Политика Об истории Забайкальского края Маньчжурское золото пропало в забайкальской тайге. Как с этим был связан арестованный в Чите маршал

Маньчжурское золото пропало в забайкальской тайге. Как с этим был связан арестованный в Чите маршал

Его расстреляли

И золота было много — целый самолет

14 декабря 1945 года в Чите приземлился на дозаправку самолет с летевшим из Чаньчуня в Москву командующим 12-й воздушной армией, сыгравшей выдающуюся роль в проведении Маньчжурской стратегической операции в августе того же года, маршалом авиации Сергеем Александровичем Худяковым. Вместо генералов и офицеров, собравшихся встретить маршала, его прямо у самолета «приняли» сотрудники госбезопасности. На машине его доставили на читинский вокзал, и в столицу он отправился поездом под конвоем.

«Сбоку припёка»

Безымянный автор статьи «Авиационное дело» в «Википедии», вероятно, особо не задумываясь, начал ее с информации об этом аресте, а уж затем перешел к самому делу:

«В начале апреля 1946 года были арестованы нарком авиационной промышленности А. И. Шахурин, командующий ВВС А. А. Новиков, заместитель командующего — главный инженер ВВС А. К. Репин, член Военного совета ВВС Н. С. Шиманов, начальник ГУ заказов ВВС Н. П. Селезнёв и заведующие отделами управления кадров ЦК ВКП(б) А. В. Будников и Г. М. Григорьян».

Далее следует информация о том, какое кто из арестованных получил наказание. И вновь автора ничего не удивило. А ведь все главные фигуранты этого дела получили по тем временам крайне незначительные сроки. Так, нарком авиационной промышленности СССР, генерал-полковник инженерно-авиационной службы, Герой Социалистического Труда Алексей Иванович Шахурин (1904–1975) был приговорен к 7 годам заключения.

Алексей Иванович Шахурин

Командующего Военно-Воздушными Силами страны, главного маршала авиации, дважды Героя Советского Союза Александра Александровича Новикова (1900 — 1976) — к 5 годам, примерно столько же, а то и меньше получили остальные участники «авиационного дела».

Было только одно исключение. «18 апреля 1950 года, — сообщает «Википедия», — Худяков был осужден к высшей мере наказания — расстрелу с конфискацией имущества, и в тот же день расстрелян». Замечу, что с 1947 года в СССР высшая мера была отменена, вернули ее только в 1950 году.

Но и это еще не всё.

«Документы на реабилитацию Шахурина, Новикова и других участников этого дела были подготовлены, подписаны и направлены в ЦК Л. Берией 26 мая и 6 июня 1953 года, — говорится в той же статье. — 29 мая 1953 года Военной коллегией Верховного Суда СССР дела репрессированных были пересмотрены, и все приговоры отменены. Все обвиняемые реабилитированы, а их дела прекращены. 12 июня 1953 года на заседании Президиума ЦК КПСС было решено восстановить всех бывших арестованных по «авиационному делу» в КПСС, в наградах и в воинских званиях».

Завершается же этот абзац такой информацией: «В 1954 году был реабилитирован С. А. Худяков».

Почему же этого маршала авиации арестовали раньше других, единственного расстреляли, а реабилитировали позже всех? Да потому что к «авиационному делу» (а оно было связано с проблемами реактивных самолётов, о чём отцу нажаловался Василий Сталин) Худяков не имел никакого отношения. Единственное, что его связывало с «авиационным делом» было то, что он был маршалом авиации. Так что в этом деле он был, как говорится, сбоку припека.

Да, его дело тоже превратили в политическое, хотя оно было чистой воды уголовным.

Выступая 9 февраля 1946 года на предвыборном собрании избирателей Сталинского избирательного округа Москвы, Иосиф Сталин заявил: «Говорят, что победителей не судят, что их не следует критиковать, не следует проверять. Это неверно. Победителей можно и нужно судить, можно и нужно критиковать и проверять. Это полезно не только для дела, но и для самих победителей: меньше будет зазнайства, больше будет скромности».

Проблема мародёрства в армии в последние дни войны была достаточно острой. Но если солдаты и офицеры в качестве трофеев везли часы, охотничьи ружья, велосипеды и прочее, что могли унести (один наш родственник приехал домой на трофейном мотоцикле), то генералы тащили вагонами, а некоторые из маршалов — составами.

