Общество Джипами по детдомам

Джипами по детдомам

Если встреча начинается сухо и официально, то мы выходим во двор, достаём сосиски и жарим их на костре. Детишки, а с ними никто такого не делает, сразу оттаивают: «Ой, а дайте мне! А мне!».

Бывают люди, которых сложно представить на месте, которое они занимают в жизни. Алексей Сухин — из таких людей. При знакомстве он в первую очередь говорит: я - «диверсант», а потом - «чемпион первого «Танк-Трофи». Его легче представить за рулём внедорожника или в гараже, чем в детском доме. Но именно он организовал всероссийскую благотворительную эстафету «Дети 4х4», в ходе которой джиперы помогают воспитанникам детских домов.

Стартовав в начале ноября из Санкт-Петербурга, эстафета к декабрю добралась до Читы. Дальше джиперы поедут в посёлок Кадая — в местный детский дом.

- Стандартный в таких случаях вопрос — как возникла идея проведения акции?

- Пять лет назад я перебрался из Читы в Питер. Незадолго до этого, готовясь к очередным соревнованиям, мы с основателем «Диверсанта» Семёном Шифриным подумали, что было бы неплохо проехать по России. Но не просто так — для своего удовольствия, а принести какую-то пользу. Например, помочь детским домам. Организовать это в Чите не получилось, лишь спустя всё это время я реализовал эту идею.

Во главу мы ставим не материальную помощь, а общение, которого не хватает детям. Сирот в нашей стране около 200 тысяч человек. Воспитатели, преподаватели делают свою работу за вполне небольшие деньги и дают детям всё, что могут дать. Но общения — простого, человеческого, выходящего за рамки учреждения — им всё-таки не достаёт.

По статистике, из 10 человек, посетивших детдом, восемь туда больше не поедут. По разным причинам — не нравится, не хочу, не могу. Джиперы откликаются охотно. Вот руководитель «Диверсанта» Андрей Тихонов после первого звонка прилетел в Новосибирск и поехал со мной.

- А как встречают вас в детских домах?

- Чаще всего и руководство, и дети встречают приезжающих настороженно. Потому что люди редко едут в такие места по своему желанию. Приезжают ребята из политических партий, организаций, дарят подарки, фотографируются и уезжают. Поэтому дети нас сначала воспринимают как мешки с подарками. Но, как я говорил, у нас помощь - не главная цель. Кроме того, есть свои секреты, как расположить ребятишек к себе. Если встреча начинается сухо и официально, то мы выходим во двор, достаём сосиски и жарим их на костре. Детишки, а с ними никто такого не делает, сразу оттаивают: «Ой, а дайте мне! А мне!». И вот в такой обстановке мы начинаем разговаривать, шутить и всё уже гораздо проще.

Если дело доходит до покатушек, то там начинается реальная дружба. В Перми ребята провели трофи-ориентирование и, как сказали воспитатели, дети такого не видели никогда и вряд ли увидят ещё.

Единой, обкатанной программы у нас нет. Каждый клуб придумывает своё мероприятие. В Красноярске, к примеру, парни хотели сделать показательные выступления, но у них не получилось. Как оказалось — к лучшему. За ночь была подготовлена трасса, придумана легенда и с утра джиперы с детьми в роли штурманов поехали на ориентирование. Простенькая, по нашим меркам, затея. Но дети были в восторге. Это ломка стереотипов.

- Получается с детьми говорить по душам?

- Нет. Невозможно приехать к детям и сразу заставить их раскрыться. Можно завязать какие-то отношения, поболтать, но не более того. У женщин это получается лучше — к ним, обычно, с какими-то своими делами подходят девочки.

Пацаны, конечно тоже тянутся к нам. Ведь в детских домах, как и везде в образовании, трудятся, в основном, женщины. И вся система под это заточена - мальчики вынужденны заниматься бисероплетением. Только в одном учреждении мы увидели, что парни строгают табуретки в мастерской. Один из воспитанников сам сделал себе санки — такие понтовые, с сигнализацией, с номерами по типу автомобильных.

Этот детский дом, один из двух, которые работают в небольшом посёлке. И разница между ними грандиозная. Просто пропасть. В первом - ветхое здание, ремонта не было давно, всё уныло. Я спросил у руководителя о достижениях. Она говорит — вот у нас один мальчик, выпустился из училища и теперь очень хороший автослесарь. Я ничего не говорю — нет ничего плохого в том, что человек закончил ПТУ и стал слесарем.

Во втором детдоме — отличный ремонт, бытовая техника, духовой оркестр, которым руководит их же выпускник. В целом — полная чаша. И атмосфера соответствующая. Бывшие воспитанники туда часто приезжают, даже свадьбы там празднуют. После вопроса о достижениях мне начали перечислять — парень после военного училища попал в аппарат министра обороны, трое после университета — в руководство банков.

Я считаю, что всё зависит от руководства. Одни директора ищут спонсоров, ездят в Москву, выбивают какую-то помощь. А другие — не делают ничего и жалуются на жизнь. Последних мы видим чаще, так как задали себе критерий — либо самые отдалённые, либо труднодоступные, либо самые бедные. Ведь есть дома, в которых отказываются от подержанной бытовой техники, а в других — рады даже потрёпанным книжкам.

Эти наблюдения меня подтолкнули к другой идее. Нужно организовать интернет-платформу, где можно будет объединить все детские дома. Этакое подобие соцсети, где можно попросить помощи — материальной, юридической, в розыске людей и прочего. И одновременно эту помощь можно будет предлагать. В пути мы встречались с фермером, который может делиться своей продукцией — но не знает как это сделать. Оказывается, прийти и предложить свои услуги — тоже не просто.

- Какой-то из домов или детей тронули вас особенно сильно?

- Каждый из детей по-своему трогателен и каждый запомнится нам по-своему.

В одном посёлке мы также пожарили сосисок, потом пошли в актовый зал. Да, везде дети песни поют, выступают, но здесь было всё особенно душещипательно.

Очень трогает, когда дети, прощаясь с нами, дарят подарки. Не по команде, а сами от себя — возьмите вот от нас. И тянут свои поделки, картинки.

В Тюмени пацаны из клуба организовали посещение детского дома для детей-инвалидов. Там высокий забор под колючкой, корпуса ровными рядами. Понятно, какие ассоциации, да? Жутко. Слава Богу, что там был карантин — мы просто отдали на проходной подарки и уехали.

Дети джиперов от нас тоже не отстают. Иногда диву даёшься. В Чайковском шестилетняя дочка одного из клубников отдала папе своего любимого зайца, чтобы тот подарил его сиротам. Дочь «диверсанта» Андрея Тихонова два года никого не подпускала к своим игрушкам, а тут выделила нам мешок подарков.

- Может быть в плане достатка какие-то дома запомнились?

- Материальные трудности — это не главное. Сироты живут на гособеспечении, всё предусмотрено, чтобы они были сыты-одеты. С проблемами такого плана все в какой-то мере сталкиваются — полные семьи, неполные. У сирот не хватает общения. Воспитатели стараются никого не выделять — чтобы не возбуждать ревность. А без этого детей порой невозможно понять, какие у кого нужды, проблемы, радости.

Хотя достаток везде разный. В одном из детских домов перед нашим приездом ребята из местного клуба приехали, стали спрашивать, чего им не хватает, а с ними даже не хотят говорить. Выяснилось, что к ним какое-то время назад приехали журналисты, отсняли материал, обещали помочь, а потом сделали материал — скандалы-расследования и прочее. В итоге директор, которая им каждый уголок показала, душу открыла, получила по шапке за негатив. А воз и ныне там.

Некоторые просят довольно серьёзные вещи — унитазы, раковины, металопрофиль. А у нас в стране докладываются бодрые цифры — было, допустим, 8 тысяч детских домов, стало 6 тысяч. Но это происходит не из-за того, что сирот стало меньше, а потому что дома укрупняют, объединяют. И сирот тоже устраивают в семьи.

В целом, дело получилось интересное. В начале мы ожидали какой-то помпы, но всё, слава богу, происходит по другому — просто общение. Тихо, скромно и это лучше.

Ещё мы пытаемся связать детей между собой. Каждый детский дом пишет следующему письма. Может быть завяжутся какие-то контакты, переписка, начнётся дружба. Для сирот это очень важно.

- Почему выбрали детский дом в Кадае?

- По тем же параметрам — небогатый, отдалённый от центра. Член «Диверсанта» Евгения Харитонова собрала список из таких домов и, джиперы выбрали именно его.

Раньше этот посёлок и детдом относились к Забайкальскому ГОКу. Финансирование, я думаю, там значительно уменьшилось. Туда уже съездили джиперы-борзинцы, поинтересовались, чего нужно и чем-то уже помогли.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления