Депутаты Государственной думы, представляющие Забайкальский край, проголосовали за принятие нового закона об иноагентах, против которого высказывался Совет по правам человека, называя некоторые положения «необоснованными». Итоги голосования 2 июля опубликованы на сайте Госдумы.
Закон поддержали единороссы Андрей Гурулёв, Александр Скачков и избиравшийся от «Справедливой России» Юрий Григорьев.
Гурулёв 6 июня в своем telegram-канале писал о спорах вокруг закона про иностранных агентов, отмечая, что многие замечания следует учесть.
— Основное тут — отсутствие четких критериев включения в этот список. Когда будут критерии включения в список и правоприменительная практика по исключению из списка (в случае, если госорганы допускают какие-то ошибки, — а такое бывает, конечно), вопросы должны исчезнуть, — говорилось в его публикации.
Кроме того, депутат отмечал, что часть критики связана с нежеланием самих иностранных агентов жить с этой пометкой в своей публичной деятельности.
По данным РБК, Госдума 29 июня приняла закон об иноагентах, который суммирует уже введенные в законодательство положения об иноагентах и устанавливает к ним новые требования и ограничения.
Согласно закону, иностранным агентом является лицо, которое получило «поддержку из-за рубежа» или находится «под иностранным влиянием» и занимающееся политической деятельностью в России, целенаправленным сбором данных в сфере военной, военно-технической деятельности России или распространением сообщений и материалов для неограниченного круга лиц.
Под иностранным влиянием закон понимает «предоставление иностранным источником поддержки или оказание воздействия, в том числе путем принуждения, убеждения или иными способами». Поддержкой могут счесть получение денег, иного имущества, оказание научно-технической, организационно-методической или другой помощи. Иностранными источниками документ считает зарубежные организации, государства и граждан других стран, а также российских граждан и юрлиц, получающих зарубежную поддержку или финансирование.
Издание приводит мнение Совета по правам человека, в котором заявляли, что законопроект содержит ряд недостатков, он «фактически необоснованно» расширяет список тех, кого могут признать иноагентами. По мнению членов СПЧ, понятие «иностранного воздействия» в документе прописано так, что под ним можно понять «любой способ воздействия, который административный орган по своему усмотрению сочтет достаточным».