Через 10 дней после приведенного выше выступления Сталина Худяков признал все обвинения, в том числе что он — английский шпион, что служил в 1918 году в отряде дашнаков, что, уже будучи маршалом, злоупотреблял служебным положением. Последнее было связано с тем, что у маршала авиации Худякова пропал целый самолет золота из банка Маньчжурии.

Странности в биографии маршала

Сегодня информации о судьбе расстрелянного маршала более чем предостаточно. Даже на Украине буквально за несколько дней до начала спецоперации, в январе 2022 года, была издана книга харьковского писателя Сергея Манукяна (на русском языке) «Полет и кара. История одного падения» (12+) о судьбе Арменака Артёмовича Ханферянца, так на самом деле звали Сергея Худякова.

Некоторые авторы по сей день пытаются обвинить маршала в том, что он выдавал себя за другого, но это уже многократно развенчано. В годы Гражданской войны Арменак взял себя имя спасшего его однажды, а потом погибшего в боях командира своего отряда. И тайной для руководства страны это не было. Берия знал его по Баку, Сталин — по обороне Царицына.

Обвинения же в том, что он был английским шпионом чуть не с 1918 года — это, скорее, попытка связать его с Лаврентием Берия, против которого в послевоенный период также плелись интриги. Некоторые авторы даже утверждают, что через Худякова Сталин де подбирался к единственному оставшемуся в живых из 26 бакинских комиссаров, члену Политбюро ЦК ВКП(б) Анастасу Микояну. Но зная, как Иосиф Виссарионович расправлялся с другими членами Политбюро и ЦК партии, это ничего, кроме улыбки, не вызывает.

Да, бывший кавалерист Худяков (Ханферянц) совершил головокружительный взлет в годы Великой Отечественной войны, но и это не было такой уж редкостью.

В 1936 году он окончил командный факультет Военно-воздушной академии им. Н. Е. Жуковского. Великую Отечественную встретил в звании полковника. А в 1945 году в Читу прилетел уже маршалом авиации. Но кроме зависти, эти факты вряд ли могут вызывать какие-то вопросы.

У него за плечами были крупнейшие и блестяще проведённые авиационные операции.

Звание маршала авиации ему присвоили в августе 1944 года, тогда же назначили начальником штаба и заместителем командующего ВВС Красной армии. В феврале 1945 года он был включён в состав советской делегации на Ялтинскую конференцию «Большой тройки» (Сталин, Рузвельт, Черчилль), на которой среди прочих был решён и вопрос участия СССР в войне с Японией.

Главком 12-й воздушной

Известный краевед, сам бывший летчик, Борис Георгиевич Родиков в одной из своих статьей, посвященных 12-й воздушной армии (ВА) и ее главкому, писал:

«В ходе формирования группировки сухопутных войск проводились существенные изменения и в 12-й воздушной армии (создана она была в 1942 году. — Прим. авт.), составлявшей основу авиации Забайкальского фронта. Эти изменения начались ещё в марте 1945 года, когда командующим был назначен маршал авиации Сергей Александрович Худяков. Этот шаг ни в коей мере не явился актом недоверия к прежнему командующему Т. Ф. Куцевалову. Просто в Ставке посчитали, что руководить авиационной группировкой должен человек, имеющий внушительный боевой опыт. Именно таким и был маршал авиации С. А. Худяков».

В изданной в Чите в 1977 году небольшой книжице «История авиации ордена Ленина Забайкальского военного округа (1917–1976)» рассказывалось об этом моменте:

«12-я ВА пополняется новыми соединениями и частями: летом 1945 года с Западного фронта прибыли и вошли в состав 12-й ВА два бомбардировочных корпуса, три авиадивизии, восемь батальонов аэродромного обслуживания, семь зенитных полков ПВО, другие части и подразделения. В результате этого авиация Забайкальского фронта состояла из двух корпусов, 13 дивизий (истребительная, штурмовая, бомбардировочная, транспортная), 47 полков, из которых 24 полка прибыли до начала боевых действий.

Укрепился и командно-политический состав 12-й воздушной армии. На высшие должности были назначены генералы и офицеры, имевшие опыт руководства войсками в боевой обстановке (командующий 12-й воздушной армией — маршал авиации Худяков С. А., бригадный комиссар — генерал-майор Пальянов С. А., начальник штаба — генерал-майор Козлов, начальник политотдела — генерал-майор Черненький Н. А., начальник тыла — полковник Скрицкий Д. Ф.)».

В последнем абзаце авторы совершили ряд существенных ошибок. Главная из которых состоит в том, что на высших постах остались генералы и офицеры, уже служившие в этой армии. Так, Сергей Андреевич Пальянов (1902–1975) был заместителем командующего 12-й армией с момента её создания в 1942 году. Тогда же, в 1942-м, начальником штаба этой армии стал и Дмитрий Степанович Козлов (1897–1968). С марта 1942 года в 12-й служил и Николай Назарович Черненький (1905–1978). А начальник тыла армии Дмитрий Федорович Скриницкий (1904–1965) вообще служил в авиации Забайкалья без отлучения с 1940 года, а в указанной должности — с 1943 года.

Ещё несколько интересных деталей. Во-первых, ни один из этого списка не был арестован ни вместе с Худяковым, ни по «авиационному делу». Во-вторых, их в этот период не обошли наградами. Так, генерал-майор авиации Пальянов за участие в боях с Японией был награждён орденом Кутузова II степени. Точно такую же награду тогда получили и его товарищи генерал-майоры авиации Козлов и Скрицкий. Более того, в 1949 году Пальянов и Скрицкий были награждены орденами Ленина, а Козлов — четвёртым орденом Красного Знамени. К слову, вторую Звезду Героя Советского Союза за участие в войне с Японией получил и главком ВВС Александр Новиков.

Александр Новиков

А чем был награждён тогда маршал авиации Худяков? Ничем! И это была первая «черная метка».

Среди прочих операция в ходе той краткосрочной войны был проведен и ряд десантных операций. В Мукдене десантниками был захвачен глава марионеточного государства Маньчжоу-Го император Пу И. Вместе с ним захватили и золото главного банка этого государства.

Пропавший самолет и пропавшее золото

Золото было отправлено в Москву на двух самолётах, но долетел лишь один. Второй пропал где-то в забайкальской или прибайкальской тайге. Кстати, золото с долетевшего до Москвы самолета вместе с интернированным в СССР Пу И в 1950 году вернули Китайской Народной Республике.

Некоторые из авторов пишут, что в 1952 году, «когда Худякова уже не было в живых, охотники нашли в прибайкальской тайге обломки разбившегося самолета и останки членов экипажа». Другие утверждают, что это произошло в 1965 году. И никто из них не смог сказать, а было ли в этом самолете золото или нет.

Версий по поводу судьба золота и драгоценностей (а считается, что именно на этом пропавшем борту были и они) масса. От того, что золото растащили охотники, до того, что всё это придумал чуть ли не лично Сталин, чтобы умыкнуть у Китая не только золото, но и как раз драгоценности. Другие обвиняют во всём армянскую мафию.

Приведу одну из версий: «Не вдаваясь в историю армянской мафии, отметим только, что в Харбине среди русских эмигрантов было приличное количество армян еще со времен Гражданской войны в России. И похоже Ханферянц имел с ними контакт. По нашей версии, именно в Харбин и ушло золото Маньчжоу-Го, ибо в СССР в то время даже мафии с ним нечего было делать. Это уже после Сталина, в 1960-х годах, мафия стала разворачиваться и в Москве, хотя с ней и активно боролись. К примеру, только в одной армянской группе москвичи за пару лет скупили контрабандно поставленные 34 674 золотые монеты на сумму в 2,4 млн рублей. По тем временам сумма равна государственному бюджету Армении. В другой группе прямо на таможне задержали 6 кг платины в слитках. Осенью 1945 года харбинский «свет» уже вовсю паковал чемоданы. Одни готовились к репатриации в СССР, другие отправлялись по совсем другим адресам — главным образом в США, потому как в пережившей войну Европе хватало своих неприкаянных и неустроенных. Время для вывоза больших ценностей было самым, что ни на есть подходящим, и каналы для реализации «золотого запаса» у Ханферянца были надежными. Вот только ему самому не удалось проскользнуть по ним».

Даже его последующую реабилитацию и героизацию на малой родине приписывают армянской мафии. Так это или нет, до сих пор неизвестно. И прав упоминавшийся выше писатель Сергей Манукян, что тайна судьбы (добавлю и пропавшего маньчжурского золота) маршала авиации Сергея Худякова (Арменака Ханферянца) по сей день так и не раскрыта. Мне кажется, что этот военачальник, мужественно пройдя испытания огнем и водой, как и многие, не выдержал испытания медными трубами — славой и почти безграничной властью.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления