Общество Сотня претензий к чёрной сотне

Сотня претензий к чёрной сотне

У читинских черносотенцев имеются покровители в силовых структурах, что вытекает уже из того, что в их числе на первых позициях находятся сыновья высокопоставленных службистов с большими звездами на погонах.

«Одни из них уже замечены, но не поняты, на другие – закрываются глаза, третьи – вообще не осознаются», - историк Михаил Константинов добавил к терроризму ещё три источника повышенной опасности в этносоциальной сфере. Статья «Этносоциальная ситуация: источники повышенной опасности» была написана в порядке подготовки к выступлению, состоявшемуся на Гражданском форуме.

В комментариях пользователей к части первой, где доктор исторических наук неожиданно представал футбольным болельщиком, Михаила Васильевича обвиняли в «беззубости» и нежелании видеть проблемы у себя в регионе.

Сегодня «Чита.Ру» публикует часть вторую — о черносотенцах-казаках, черносотенцах-силовиках, черносотенцах - вузовских преподавателях, а также их покровителях. И все они в Забайкалье.

Черносотенцы

В отличие от националистически настроенных фанатов, проявивших себя в полной мере в Москве, черносотенцы действуют во многих городах страны. Об этом свидетельствует интернет, где черносотенцы весьма откровенно представляют свои материалы. Всплеску черносотенного движения в стране способствовал Учредительный съезд Союза русского народа (СРН), состоявшийся в Москве 21 ноября 2005 года. Непосредственно за деятельностью черносотенцев мне довелось наблюдать, и вместе с тем ей противодействовать, в городе Чите. В январе 2006 года местные черносотенцы выпустили газету «Русское Забайкалье», ставшую органом Читинского отдела СРН.

Эта газета обратила на себя внимание ярко выраженным национализмом и антисемитизмом, проявившемся в том числе в кричащих заголовках, таких как «Еврейский фашизм и геноцид русского народа» и «Евреи обиделись на памятник князю Святославу». Появление этой газеты вызвало резкое неприятие ветеранов-афганцев, заявивших об этом на совещании у губернатора Читинской области Равиля Гениатулина. Также было адресовано письмо губернатору, подписанное руководителем еврейской общины Борисом Ерёминым. С этим же письмом был ознакомлен Совет Ассамблеи народов Забайкалья, который мне довелось возглавлять (с 2002 по 2010 годы). Совет Ассамблеи, состоявший из руководителей этнических организаций, на заседании 2 февраля 2006 года единогласно поддержал ветеранов-афганцев и еврейскую общину и принял резолюцию со следующим текстом:

«…Совет Ассамблеи народов Забайкалья считает, что материалы газеты содержат призывы к разрушению традиций многовекового проживания народов и этносов на территории Забайкалья. В газете содержится ряд выпадов явно антисемитского характера. Считаем, что издание подобной газеты на территории Забайкалья противоречит Конституции Российской Федерации. Данное издание открыто пропагандирует идеи «русского фашизма», недвусмысленно обещая разобраться, кто в стране патриоты, а кто – сионистские выкормыши. Это явное и открытое проявление фашистской идеологии и национального экстремизма. С иллюзиями, что в Забайкалье с национальным экстремизмом и фашизмом проблем нет, пришло время расстаться. Мы прямо заявляем: проискам национализма, построенным на ненависти, на этнической, религиозной или расовой неприязни в Забайкалье – нет. Мы обращаемся к губернатору Читинской области, председателю Читинской областной Думы, к руководителям всех правоохранительных органов области, ко всем политическим партиям и общественным организациям дать соответствующую оценку имеющимся проявлениям фашизма и национального экстремизма в Забайкалье и принять меры по пресечению деятельности организаций, отдельных лиц и их печатных изданий, проповедующих фашизм, национальный экстремизм, расовую неприязнь и нетерпимость…».

После переписки между органами власти до Совета Ассамблеи был доведён ответ, подписанный прокурором Читинской области Владимиром Фалилеевым, из которого мы с удивлением узнали, что особых беспокойств у прокуратуры газета «Русское Забайкалье» не вызвала. Приведём этот документ полностью.

«Уважаемый Равиль Фаритович!

Ваше обращение, связанное с озабоченностью председателя Местной иудейской религиозной организации «Еврейская община г. Читы» Еремина Б.Л. и других руководителей общественных организаций в связи публикацией в газете «Русское Забайкалье» за январь 2006 года, по мнению обратившихся, материалов, разжигающих межнациональную межрелигиозную рознь, рассмотрено в прокуратуре области.

Проведённой с участием специалистов и сотрудников РУ ФС проверкой изложенные в заявлении факты своего подтверждения не нашли.

Согласно выводам проведенной лингвостилистической экспертизы публикаций указанной газеты, в них отсутствует лексика, оскорбляющая честь и достоинство лиц по национальной либо религиозной принадлежности, также обосновывающая превосходство одной национальности, расы над другой или неполноценность каких-либо национальностей. В газете нет высказываний, призывающих к массовым беспорядкам и совершению преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-нибудь этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы, а также пропаганды исключительности русского народа.

В то же время, анонс документального фильма «Россия с ножом спине», опубликованный в газете, содержит излишне эмоциональное высказывание о современном положении русского народа, «оккупированного жестокой и циничной бандой разномастной антирусской сволочи». Данная гипербола представляется некорректной и в силу того, что используемое грубое слово «сволочь», и потому, что создаётся представление беспомощности русского народа, что не соответствует действительности.

Указанные материалы стоят на грани их определения экстремистских материалов, то есть материалов, возбуждающих национальную или религиозную рознь.

Опубликование таких материалов дает основание полагать о том, что в дальнейшей деятельности при издании газеты «Русское Забайкалье» в ней могут размещаться материалы экстремистского характера, что будет являться нарушением Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности».

С учётом этого, 22 февраля 2006 года заместителем прокурора области С.М. Авдееву, являющемуся председателем Совета Читинского отдела Союза Русского Народа и фактически выступающим в качестве главного редактора газеты «Русское Забайкалье» объявлено предостережение о недопустимости нарушения закона.

Кроме того, проверкой были выявлены факты нарушения законодательства о средствах массовой информации, выраженные в неполном отражении выходных данных в выпусках газеты «Русское Забайкалье», в связи с чем 26 февраля 2006 года заместителем прокурора области в отношении С.М.Авдеева возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 13.22 КоАП РФ, которое направлено для рассмотрения мировому судье судебного участка № 19 Центрального района г. Читы».

Тогда же ответ из прокуратуры за подписью старшего советника юстиции В.Н. Пичугова получил и руководитель еврейской общины Б.Л. Еремин.

«Ваше заявление по поводу выпуска 1-го номера газеты «Русское Забайкалье», содержащей, по Вашему мнению, публикации, направленные на разжигание национальной розни, рассмотрено в прокуратуре области.

Проведённой лингвостилистической экспертизой лексики, обосновывающей или оправдывающей превосходство одной национальности, расы над другой или неполноценность каких-либо национальностей, в газете не выявлено.

В то же время, публикация анонса «Россия с ножом в спине» признана некорректной. В связи с этим председателю Совета Читинского Отдела Союза Русского Народа Авдееву С.М. вынесено предостережение с недопустимости нарушения закона.

Кроме этого, в действиях Авдеева, являющегося фактически главным редактором газеты, выявлены признаки административного правонарушения, предусмотренного ст. 13.22 КоАП РФ, в связи с выпуском газеты без указания выходных данных. По этому поводу в отношении чего возбуждено дело об административном правонарушении. Соответствующее постановление об этом направлено мировому судье Центрального района г. Читы».

Почувствовав безнаказанность, черносотенцы выпустили второй и третий номера газеты (февраль – март 2006 года), вновь опубликовав статьи, направленные против евреев, а также пропагандирующие успехи черносотенных организаций в Иркутске, Улан-Удэ и Благовещенске.

Эти выпуски вызвали ответные публикации газеты «Экстра», подготовленные журналистом Андреем Коптеевым в апреле 2006 года, в которых осуждалась деятельность читинских черносотенцев и их руководителя доцента Сергея Авдеева. Коптеевым справедливо отмечалось, что выступления черносотенцев грозят Забайкалью вспышкой национальной вражды. Черносотенцы подали на журналиста в суд, но проиграли его.

Тем не менее, черносотенцы продолжали ежемесячный выпуск газет «Русское Забайкалье», опубликовав еще шесть номеров (№ 4–9). В конце 2006 года в рядах читинских черносотенцев произошёл раскол, при этом одной из причин раскола его инициаторами определена «агрессивная настроенность некоторых статей» из номера 8 «Русского Забайкалья». Об этом сообщалось на первой странице новой газеты черносотенцев под названием «Русская Даурия» в номере 1 за 2006 год. Но и в этой газете проявился экстремистский характер ее издателей. Особенно отчётливо это отразилось в статье «Евреи, иудеи, жиды…», перепечатанной из центрального журнала «Русь православная», чьи публикации неоднократно признавались националистическими. Редактором новой газеты выступил Сергей Авдеев, входивший до этого в редколлегию газеты «Русское Забайкалье».

В связи с регулярным выходом черносотенных газет мною, как председателем Ассамблеи народов Забайкалья, было направлено обращение в прокуратуру Читинской области с требованием запрещения данных изданий как националистических. Ответ за подписью старшего советника юстиции В.В. Макарова был, как и первый, полученный в 2006 году, двойственным и непоследовательным. Приведём его в полном виде.

«Ваше обращение, поступившее в прокуратуру области 24.01.2007, о неправомерной деятельности Читинского и Забайкальского отделов Союза русского Народа, рассмотрено.

Проведённой по обращению прокурорской проверкой установлено, что в газете данных общественных организаций «Русская Даурия» № 1 и «Русское Забайкалье» № 9 опубликованы ряд статей, которые содержат лексику, оскорбляющие честь и достоинство граждан России по национальной принадлежности.

По заключению специалиста лингвостилистического исследования контекст, в котором в статьях данных газет изложены предложения: «Россия – для русских!» и другие, не даёт возможности отнести эти лозунги к призывам, направленным на совершение массовых беспорядков, хулиганских действий, актов вандализма, изменение конституционного строя, уничтожение этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы, военных и иных преступлений.

Для принятия предусмотренных законом мер к приостановлению или прекращению деятельности средств массовой информации о результатах проверки сообщено в Восточно-Сибирское территориальное управление Федеральной службы по надзору за соблюдением законов в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

В соответствии со ст. 7 и 8 ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» председатели Советов Забайкальского и Читинского отделов Союза Русского Народа и главные редакторы газет «Русская Даурия» и «Русское Забайкалье» Авдеев С.М. и Яременко А.С. предупреждены прокуратурой области о недопустимости деятельности, содержащей признаки экстремизма. Им объявлено, что в случае повторного нарушения законодательства о противодействии экстремизму в течение 12 месяцев со дня внесения данных предупреждений, деятельность возглавляемых ими общественных организаций и средств массовой информации подлежит запрету и прекращению в установленном законом порядке.

Прокуратурой области для дальнейшей возможности прекращения средств массовой информации принимаются меры об отнесении в судебном порядке публикаций газет «Русское Забайкалье» № 7, 8 и 9, «Русская Даурия» № 1, содержащих лексику, оскорбляющую честь и достоинство лиц по национальной принадлежности, к экстремистским материалам.

Данный ответ Вы вправе обжаловать вышестоящему прокурору или в Центральный районный суд г. Читы».

Черносотенцы продолжали издавать газету «Русское Забайкалье», выпустив за три первых месяца 2007 года два номера (10 и 11). Десятый номер дал весьма впечатляющую картину выступлений черносотенцев в разных городах России, организованных 28 января 2007 года «в защиту русских патриотов», фактически подтверждая, что «чёрная сотня» представляет немалую общественную опасность. Здесь же представлена серия статей, где главными врагами всего на свете объявляются евреи. Статьи сопровождались грязными антисемитскими карикатурами. Номер 11 отличился статьей с нападками на прокуратуру, осмелившуюся вынести предупреждение (от 15.2.2007) главному редактору газеты «Русское Забайкалье» Александру Ярёменко (обозначенному в этой должности, начиная с третьего номера этой газеты). Такой характер публикаций в черносотенной газете заставил прокуратуру внести представление в Центральный районный суд Читы, который установил наличие в материалах газеты «Русское Забайкалье» признаков экстремизма и оскорбления чести и достоинства по национальному признаку; постановил изъять нереализованную часть тиража газеты № 7 со статьей «Отклики на материалы по событиям в Харагуне на сайте «Народный контроль». Журналист Андрей Коптеев, сообщая в газете «Экстра» о решении суда, справедливо отметил, что не только этот материал, но и другие статьи «Русского Забайкалья» содержат экстремистские выпады. Такую же точку зрения в своем пресс-релизе выразила городская администрация в лице заместителя начальника отдела по связям с общественностью А.И. Лыцуся: «Издание «Русское Забайкалье» открыто пропагандирует идеи «русского фашизма», недвусмысленно обещая разобраться, кто в стране патриоты, а кто сионистские выкормыши. Это явное и открытое проявление фашистской идеологии и национального экстремизма».

Наряду с этим на черносотенные дела доцента Сергея Авдеева обратило внимание руководство ЗабГГПУ. В вузе была создана комиссия, которая пришла к выводу, что газета «Русское Забайкалье» неофициально распространялась среди студентов и преподавателей, им же велась пропаганда националистических идей в устной форме. Кафедра педагогики, доцентом которой являлся Сергей Авдеев, осудила его действия, а в дальнейшем отказала ему в поддержке при прохождению по конкурсу. Авдеев был вынужден удалиться из ЗабГГПУ, но тут же был принят на работу в ЧитГУ.

Вместе с тем, не обращая внимания на предупреждения прокуратуры, решение суда и осуждающие заключения ряда общественных организаций, черносотенцы продолжили выпуск «Русского Забайкалья», издав еще 17 номеров (12–28), полностью сохраняя националистический курс. В номере 28 от 16 марта 2009 года первая страница посвящена нападкам на прокуратуру и суд, которые уже с июля 2008 года вели против Ярёменко уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного частью 1 статьи 282 УК РФ, проявляющееся «в возбуждении ненависти, либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства, направленные на возбуждение ненависти и вражды, а также на унижение достоинства человека, группы лиц по признакам национальности, отношения к религии, совершенные с использованием средств массовой информации». Для обоснования привлекались материалы многих номеров «Русского Забайкалья», начиная с № 10 от 9 февраля 2007 года. Ранее вышедшие номера оставлены без внимания, вероятно, за их «давностью». Судебное разбирательство было длительным. На одно из заседаний меня привлекли как свидетеля обвинения, и я видел, что зал заполнен его сторонниками – черносотенцами. Если оставить в стороне все длительные перипетии, то процесс не дал результатов. Ярёменко ушел от ответственности. Отмечу, что читинские черносотенцы выпускали не только националистическую газету и создали сайт в интернете, они распространяли такие же по характеру листовки, а также диски, набитые антисемитской литературой, организовывали провокационные «русские марши», вели устную националистическую пропаганду и так далее.

С самого начала их националистической деятельности у меня возник вопрос: почему она допускается государством? Постепенно ответ был найден. У черносотенцев есть высокие покровители. Создание Читинского отделения СРН освятил епископ Читинский и Забайкальский Евстафий, а выпуск газеты «Русское Забайкалье» – благочинный Читинского округа Читинско-Забайкальской епархии игумен Димитрий (Елисеев). Один из лидеров черносотенцев, Ярёменко, как выяснилось на судебном процессе, по официальным документам, был ответственным секретарем газеты «Православное Забайкалье», где работал под началом епископа Евстафия (до этого суда от священников можно было слышать, что он простой прихожанин). Все читинские черносотенцы образуют актив читинской епархии и ближайшее окружение епископа. Неужели столь масштабная деятельность читинских черносотенцев под покровительством епископа не известна церковному начальству в Москве?! Или же вся православная церковь пропитана черносотенством?! Наверное, все-таки неслучайно на учредительном съезде СРН в Москве в первых рядах было немало священников. Фотографии с ними разместило в Интернете православное информагентство «Русская линия».

Но дело, вероятно, еще в том, что православная церковь на современном этапе оказалась вне общественной критики. Её действия нельзя оспаривать, а, если кто-то и осмелится, то власть постарается полезность этой критики не заметить. На самом деле, всё станет на свои места, если развести небесное с земным: по моему глубокому убеждению, небесное предназначено для божественного и сакрального, тогда как церковь – организация земная и грехов у неё не меньше, чем у ЦК КПСС; к тому же и епископ – не Иисус Христос!

У читинских черносотенцев имеются покровители в силовых структурах, что вытекает уже из того, что в их числе на первых позициях находятся сыновья высокопоставленных службистов с большими звездами на погонах.

Обращает на себя внимание нерешительность в действиях в течение пяти лет прокуратуры и суда, которые принимали только половинчатые решения или не доводили дело до существенного результата вообще. В результате черносотенцы сохранили свою организацию и собираются с силами для новых провокаций. К тому же и средства у них находятся немалые. Это для ветеранов-афганцев существует неразрешимая проблема, где достать деньги для издания даже одного номера своей газеты, а у черносотенцев они находятся и на три десятка номеров, при этом источник денежных вливаний не выявлен.

Замечено также, что почти вся верхушка черносотенцев входит в руководство Читинского городского казачьего общества. Пресса отмечала, что казаки активно работают с подростками – не появятся у них в связи с этим новые черносотенцы?!

К образовательному процессу в вузах, лицеях и школах имеют отношение друзья черносотенцев из числа местных философов и филологов, их негативное влияние на молодёжь достаточно ощутимо.

И наконец, некоторые из черносотенцев напрямую работают в силовых структурах – можно ли столь агрессивным националистам доверять защиту народа?!

Из всего этого вытекает, что в Забайкалье, а также в других городах Сибири, появились чуждые миру и согласию националистические сообщества, обладающие значительной разрушительной силой.

И пока остаётся открытым вопрос – найдётся ли на них управа?!

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления