Общество На войне как на войне

На войне как на войне

«Война» за жилищные сертификаты в бывшем военном гарнизоне стратегического назначения Степь продолжается. Начата она была подобно Великой Отечественной — без всякого предупреждения.

«Война» за жилищные сертификаты в бывшем военном гарнизоне стратегического назначения Степь продолжается. Начата она была подобно Великой Отечественной — без всякого предупреждения. Министерство обороны России в марте 2010 года объявило военный городок открытым, а в 2011 вывело последние войска. Для гражданского населения это стало настоящей оплеухой - они одномоментно потеряли всё: и работу, и право на получение жилья.

Губернатор предпринял попытку разрешить зарождавшийся конфликт мирным способом. Он пообещал выбить деньги на сертификаты в Министерстве финансов РФ, посоветовав дожидаться их в бывшем гарнизоне Ясная, в котором есть всё необходимое для жизни, кроме работы. Желающих переехать оказалось немного. Большинство жителей военного гарнизона не поверили краевым властям и решили жить в неотапливаемой Степи, пока не добьются справедливости. Корреспонденты ИА «Чита.Ру» выехали в бывший военный городок, чтобы лично убедиться в решительности оставшихся степнинцев.

«Власти нас «кинули»

Нежилые панельные пятиэтажки без окон и дверей своей безмолвностью наводили тоску и печаль, напоминая картинки с Чернобыля, тиражируемые тысячами в мировых СМИ. Внутри - то, что оставили в спешном переезде последние хозяева. После посещения зданий мародёрами этого добра немного: оклеенные обоями стены, висящие на них иконы и календари за 2010 год, сломанная мебель, разбросанные повсюду фотографии, пожелтевшие от сырости. Всё остальное вынесли. Даже полы разобрали в поисках «ценной» арматуры.

1 из 11

Только мы окончили осмотр одного из ДОСов (степнинцы по привычке называют жилые здания домами офицерского состава), как к нам подошли несколько местных жителей. Мы представились. С интересом разглядывая наши удостоверения, мужчина переспросил:

«Вы откуда? С «Чита.Ру»? А поможете нам? Или как телевидение? Приехали, поснимали рассказы о нашей проблеме с сертификатами, а показали, как хорошо в Ясной, лишь вскользь упомянув о нашей беде. А что там? То же что и здесь – брошенный военный городок без рабочих мест и с разбитыми квартирами. Надеюсь, вы-то о нас расскажете правду?», - с подобных слов начинались все наши встречи с местными жителями.

Глава инициативной группы Алексей Гарифуллин, один из встретившихся нам людей, начал рассказывать о проблемах жителей: «После того, как нас «кинули» премьер-министр на пару с министром обороны, открывшие городки, мы решили стоять до последнего. Смысл верить обещаниям губернатора, когда знаешь, что нашу проблему сможет решить только тот, кто её создал? На предоставление нам жилищных сертификатов необходимо около 400 миллионов рублей. В краевом бюджете таких денег нет, и у главы региона не получается их выбить у Министерства финансов России. Дали 64 миллиона, но это лишь капля в море и та предназначена не нам. Пока мы живём в Степи, власти о нас помнят, по крайней мере, делают вид. Наш переезд в Ясную будет означать примирение, и о нас попросту забудут».

На стакан — корочку хлеба

Потом Алексей предложил нам пройтись до местной школы, где можно было застать большинство активных противников переезда. Сегодня, в день нашего визита — 40 дней со дня смерти создателя инициативной группы Александры Жуковой.

«Александра Владимировна сумела сплотить нас в это непростое время. Она готова была отдать всё ради того, чтобы отстоять права своих близких и земляков. Я думаю, не случайно то, что вы приехали к нам именно сегодня и попали в школу именно сейчас. Пройдёмте за стол и помянём Александру Владимировну», - пригласила нас одна из участниц инициативной группы Людмила Плотникова.

В актовом зале школы стояла тишина, даже, несмотря на то, что присутствующих здесь было около сорока человек. Стакан с корочкой хлеба сверху, как и положено, стоял на столе. Все поминки женщины проплакали.

Котельная, которой нет

Сразу после поминок мы отправились поговорить с директором школы Джульеттой Дармаевой.

«Большинство учеников школы были детьми военных, поэтому вывод войск сильно ударил по численности учащихся. Школа вмещает 400 детей, но у нас на сегодня их лишь 184. Испытали мы проблему и с нехваткой учителей, которые вместе с мужьями-военными покинули гарнизон. Радует, что школу власти обещали сохранить. Правда, здесь теперь будут находиться главные социальные объекты: почта, ФАП, детский сад. Уже начали установку оборудования необходимого для работы мобильной котельной», - рассказала она.

1 из 2

Если директор по долгу службы повторил речи чиновников, то главе инициативной группы терять было нечего, поэтому он критиковал краевые власти.

«На недавней встрече с Равилем Гениатулиным мы задали ему вопрос по поводу отопления школы, а он громко спросил у нас: «Вы видели красивый комплекс за школой?». После этого, услышав наше негодование, переспросил у своих помощников. – Его что, ещё не возвели?» Это ли не показатель заинтересованности главы края в решении наших проблем?» - возмущению Алексея, казалось, не было предела. Но это только казалось.

Миновав площадку с «установленной» мобильной котельной, мы направились в сторону здания бывшего детского сада. У разбитой трёхэтажки Алексей уже не стеснялся в выражениях: «В 2010 году военные миллионы «вбухали» в этот садик, а после того, как они ушли и пришли ЧОПы, его начали потихоньку растаскивать. Как можно назвать человека, ворующего у детей? Я даже такого слова не могу подобрать! Почему охрана не предотвратила этого? Их сотрудникам было некогда – пили они!»

1 из 2

По оставшимся следам ремонта было понятно, что военные, и правда, не поскупились. Если бы садик удалось передать муниципалитету, он мог бы стать одним из лучших в районе. К сожалению, не удалось - мародёры были беспощадны. От вырванных пластиковых окон местами остались лишь каркасы, части повреждённых подвесных потолков висели над нашими головами, к месту сорванного датчика пожарной сигнализации тянулись негодные для сдачи на металлолом провода. Даже на вид только вчера поклеенные обои местами содрали, но скорее так, ради потехи.

В списке «мертвецов» прибавится.

Приехать в Степь стоило только ради того, чтобы увидеть котельную, из-за которой поднялся весь сыр-бор с переездом. Помните аварию в 2009 году, из-за которой замерзал весь гарнизон? К счастью, тогда на помощь жителям, большинство из них ещё были военными, вместе с краевыми чиновниками пришли федеральные и восстановили котельную в экстремальных условиях. Температура на улице достигала -45 градусов по Цельсию. Кстати, немалые средства тогда вложили в этот ремонт, жаль, что уже через два года после него здание котельной пришло в негодность. И не появилась обещанная министром обороны новая котельная. Несмотря на это, отопительный сезон 2011-2012 годов прошёл без серьёзных сбоев. Кстати, её работники уверены, что она способна работать и дальше, если сделать небольшой ремонт.

Котельная гарнизона Степь
1 из 4
Котельная гарнизона Степь

«Наша котельная газ-мазутная, поэтому в качестве топлива можно использовать газ, который в разы дешевле мазута. Почему наше руководство не переведёт Ясную и Степь на это топливо — непонятно, ведь можно было бы тогда сохранить оба городка», - размышляет кочегар.

Мечты о сохранении любимого городка наверняка продолжают таиться где-то глубоко в душе не только у кочегара и сотен других жителей Степи, но и у всех тех, кто когда-то здесь жил. Все они переживают за судьбу городка, многие из которых постоянно об этом говорят на странице группы «Мы из Степи» в «Одноклассниках». Но кому до этих переживаний есть дело? Федеральным властям, которые не нуждались в консультациях людишек, когда разваливали сотни подобных гарнизонов по всей стране? Или краевым, которым главное тихо и безболезненно объяснить, что прав на жилищные сертификаты они уже лишились?

«На наших глазах закрыли аэродром первой категории, а ведь на его базе дислоцировалось более 400 самолётов. На наших глазах разрушили всю военную инфраструктуру: казармы, технико-эксплуатационной части, бомбосклады. На наших глазах уничтожили многие ДОСы, детский сад, гарнизонный офицерский клуб. Но мы не позволим уничтожить наши права и всё же выбьем у властей сертификаты!», - искренне говорит глава инициативной группы Алексей Гарифуллин.

1 из 11

Инициативная группа гарнизона Степь продолжает вести переписку с краевыми и федеральными властями, желая найти консенсус. Происходит это в цивилизованной форме. Пока.

15 мая степнинцам отключили горячую воду, канализацию и тепло, а 1 июня обещают «отрубить» и электричество с водоснабжением. Это может стать поворотным событием в «войне» за жилищные сертификаты. Жители обещают ответить столь же решительно — перекрыть федеральную трассу Чита — Забайкальск или железную дорогу прямо перед поездом Москва — Пекин. В том, что это случится, сомневаться не приходится, ведь им больше нечего терять.

Фото и видео Егора Захарова, Андрея Затирко, жителей Степи.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления