После свежего и морозного воздуха «Тужи» в небольшом дугане села Укурик ощущается духота и жар натопленной печки. Прихожане сидят вдоль стен на лавках, у многих на коленях примостились дети с молитвенно сложенными руками. В огромный барабан бьет тоже ребенок в красной мантии.
Скопление верующих легко объяснить. Во-первых, обряд Дугжууба — традиционное для Сагаалгана таинство. Оно отсекает всё лишнее, убирает препятствия, чтобы человек зашел в Новый год только с хорошим. Во-вторых, такой обряд, проведенный на родине, более эффективен, поэтому в Укурик съехались люди из других концов Забайкалья и Бурятии. Ну и наконец Дугжуубу не проводили в Укурике уже много-много лет.
— Селяне построили свой дуган, но в 30-е годы его отдали под школу — там теперь до сих пор детей учат, — местная жительница показывает на квадратное здание под красной крышей. — А всех лам репрессировали — у нас было больше 30 священников, их имена сохранились и увековечены на одной из ступ.
Новый дуган построили уже в 90-е годы, но обряд в нем не проводили. Село отдаленное, работы нет, люди уезжают. В последние годы после того, как художник Даши Намдаков затеял парк «Тужи», Укурик стал оживать. Перед молебном мы накоротке заезжаем в столярную мастерскую. Местные жители получили грант и организовали производство, отремонтировав бывший колхозный гараж. Массивные стулья и изящные кресла покупают и для парка, и для сельских домов. Их тоже становится больше — люди возвращаются. Поэтому и в духовной жизни намечается подъем.
Мужчины загодя приходят к дугану с факелами и газовой горелкой. Они безошибочно определяют, что мы были в «Тужи», спрашивают про коней, удивляются, что один из них пытался меня скинуть. Подшучивают: «Да Туман спокойный, он поди чихнул, а ты напугался». И дальше заводят разговор о том, что меня надо было посадить на жеребца с каким-то мудреным именем, тогда бы я почувствовал. И о том, что объезжать молодняк некому, а коней для туристов готовить надо, потому что конная прогулка — это вам не на самокате по двору. Степь! Простор! Ветер! Типичные бурятские ценности.
Еще до того, как появился парк, Намдаков возвел на въезде в село арт-объект — пять столбов, украшенных головами пяти сакральных для бурятского народа животных: верблюда, лошади, быка, овцы и козы. Они дают человеку всё, что нужно для жизни, — пищу, одежду, кров, силу.
Отслужив молебен, ламы выходят на улицу. В руках двух крепких мужчин ритуальная пирамида — сор. Ее изготовили за несколько дней до обряда в качестве символа всего плохого. Медленно и с молитвами, под звуки тарелок и колокольцев процессия идет к костру — обложенной сеном пирамиде за оградой дугана. Вспыхивает она моментально, туда отправляется и сор, и отрезок материи, которой «подмели дорогу».
Смотреть на костер тоже нельзя. Люди отворачиваются и уходят в дуган. Ламы остаются на месте, чтобы дочитать молитвы. Затем они освятят белую пищу и благословят верующих.
Лама Баир Базаров под звуки пения поясняет суть обряда: Дугжууба отсекает время и пространство, убирает препятствия ушедшего и наступающего года. Обряд символичный, так как мы его проводим впервые за несколько десятков лет. Потомки приезжают на родину и приобретает здесь силу. Как говорит наш земляк Даши Намдаков, «каждый из нас имеет корни, и мы эти корни возрождаем».