Религия Ришат Сайдашев: «В Судный день мне отвечать за мусульман Забайкалья»

Ришат Сайдашев: «В Судный день мне отвечать за мусульман Забайкалья»

«Если на дороге лежит палка, которая мешает проехать или пройти, то мусульманин должен её убрать. Религия нас этому учит. Она не учит причинять неудобства другому».

15 декабря в Читу прибыл новый имам–хатыб Соборной мечети Ришат Сайдашев. Впервые в истории Забайкалья духовным лидером мусульман стал 26-летний мужчина, который был назначен Советом муфтиев России.

О семье, о том, как Чита встретила молодого имама, и какие перемены произойдут в жизни мусульман Забайкалья – интервью ИА «Чита.Ру» с Ришатом Сайдашевым.

О семье

- Мама у меня из Чувашии, папа – из Омска. Я родился в Омске, там закончил 11 классов. В детстве увлекался спортом – есть второй юношеский разряд по боксу. Мой папа был спортсменом, он занимался тяжёлой атлетикой. В нашей семье все занимались спортом благодаря ему.

Знакомая бабушка постоянно приходила к нам в гости, читала Коран. Родители всегда придерживались веры – держали пост, Коран читался дома всегда, но чтобы кто-то был очень религиозным – такого не было. Единственное – мамина мама. Она учила нас молитвам, как раньше было принято в семьях. Сейчас, правда, этого почти не осталось.

Сначала бабушка сама диктовала мне молитвы, а я писал. Потом сдавал ей уроки – то, что она мне задавала. В 1997 году я начал ходить в воскресную школу. Я учился у муфтия Омска. В 1998 году открыли большую мечеть в Омске. После чего начал ходить туда. Народу ходило много – более 100 человек посещали воскресную школу. Очень дружны все были. До сих пор общаюсь с теми, кто там учился. Хорошие отношения со всеми остались.

Пока мама живёт в Омске, но планирует переехать в Казань – ближе к своим родственникам, к малой родине.

О переезде в Читу

- Как семья восприняла ваше назначение?

- Были рады. Я уже служил в мечети в Чебоксарах полтора года. Проходил преддипломную практику по возвращению из Турции. После чего переехал в Москву жить. Вернувшись в Чебоксары, занимался внешними делами мечети. Потом мне неожиданно позвонили, предложили ехать в Читу. Никогда не думал, что в эти края поеду.

- Сразу согласились?

- Да. Я в это время занимался бизнесом и, как уже говорил, внешними делами мечети, но это было не по душе. Когда занимаешься работой, должен получать удовлетворение, удовольствие. Должно нравиться. А у меня было чувство, что не моё.

- Помните свои ощущения, когда увидели Читу?

- Когда я сюда собирался, мне говорили, что здесь большие цены. Если то, что стоит у нас рубль, в Чите – двадцать. Что морозы очень сильные. Когда приехал, увидел, что и цены здесь нормальные, и морозов сильных нет… Всевышний меня пожалел, наверное, морозов таких не давал. Единственное, после Нового года морозы были. А на этой неделе всё тает.

- Где успели побывать?

- Пока культурных мест не посещал. Кто-то говорил мне, что это город районного типа. Но город хороший, аккуратный.

- Если говорить начистоту, то приехали вы в не очень благоприятный момент, когда были обвинения, судебные разбирательства. Не боялись этого?

- Если честно, когда я собрался сюда, сразу зашёл в интернет. Первое, что выдал поисковик – в мечети нашли бомбу. Мне об этом не говорили. Но на всё воля Всевышнего. Он дал возможность сюда приехать, значит, и поможет. Надеемся только на его милость и помощь.

Когда приехал, не сказал бы, что обстановка была напряжённая. Да, были люди, которые встретили нехорошо. У каждого же свои мысли. Сначала были сомнения. Но за две недели получилось себя зарекомендовать. Люди довольны, насколько я вижу. Многие подходили и говорили, что рады, что я приехал. Давно мечтали, чтобы имам был образованный, по направлению из муфтията. Такого, говорили, здесь не было давно. Стало полегче.

- Как на ваш возраст отреагировали люди, которые приходят в мечеть?

- Про возраст никто не говорил. Только люди другого вероисповедания задавали вопросы о возрасте. В наше время учится много молодёжи. А раньше люди, которые работали, и молодёжь, которая училась, не могли посещать мечеть и брать религиозные знания. Было запрещено. На тебя сразу же писали заявление. Люди не могли посещать храмы Всевышнего. В наше время, хвала Всевышнему, с его помощью, с помощью правительства и государства это всё свободно. Поэтому старые дедушки, которых мы всегда видели при мечетях, сменяются молодёжью.

Про мусульман

- Трудно жить мусульманину в Чите?

- Многие люди жаловались, что когда приходили к имамам, они не очень хорошо к ним относились. Был такой период. Поэтому верующие отделились от мечети, перестали её посещать. Сам я, если бы пришёл в мечеть, и мне там нагрубили, тоже бы больше туда не пошёл. И Всевышний говорил нашему Пророку (да благословит его Аллах и приветствует): «Если бы Ты с людьми был жесток, и груб, то люди от Тебя отвернулись». Если Всевышний так говорил, нашему Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) мы тоже должны быть мягкими, доброжелательными, учить добру, а не жестокости.

- Задевают высказывания, что мусульмане взрывают Россию?

- Если человек носит бороду, традиционные виды одежды, то люди не должны думать, что он – террорист. Мы же не знаем тех, кто всё взрывает, от кого это исходит. Я уже не раз говорил, что настоящий мусульманин, настоящий верующий, никогда не причинит плохого другому человеку. Например, если даже камень лежит на дороге, и мешает ходить, мусульманин должен его отодвинуть. Если на дороге лежит палка, которая мешает проехать, то мусульманин должен её убрать. Религия нас этому учит. Она не учит причинять боль другому. Неприятно, когда из-за людей, которые, прикрываясь религией, делают такие вещи, грязь падает на мусульман.

Мне понравилось, что в Забайкалье между жителями нет разделения по верам. Все хорошо общаются. Когда я встречался с епископом Евстафием и Баир-ламой, было очень тёплое, хорошее отношение. На самом деле видно, что у всех людей нет разделения. Главное, чтобы это сохранилось. Мы должны жить в мире, дружбе.

- Ваше отношение к тому, что ведомственные структуры перекрывают в центре города улицу в рамках антитеррористической безопасности?

- Если что-то они делают, то, наверное, знают, что – у них есть опыт работы, они не первый год этим занимаются. Там сидят умные люди, которые размышляют, знают все движения, которые происходят. Раз делают, то во благо людей. Чтобы уберечь их от чего-то.

- Согласны с мнением, что все мусульмане готовы идти на джихад?

- В некоторых странах читают проповедь с мечом в руках. Это означает, что в эти страны ислам пришёл с войной. Сражаясь, воюя. А в России проповедь читают с палкой в руке – это означает, что ислам пришёл с миром. Поэтому нельзя в наше время сказать, что мы должны взять мечи в руки и пойти сражаться. Такого нет. Джихад в наше время – это джихад со знаниями, а не убийство. Этим человек ничего не добьётся. В наше время людей нужно учить своим поведением, характером, знаниями. Этим можно доказать правильность религии.

- Вы лично как относитесь к браку мусульманина с человеком другой религии?

- Есть условие при помолвке в исламе - это произношение молитв. Сказав их, человек становится мусульманином. Но мы не можем это осуждать.

О планах

- Планируете сотрудничать с представителями других религий?

- Сотрудничество, конечно, будет. У нас одна цель – призвать людей к вере, дружбе, пониманию. Если мы, духовные лидеры, не будем между собой дружить и общаться, то и люди будут думать, что так должно быть и будут разделяться. В первую очередь мы должны между собой укрепить наше знакомство.

- А с губернатором познакомились?

- Да, встречались два раза. Обсудили проблемы мечети, свои планы – что мы хотим сделать здесь и в крае.

В мечети, например, нужно сделать ремонт. Сколько лет уже не делали. Мечеть уже не вмещает народ, который приходит на пятничные проповеди, поэтому, возможно, нужно сделать балконы. Необходимо отреставрировать здание – ему более 100 лет. Мечеть необходимо сохранить – это наша обязанность. Раз наши бабушки и дедушки построили, сохранили, учили здесь, читали молитвы, то мы должны этот подарок привести в порядок. Чтобы и людям - и проходящим, и заходящим, было приятно на него посмотреть – да, это Божий храм. Он должен быть красивым.

Мы хотим обучать детей, студентов, взрослых. Многие люди не знают религию, либо забыли её с тех времён, когда учили атеизму. Многие сейчас не знают свою религию так, как нужно знать. Есть и те, кто не интересуется ей. Цель – призвать, чтобы пришли к духовности. В планах – построить воскресную школу на территории мечети, чтобы были отдельные классы. И учителей новых надо, чтобы и женщины, и девушки могли учиться.

Сейчас мечеть открыта для всех. Человек любого вероисповедания может сюда прийти - рады всех встретить, познакомить, ответить на их вопросы.

Недавно к нам приходила одна женщина – христианка, но работает с мусульманами. Пришла, принесла пожертвование мечети. Дверь ни для кого не закрыта – каждый, кто желает, может прийти и учиться, познавать. Ведь всем интересно, что такое мечеть. Для всех двери открыты.

- Планируете посетить районы?

- Есть такие планы. Некоторые приезжают за 500 километров, чтобы почитали им Коран – нужно строить мечеть в районе. Но сначала надо организовать место, чтобы люди где-то могли собираться. Необходимо выбрать лидера, который должен следить за всем, чтобы не произошла ситуация, подобная той, что была в мечети. Чтобы этим людям можно было доверять, чтобы человек мог вести это дело, проповедовать религию правильно.

Планирую, что сможем посетить все районы, всё посмотреть. Может, в татарских деревнях остались аксакалы или бабаи (с татарского языка – дедушка – авт.). Ответственным меня поставили в Забайкальском крае, поэтому мне отвечать за всех здешних мусульман в Судный день.

- Как помогает община мусульманам?

- Я встречался с одним из лидеров общины. Мы хотим организовать фонд, чтобы помогать детским домам, тем людям, которые переезжают сюда. Я работал с УФСИН – к нам обращения идут и от заключённых, они просят помочь. Есть люди, которые нуждаются в лекарствах, например. К нам обращался такой человек. Один из посетителей мечети этого дедушку забрал к себе и помог ему с обследованием, лекарствами.

Хотим помогать не только мусульманам, но и тем, кому нужно. В Чебоксарах было и такое: мясо, которое собирали во время жертвоприношений, мы раздавали нуждающимся. Есть семьи, которые только в два праздника могут поесть мясо. Мы должны помнить, что есть такие люди. Наша обязанность – помогать им.

О мнениях

- Можете дружить с женщинами?

- По работе приходится общаться и с женщинами. Вот с вами сейчас разговариваю. Если в самом чистом понимании смысла дружбы – почему нет? Общаться можно, нужно. Необходимо знакомиться, познавать что-то новое.

- Как вы относитесь к желанию русской православной церкви ввести дресс-код для русских?

- Религия всегда учила, что и у женщин, и у мужчин, есть части тела, которые должны быть закрыты. Мужчина не должен показывать то, что есть ниже пупка и выше колен. У женщины должны быть видны лицо, кисти рук и нижняя часть ног. Мужчинам запрещено смотреть на женское тело. Женщина должна показывать свои достоинства, красоту тела только своему мужу. Религия всегда к этому призывала. Православные приходят к тому, чему нас учили религии.

- А для вас какая одежда удобная?

- С детства я носил классическую одежду. Был один период, когда я учился в 11 классе, - ходил в спортивной одежде.

- Что может подвигнуть 26-летнего мужчину стать имамом?

- Воля Всевышнего!

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления