Общество обзор «Алё, гараж!»

«Алё, гараж!»

«Дворы усыпаны сотнями «ракушек». Их устанавливают и в зелёной зоне, и на детской площадке. Эффективных способов борьбы не найдено, Есть контролирующие органы, но никто не берёт на себя ответственность снести конструкцию с авто внутри.

Проблема самовольной установки металлических гаражей в Чите не менее актуальна, чем проблема нарушений правил парковки. Но, в отличие от машин, припаркованных на тротуарах, газонах и перекрёстках, проблему больших железных коробок решить гораздо сложнее – в дело вмешиваются имущественные отношения, где штрафом в несколько тысяч рублей для одной из сторон конфликта не отделаешься. И если припаркованные как попало машины рано или поздно покидают свой насест, то гаражи оседают во дворах жилых домов практически навсегда.

Железное законодательство

Чем чреваты самовольные действия граждан, которых никто и ничем не ограничивает, могут наблюдать жители большинства многоквартирных жилых домов. Хорошо, если линейки железных конструкций выстраиваются за домом. Хуже, когда владельцы автомобилей паркуют будки для своих железных коней во дворах, где по всем правилам должны резвиться дети и возводиться спортивные площадки.

Не секрет, что у многих таких деятелей начисто отсутствует художественный вкус, чувство гармонии с окружающим миром, банальная совесть, а иногда и рассудок. Это приводит к тому, что некоторые дворы давно превратились в свалку разноцветного металлолома, пространство вокруг которого густо полито отходами жизнедеятельности автомобилей.

В Чите насчитываются сотни дворов, где проблема незаконно установленных гаражей давно вышла за пределы вопроса организации пространства для детей и старушек. Ничем не контролируемое распространение гаражей полностью уничтожает свободное пространство без согласия тех, кому оно принадлежит – жителей многоквартирных домов и государства.

В качестве примера можно привести четырёхугольник, составленный улицами Новобульварная, Шилова, Июньская и Нечаева. Громоздящиеся здесь многоэтажки густо населены владельцами автомобилей. Чита – не Куба, зимой температуры опускаются до 30-40 градусов мороза. И если летом при должной сноровке можно организовать какие-то парковки под открытым небом, то зимой владельцы автомобилей предпочитают загонять технику в какое-то подобие конуры. В итоге этими конурами дворы жилых домов забиты так, что невозможно не только разъехаться – часто трудно пройти пешеходам.

Есть ли выход?

Решение проблемы не так однозначно, как кажется. Если проблему парковок можно решить силами ГИБДД, штрафами, ограничением въёзда автотранспорта на какие-то территории, то в проблеме ответственного хранения автотранспорта одними карательными мерами не обойдёшься.

Автовладельцы, которые знакомы с проблемой покупки или съёма гаража в центральных районах Читы, знают, что сделать это сложно. Особенно проблемными такие вопросы становятся перед наступлением холодов, когда владельцы машин вспоминают о том, что ночью их надо глушить в таком месте, чтобы с утра можно было обойтись без «крокодилов», костров и беготни с аккумуляторами.

Гаражных кооперативов не хватает. Расплодившиеся в последнее время подземные стоянки, во-первых, безумно дороги как для покупки, так и для съёма, а, во-вторых, решают проблему недостатка парковочных мест ещё хуже, чем гаражные кооперативы.

Мечты некоторых автолюбителей о ситуации, в которой все бы парковали машины под окнами своих квартир, при ближайшем рассмотрении выглядят чистым безумием. Круглосуточно забитый машинами двор так же полезен детям и бабушкам как двор, забитый железными гаражами. Да и концерты сигнализаций вряд ли обрадуют забайкальцев, которые привыкли к целебной тишине истоков кристально чистых рек и взмывающих в небо хребтов. Из рассказов о столичных реалиях можно также вспомнить дворовые войны автовладельцев за место под солнцем и ремонты обильно протекающих маслом, бензином и тосолом автомобилей на площадках напротив подъездов, из которых радостные дети солнечными утрами выбегают к свежей зелёной траве и свежему воздуху.

Выходом из ситуации могли бы быть крытые парковки, разбитые на пустующих землях рядом с жилыми массивами, температура в которых зимой поддерживалась бы на уровне, позволяющем оставлять автомобиль на несколько дней без опаски заморозить. Практика создания таких крытых парковок в краевых СМИ не изучалась, но они постепенно появляются в Чите.

Примечательна ситуация на ГРЭСе, где такими конструкциями окружена вся центральная часть посёлка. Среди услуг, которые предоставляют организаторы таких аттракционов – не только хранение автомобиля под крышей, где даже в 40-градусные морозы температура держится около нуля градусов, но и хранение аккумуляторов в протопленной сторожке или помощь в реанимации всё же «умершего» автомобиля за сдельную плату. Стоимость «ночёвки» в таком боксе чаще всего не превышает 150-200 рублей, да и почти в каждом случае вам предложат месячный абонемент, который по факту будет гораздо дешевле, чем ежедневные взносы в кассу сторожки.

Да, это определённые затраты, но покупка автомобиля их предполагает. В конце концов автолюбители вынуждены постоянно покупать бензин, менять масло и проходить какое-никакое ТО. Хранение автомобиля в приспособленном на то месте – одна из неизбежных трат. Безусловно, кто-то решает её гораздо проще, швыряя чадящий далеко не благоуханными испарениями автомобиль под балконом или – что ещё хуже – незаконно устанавливая там же железный гараж, но делается это не от большого ума, а от вседозволенности.

Бессмысленная война - кампанейщина без результатов

Власти Читы и Забайкальского края иногда объявляют войну незаконно установленным гаражам. Беглый мониторинг говорит о том, что стартуют эти совершенно бессмысленные кампании раз в год-полтора с сообщения о том, сколько незаконно установленных гаражей насчитывается в краевом центре. Показатель этот за последние годы нисколько не изменился.

Так, в феврале 2011 года пресс-служба краевого управления Росреестра сообщила о том, что в Чите около 60 тысяч металлических гаражей установлены незаконно, то есть без правоустанавливающих документов. Для города с населением в 300 тысяч человек – весьма показательные данные.

Сообщалось о том, что в 2010 году было проведено около 2,4 тысячи проверок соблюдения земельного законодательства и выписано штрафов на 862 тысячи рублей только в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В юридическом плане из пресс-релиза становилось понятно, что «при выявлении нарушений госинспектор выдаёт землепользователю предписание об их устранении и выписывает штраф»: «Если в течение трёх месяцев ситуация не меняется, то краевое управление Росреестра инициирует обращение пострадавшей стороны в суд».

В июле того же года краевой Росреестр объявил очередную войну незаконной установке гаражей. «Бессистемное захламление Читы так называемыми «ракушками» – это общая головная боль всех заинтересованных сторон. В городе их ставят как и кому захочется. Есть множество придомовых территорий, где кроме гаражей нет ничего – ни детских площадок, ни клумб, ни деревьев. Это настоящая проблема, которую необходимо решать», - цитировали в пресс-службе ведомства слова представителя Росреестра Алексея Тихенко. Сообщалось, что из уже известных 60 тысяч металлических гаражей разрешение на установку получили менее 150 человек.

Ровно через год – в июле 2012-го – ГТРК «Чита» повторила те же самые числа - 60 тысяч незаконно установленных гаражей. Сообщалось также, что в судах города находится около 100 дел по поводу демонтажа незаконно установленных конструкций. По всему выходило, что объявленная год назад «война» никаких результатов не принесла.

«Сотнями «ракушек» буквально усыпаны дворы краевого центра. Их устанавливают и в зелёной зоне, и на детской площадке. Эффективных способов борьбы с незаконными гаражами пока не найдено, Казалось бы, есть контролирующие органы, однако никто не берёт на себя ответственность снести металлическую конструкцию с дорогостоящим авто внутри. Ищут владельца, уведомляют и ждут, когда он сам уберёт свой гараж», - по делу сокрушалась журналист ГТРК «Чита» Дарья Таскина.

Замруководителя управления Росреестра Ирина Иващенко говорила о том, что чиновники могут только провести проверку по линии государственного земельного контроля, вручить предписание о демонтаже гаража и выплате штрафа. Если владелец гаража проигнорирует требование инспектора, то соответствующее заявление будет подано в суд. Что дальше – не очень понятно. Найти упоминаний о том, чем закончились 100 историй с попаданиями в суд дел о незаконно установленных гаражах, не удалось.

С темой незаконно установленных гаражей разбирались и журналисты телекомпании «Альтес». В апреле журналист Светлана Лисичникова на примере двора по улице Балябина, 30 показала, как гаражи мешают жителям: «Если бы их не было, детская площадка могла бы быть как минимум в два раза больше, и сотни детей могли бы найти себе занятие. Теперь же, говорят родители, отпускать детей не только некуда, но и опасно. К примеру, этот гараж установлен буквально в нескольких сантиметрах от трансформаторной будки. Если в нём произойдёт пожар, то последствия могут быть непредсказуемыми».

Представители МЧС говорили о том, что такие гаражи нарушают требования пожарной безопасности, а сумма штрафа в этой связи для граждан может достигать 2 тысяч рублей, для должностных лиц 7 тысяч рублей, а для юрлиц и вовсе 150 тысяч рублей. Иначе говоря, незаконно припарковать гараж дешевле, чем незаконно припарковать автомобиль.

Ещё один акцент, который сделала Лисичникова, состоит в том, что владельцы части ставят свои гаражи, не разбираясь, проходит ли под землёй телефонный кабель или, к примеру, системы водоснабжения. Ну, и главное - в незаконной постройке стоит вполне законная машина. Впрочем, и в этом случае выход есть: «Общее решение жильцов. Ведь двор возле дома, по закону, это собственность всех жителей. Другое дело, что не всегда можно определить границы одного двора, однако, этот вопрос снимается после проведения процедуры межевания. В этом году таковая пройдёт в 820 многоквартирных домах. То есть бороться за свободную от гаражей территорию станет проще». Результаты межевания, равно как и результаты 100 «гаражных» дел, пока тоже не известны.

Гаражный пат?

Комментируя ИА «Чита.Ру» ситуацию с незаконно установленными гаражами на минувшей неделе исполняющая обязанности заместителя руководителя Управления Росрееста по Забайкальскому краю Ирина Иващенко вновь сообщила о том, что установка гаража без разрешения - это нарушение статьи 7.1 КоАП РФ «Самовольное занятие земельного участка». Санкция статьи предполагает наложение штрафа на физических лиц в размере от 500 до тысячи рублей. Также хозяину гаража выдаётся предписание об освобождении или оформлении участка. По словам Иващенко, в большинстве случаев это предписание игнорируется, хотя за его неисполнение предусмотрен штраф – от 300 до 500 рублей. Что самое печальное, повторно привлечь владельца к ответственности можно только через год.

«Если гараж не исчезает после принятия административных мер, то сотрудники администрации города или департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края могут принять меры для сноса гаража. Однако убрать его тоже не просто - при работе можно повредить машину или какие-то хранящиеся в гараже вещи, что также может стать поводом для судебного разбирательства», - отметила Иващенко.

Как видно, ситуация с металлическими гаражами в Чите за неполные два года изменилась, но только в худшую сторону. Чиновники, обязанные действовать в рамках закона, разводят руками – убрать уже установленные гаражи почти невозможно. Штрафы за нарушение земельного законодательства для владельцев машин стоимостью в сотни тысяч рублей смешны до неприличия. Единственный выход – коллективное недовольство собственников помещений в многоквартирных жилых домах, которым принадлежат и дворовые территории. И если вопрос межевания постепенно решается, то вопрос переработки коллективного недовольства в конкретные эффективные меры гораздо более неоднозначен.

«Алё, гараж!»

В складывающейся ситуации информационное агентство «Чита.Ру» предлагает не просто смотреть на незаконно установленные в ваших дворах гаражи, а присылать соответствующие фотографии с указанием адреса на электронную почту агентства – info@chita.ru, или в специально созданную для этого группу в официальной группе агентства в социальной сети «ВКонтакте».

Как и в случае с проектом «Припаркуй интеллектуала» проект, который мы назвали «Алё, гараж!», не преследует цели штрафования всех попавших в проект «гаражных интеллектуалов». Мы предлагаем всем желающим взглянуть на то, во что мы сами – безо всякого понуждения со стороны властей – превращаем дворы собственных дворов. Железные коробки, между которыми во время нехитрых игр вынуждены лавировать дети, которые обходят пешеходы и объезжают матерящиеся автолюбители, привезены во дворы не мэром и не его заместителями, не полицейскими и не следователями. Это или мы сами привезли железную коробку во двор, или дали сделать это соседям. Жаловаться не на кого.

В первом обзоре на части фотографий не обозначены адреса – это снимки, присланные горожанами в редакцию до объявления акции или для участиях в других проектах агентства.

Начнем с новости, которая уже была в ленте агентства «Чита.Ру». Участник акции «Стань известным репортёром» сообщил о том, что неизвестные поставили железный гараж в сквере квартала домов по улице Подгорбунского, 41 «а», «б» и «в»: «Приехал домой обедать. Смотрю в окно, а там - железный гараж, который поставили в единственном оставшемся зелёном сквере. Неравнодушные люди в нашем районе за свои средства обустраивают придомовую территорию, детские площадки, высаживают деревья и цветы. Я сам автовладелец и мог бы давно воткнуть свой гараж на этом месте. Вызывает возмущение от поступка такого человека, который посягнул на зелёный сквер».

Проблема, конечно, не только в том, что кто-то воткнул железный гараж в сквере, а в том, что все «неизвестные» хорошо известны, ибо каждый вечер ставят свои машины в гаражи, а утром их выгоняют:

Ещё одна история, про которую мы уже рассказывали в проекте «Припаркуй интеллектуала в интернете». Посетитель Читинского городского портала прислал снимки гаражей с такой припиской: «А вы говорите машины!!! Учитесь парковать гаражи!»

1 из 6

Теперь свежие снимки. К следующей истории автор снимков добавил такие комментарии: «Во двор въезжает новая ракушечка. Здесь не видно, но вообще в этот момент владельцы уже установленной ракушечки стоят рядом и громко негодуют. Загонять транспорт теперь будет неудобно. Второй кадр снят с той же точки, но с поворотом на 180 градусов. Здесь уже ставить некуда».

1 из 2

Это обычный читинский двор в микрорайоне Северный Читы, дом №59 в разные времена года:

1 из 7

Окрестности дома по улице Нерчинско-Заводская, 3:

1 из 7

Двор дома по улице Курнатовского, 72:

1 из 5

Напоследок оригинальная парковка с участием железного и живого «интеллектуала»:

Обзоры фотографий «железных интеллектуалов» будут публиковаться по мере накопления материалов.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
47
ТОП 5
Мнение
«Зачем из Раскольникова делать идиота?»: мнение школьной учительницы о новом «Преступлении и наказании»
Мария Носенко
Корреспондент
Мнение
Ну и как ходить по этому льду? Коллапс в Чите из-за снега продолжается
Елена Раздобреева
Редактор
Мнение
Гурулев: «С божьей помощью, конечно, можно сделать, но без денег не получится»
Редакция «Чита.Ру»
Мнение
«Тот самый S.T.A.L.K.E.R. с тупыми болванами». Журналист потратил более 30 часов на игру, которую все ждали 14 лет, — впечатления
Даниил Конин
журналист ИрСити
Мнение
Смотрят на иностранцев как на зверушек, но хорошо платят: модель из России устроилась на работу в Китае — ее впечатления
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления