовольствием войск, которые предполагалось послать под Нерчинские остроги».

Маньчжуры планировали посеять на реке Аргуни хлеб для обеспечения продовольствием войск, которые предполагалось послать под Нерчинские остроги

Вероятно, тогда он выполнил задание отца, который, как отметила в «Энциклопедии Забайкалья» Наталья Константинова, в 1667 году вернулся в Забайкалье, отказавшись выступить на стороне Поднебесной против русских возле Кумарского острога на Амуре.

Император Канси в 1682 году потребовал от русских отдать ему Гантимура. Дело в том, что речь не только о хане, но и о принадлежащих его роду землях на Ингоде, Шилке и верховьях Амура. Уход хана к русским означал и переход к России этих забайкальских земель. И вплоть до подписания в 1689 году Нерчинского договора между Китаем и Россией проблема Гантимура была одной из самых острых в отношениях двух стран.

В 1684 году Гантимур вместе с сыном Катанаем подал челобитную о приеме его в русское подданство. Им явно посодействовал в этом ставший в тот год нерчинским воеводой Иван Евстафьевич Власов. И по указу царей Иоанна V и Петра I (а точнее, их старшей сестры, бывшей при них регентшей царевны Софьи) было разрешено их крестить и вызвать в Москву. Крещение, по мнению современного историка А. С. Зуева, произошло в 1684 году.

И вскоре Петр и Павел Гантимуровы, а также их внук и сын Чекулай, в крещении ставший Василием, в сопровождении сына боярского И. М. Милованова и казака (переводчика) С. Г. Молодого отправились в Москву, где им предстояло закрепить свой статус князей теперь уже российских.

Первая встреча с Петром I


В начале сентября 1684 года эта делегация прибыла в Енисейск, где Гантимур был расспрошен местным воеводой К. О. Щербатым, тут же отписавшим об этом в Сибирский приказ.

К сожалению, в октябре Гантимур, бывший уже в весьма преклонном возрасте, скончался в Нарыме. Сын и внук дальше отправились одни.

В Москву они вместе с сопровождавшими прибыли в феврале 1685 года. 23 февраля посетили Сибирский приказ.

Где-то в начале марта состоялась их встреча с царями. Это происходило в Успенском соборе, где на особом возвышении, покрытом багряной тканью, к которому вело 12 ступеней, стоял особый трон. Он был сделан для двух царей. С одной стороны сидел старший Иоанн V, а с другой — Петр I.

Иоанн V и Петр I Алексеевичи встретились с Гантимуровыми в конце XVII века

Последний, которому в тот год было около 13 лет, был более смышленым. А потому именно за ним в троне было проделано окошко, через которое всё, что нужно сказать, подростку диктовала его старшая сестра, царевна Софья, которой самой участвовать публично в государственных делах не позволялось. Тогда и произошла первая встреча князя Павла Гантимурова с Петром I, царем, сыгравшим большую роль и в его судьбе.

16 марта 1685 года указом двух царей Павла Петровича Гантимурова было «повелено» писать княжьим именем и дворянином по московскому списку с годовым окладом в 30 рублей деньгами, что по тем временам было большой суммой. К ним добавлялись 60 четвертей хлеба и 6 пудов соли. От уплаты ясака освобождался весь род Гантимуровых.

Павел Петрович получил казенные платья на 41 рубль из Оружейной палаты (т. е. дорогие княжеские одежды — кафтан алый с серебряной нашивкой, зипун «дорогильной», красные суконные штаны, сафьяновые сапоги и бархатная с соболем шапка), две сабли, копье и два панциря. Нерчинскому воеводе было велено «для его иноземства построить в Нерчинске двор доброй нерчинскими служилыми людьми и пашенными крестьянами как пристойно со всем дворовым строеньем по тамошнему делу».

Из Оружейной палаты Павел Петрович Гантимуров получил дорогие княжеские одежды

Минусов было, пожалуй, три. Во-первых, из семи жен он должен был оставить себе одну, которую требовалось окрестить. Ей стала Марфа (Мария) Ивановна, с которой у него, кроме Василия, было еще пятеро детей. Дети от других его жен получили фамилию Катанаевы.

Во-вторых, в Москве был оставлен его сын Василий (Чекулай), дальнейшая судьба которого пока неизвестна.

В-третьих, дом ему никто строить не стал. И по приезде в Нерчинск князь на свои окладные деньги вынужден был купить его самостоятельно.

Павел Гантимуров, ставший таким образом первым российским князем в Забайкалье, вернулся в родные края, где стал верой и правдой служить новому Отечеству.

Служа России


Известно, что уже в 1688 году Павел Петрович по приказу нерчинского воеводы Власова с отрядом из 300 казаков и своих тунгусов отправился наказать напавших на Теленбингский острог монголов. Войска противника он в районе реки Онон разбил, а пленных и скот вернул.

За эту победу, как отмечал А. В. Соломин, в мае 1689 года «он в числе прочих получил специально выпущенный золотой размером в один золотой» по «похвальной грамоте» Сибирскому приказу от царя (от царей. — Прим. авт.). Эта награда соответствовала рангу стольников и стряпчих, находившихся в иерархии между полковниками, получившими «золотые в полтора золотых», и младшими офицерами, награжденными «золотыми в ползолотой».

А затем была оборона Нерчинска под руководством «великого посла» Федора Головина, в которой Павел Гантимуров вместе с сосланным в Забайкалье гетманом Демьяном Многогрешным сыграл большую роль.

Федор Головин руководил обороной Нерчинска

Маньчжуры, имевшие многократное военное превосходство в войсках, потребовали от русских оставить не только Амур, но и Забайкалье, уйдя за великое озеро. Вот как описывает самый напряженный момент в переговорах о мире автор трехтомной исторической работы «Забайкальские казаки», изданной в начале ХХ века, Афиноген Прокопьевич Васильев:

«Была решительная минута, от нее зависела судьба Забайкалья. Князь Гантимур, преданный русским, вооружил всех своих тунгусов и присоединился к нашим отрядам. Русские делали демонстративное движение с целью ввести китайцев в заблуждение (его предложил провести Демьян Многогрешный, командовавший в этом маневре пехотой. — Прим. авт.); на северо-восток от Нерчинска на горе показалось пешее и конное русское войско, долженствовавшее показать китайцам, что к русским войскам прибывает подкрепление. А это были одни и те же люди и конница Гантимура».

Известный нерчинский краевед Николай Музгин в изданной в 2002 году книге «Родная земля — Забайкалье» привел хранившуюся в родах нерчан легенду (предание), в которой поминался этот эпизод. Он рассказал, что «в момент выхода Головина из города (со своим войском навстречу китайцам. — Прим. авт.) к той же пикообразной горе, которую обходили войска бокового прикрытия Головина при входе в город, выше князь Гантимур и начал «мотаться» вокруг нее со своей конницей. Это также подействовало на китайцев, принявших ее за крупные военные силы, подошедшие на помощь русским.

С тех пор эта гора получила народное название «Маятная». На современных топографических картах она называется «Мотальная». Оба названия сходны по смыслу, но народное, говорящее о том, что войска Ф. А. Головина и князя Гантимура «маялись» вокруг этой горы более образно, красочно и поэтично.

Так мог выглядеть Павел Гантимуров

27 августа 1689 года был подписан Нерчинский договор, на многие годы сделавший мирной российско-китайскую границу. Как писал первый забайкальский историк и геополитик Владимир Андриевич в «Кратком очерке истории Забайкалья с древнейших времен до 1762 г.», главными результатами этого договора стали: «умиротворение границы; установление правильного торга; оставление Албазина и возвращение в Нерчинск обывателей оного под началом Бейтона; прекращение претензий на Гантимура и усиление Забайкалья войсками».

А в сентябре того же года была низложена царевна Софья, которую постригли в монахини. И хотя Петр I формально правил еще в паре с братом Иоанном V, но по сути дела уже наступила петровская эпоха в истории Государства Российского.

Побывавший в Нерчинске в 1693 году русский посол к богдыхану Эверт Избрант Идес позже написал, что встречался с Павлом Гантимуровым, который мог, по его словам, если потребуется, в течение суток собрать 3 тысячи хорошо экипированных всадников с луками.

Но свой очередной подвиг забайкальский князь преданности и честности совершил не в боях. В 1696 году нерчинские казаки, как считает А. В. Соломин, по наущению смещенного за злоупотребление на посту нерчинского воеводы М. П. Гагарина, восстали против нового воеводы А. И. Савельева и арестовали его.

Князь Гантимуров, лично сильно пострадавший от притеснений Гагарина, попытался помочь арестованному. Он написал четыре челобитных о нарушениях Гагарина, но всех гонцов с грамотами казаки перехватили. Они потребовали, чтобы Павел Петрович присоединился к ним, «бранили и назвали басурманом».

Но Гантимуров проявил твердость и отказался выполнить их требования. Тогда его заманили в дом одного из руководителей бунта и жестоко избили, но и это не заставило Павла Петровича изменить позицию. Убить же главу забайкальских тунгусов казаки не рискнули. В итоге бунт был подавлен, а преданность князя получила высокую оценку в Москве.

В наказе новому воеводе Николеву Сибирский приказ, которым стал командовать Федор Головин, предписывал «держать к нему всякое береженье и ласку, и привет» и неукоснительно выдавать годовое жалованье. Самого князя, всех его братьев и детей в количестве 21 человека велено было наградить «портищем сукна доброго каждого».

Умер первый забайкальский российский князь Павел Петрович Гантимуров в марте 1700 года в Нерчинске.

В 1710 году его потомкам в потомственное владение были отведены земли вблизи реки Урульга, где позже появилось их родовое селение Князе-Урульга. Стоит также отметить, что его род в 1901 году был пожалован гербом, который был внесен в 17-ю часть «Общего гербовника дворянских родов Всероссийской империи» с записью: «Герб рода Гантимуровых князей тунгусских».

Род Гантимуровых в начале XX века получил свой герб

Как отмечают современные исследователи, во многом благодаря личному примеру князей Гантимуровых, к концу ХIХ века почти 80% тунгусов Забайкалья были обращены в православную веру.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления